Файл: Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу ..pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Работа психофизиологии в профессиональной деятельности
1.2. Степень психоэмоционального напряжения
1.3. Методы исследования в психофизиологии профессиональной деятельности
Глава 2. Психофизиологический анализ деятельности менеджеров по персоналу в компании Теле-2
2.1 Характеристика компании Теле-2
2.2 Психофизиологические компоненты работоспособности менеджеров по персоналу
2.3. Рекомендация улучшения психофизиологической работы менеджеров по персоналу
В последнее время в психофизиологию внедряется новый метод регистрации электрической активности мозга - магнитоэнцефалография и изотопный метод (позитронноэмиссионная номография).
Приступая к обзору методов психофизиологии профессиональной деятельности, целесообразно дать общую характеристику методов собственно психофизиологии и остановиться на тех из них, которые применяются при анализе профессиональной деятельности.
Все многообразие методов психофизиологии можно объединить в пять групп: наблюдение, тесты, электрофизиологические методы, моделирование и эксперимент. Часть из них применяется в психофизиологии профессиональной деятельности.
Специфика применения методов психофизиологии при изучении профессиональной деятельности состоит в том, что исследователь нацелен на решение приоритетной задачи оценки тех изменений в организме человека, которые обусловлены его работой. Учитывая это обстоятельство, как правило, используют два основных методических приема.
Все методы, которые применяются в психофизиологии профессиональной деятельности, условно можно разделить на три большие группы:
1) методы оценки функционирования анализаторных систем;
2) методы оценки исполнительных механизмов деятельности;
3) методы комплексной оценки психофизиологического состояния работника.
Психофизиология профессиональной деятельности опирается на общепсихологическую теорию деятельности, основанную на представлении о деятельности человека как о сложном, многомерном и многоуровневом, динамически развивающемся явлении, образующем целостную систему. Для характеристики составляющих деятельности необходимо рассмотреть соотношение мотива и цели, деятельности и действий, регулирующей роли психического отражения в планировании и осуществлении деятельности
Рассматривая профессиональную деятельность в русле системного подхода, Шадриков Владимир Дмитриевич - российский психолог, специалист в области психологии труда как процесс формирования системы деятельности выделил семь уровней возможного анализа профессий:
1) генетический подход. Рассмотрение профессии в ее возникновении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности;
2) личностно-мотивационный анализ деятельности. Выявление и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии;
3) компонентно-целевой анализ. Исследование компонентного состава задач в деятельности; исследование действий как процессов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок;
4) информационный анализ. Исследуются модальность и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; измеряется объем информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации;
5) структурно-функциональный анализ. Устанавливаются структура деятельности, то есть ее связи между компонентами; значимость и «вес» этих компонентов и связей; организация деятельности во времени, сложность компонентов-задач и трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента;
6) индивидуально-психологический анализ. Исследование индивидуальных стилей деятельности, способностей и компетенции;
7) психофизиологический анализ. Исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике.
Глава 2. Психофизиологический анализ деятельности менеджеров по персоналу в компании Теле-2
2.1 Характеристика компании Теле-2
В данной курсовой работе рассмотрим филиал компании Теле-2, в городе Москва, который расположен в бизнес-парке Olympia Park на берегу Химкинского водохранилища по адресу: ш. Ленинградское, 39А. Режим работы: с 9:00 до 19:00 (пн-пт).
Компания Теле-2 появилась в 2003 году и запустила сеть GSM в нескольких регионах России. За несколько лет Теле2 смог продвинуться до оператора федерального уровняю.
В 2013 году Теле 2 продал российское подразделение группе ВТБ. В феврале 2014 года Tele2 и «Ростелеком» объявили об объединении мобильных активов на базе Tele2 и создании нового федерального оператора. Соглашение открыло новые перспективы развития Tele2. Лицензионный портфель объединенной компании охватывает почти всю территорию Российской Федерации, что позволяет строить сеть федерального масштаба. Кроме того, оператор обладает частотами для развертывания сетей мобильной связи стандарта 3G/4G во всех федеральных округах, а также в Москве. В августе 2014 года новый федеральный сотовый оператор Tele2 стал работать более чем в 60 регионах России. По завершении интеграции компания начала оказывать широкий спектр услуг, в том числе скоростного мобильного интернета.
Tele2 строит бизнес по уникальной для телекоммуникационного рынка модели, которая уже доказала свою эффективность: качественные услуги по низким ценам. Управление затратами и ориентированность только на востребованные абонентами продукты помогают компании развиваться активнее других игроков российского рынка мобильной связи. Даже в условиях высокой конкуренции Tele2 демонстрирует значительные темпы роста абонентской базы и основных показателей бизнеса.
Tele2 создает свою инфраструктуру таким образом, чтобы сеть работала максимально эффективно. Компания тщательно подходит к планированию сети и использует современное оборудование, что позволяет предоставлять абонентам надежную мобильную связь по самым выгодным ценам. При этом на всех этапах строительства и развития своей сети Tele2 использует технологии и оборудование, признанные передовыми в области экологической безопасности и ресурсосбережения.
Tele2 проводит сбалансированную и эффективную социальную политику. Компания самостоятельно реализует и поддерживает партнерские проекты в области образования, здравоохранения, спорта, культуры, а также социального предпринимательства в различных регионах России. Оператор вносит ощутимый вклад в развитие регионов присутствия: Tele2 способствует активному росту конкурентной среды, стимулирует снижение стоимости и улучшение качества услуг мобильной связи.
Везде, где работает Tele-2, повышаются уровень занятости, объем налоговых поступлений в местный бюджет, темпы реализации программ социального развития. С 2003 года инвестиции компании в российскую экономику превысили 3 миллиарда долларов США. В совокупности эти факторы способствуют улучшению качества жизни в регионах. Компания стремится перевыполнять лицензионные требования, обеспечивая покрытие не только в крупных городах, но и в самых отдаленных уголках страны. Тем самым Tele2 решает важную социальную задачу – сделать качественную и недорогую мобильную связь доступной максимальному числу российских жителей.
Связь уровня конкуренции и расходов на мобильные услуги в разрезе регионов подтвердило исследование отраслевого аналитического агентства ComNews Research, опубликованное в ноябре 2012 года. Отчет показал, что общий уровень цен на услуги сотовой связи в России падает, а стоимость самых дешевых тарифов в среднем по стране сократилась на 34% за период с октября 2010 по июль 2012 гг. В этом есть и заслуга Tele-2 – появление оператора на региональных рынках телекоммуникаций неизбежно влечет снижение тарифов на связь.
Программа Tele-2 для корпоративных клиентов позволяет компаниям сократить расходы на сотовые услуги и избавляет предпринимателей от организационных хлопот. Сегодня все больше деловых людей убеждаются, что подключить корпоративный тариф гораздо удобнее, чем компенсировать сотрудникам звонки с их частных номеров. Специальные опции позволяют предпринимателям контролировать правильное использование средств, выделенных на оплату связи.
Бизнес компании развивается стремительными темпами, поэтому новые вакансии в Tele-2 Россия появляются постоянно. Для соискателей это - прекрасный шанс получить интересную работу и стать частью крупного оператора мобильной связи. В компании работает более 7000 человек, и половина из них – молодые специалисты.
Деятельность менеджеров Tele-2 основывается на принципах максимального делегирования полномочий. Решение интересных практических задач помогает развитию ответственности и лидерских качеств сотрудников. Для студентов, задумывающихся о будущей карьере, в компании действует программа профессиональной стажировки. В ходе обучения участники приобретают практический опыт работы в различных подразделениях Tele-2. Специально для этой программы в компании разработана система наставничества: молодые стажеры работают над масштабными и интересными проектами под руководством опытных менеджеров.
Далее рассмотрим организационную структуру организации (рисунок 1):
Генеральный директор |
Исполнительный директор |
Руководитель отдела клиентских отношений |
Руководитель отдела продаж |
Руководитель отдела по персоналу |
Руководитель Сервиса |
Администраторы |
Менеджеры отдела продаж |
Кадровый отдел |
Сервисные консультанты |
Рис. 1. Органическая структура
Линейно-штабная структура управления. Линейно-штабная структура управления имеет такие же характеристики, как и линейно-функциональная структура. Она предусматривает функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней.
Главной задачей линейных руководителей в этом случае является координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации.
Достоинства структуры:
1) более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
2) разгрузка высших руководителей;
3) хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления при условии наделения штабных подразделений правами функционального руководства;
4) возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.
2.2 Психофизиологические компоненты работоспособности менеджеров по персоналу
После рассмотренной структуры, проанализируем работу менеджеров по персоналу в Теле-2, проведя тест на тревожность (Приложение 1.) Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). После чего обработаем полученные результаты, которые изображены на рисунке 1.
Рис. 1 Тревожность менеджеров по персоналу.
После проведения теста были получены результаты, где выяснялось, что 62% менеджеров по персоналу в компании Теле-2, имеют повышенную тревожность на работе и их психофизиологический настрой на низком уровне.
Можно сказать, что менеджеры по персоналу часто встречаются с конфликтными ситуациями в компании, которые отражаются на их психофизиолгических компонентах работоспособности, особенно это отражается для сотрудников, которые недавно устроились в компанию.
Рассмотрим причины возникновения психофизиологических отрицательных компонентов:
1) вопросы по оплате труда;
2) увольнение сотрудников компании;
3) перевод на другую должность.
Рассмотрим каждый пункт подробнее:
1) Конфликт при оплате за выполненную работу чаще всего возникает из-за нечеткого определения в трудовом договоре порядка, условий и форм оплаты труда, а при увольнении или переводе сотрудников на другую работу - вследствие нарушения текущего трудового законодательства. Причинами конфликтов менеджера по персоналу с подчиненными могут быть также неправильный стиль его руководства, черты характера, ошибочные оценки окружающих, неумение действовать в той или иной конкретной ситуации и прочие.
2) При увольнении сотрудников, менеджер по персоналу испытывает психофизиологические волнения. Психологические исследования установили, что психологический стресс, вызванный увольнением, сильнее проявляется у мужчин, чем у женщин. Мужчины в силу своих психофизиологических особенностей и сложившихся в обществе стереотипов больше настроены на социальный успех, на карьерные достижения. Они чаще воспринимают увольнение как крушение всех своих жизненных планов и надежд, и чаще склонны к неадекватным реакциям. Психологические последствия, вызванные потерей работы, у мужчин также проявляются сильнее. Женщины более гибко реагируют на стрессовую ситуацию и быстрее адаптируются к новым условиям. Поэтому, как ни странно это выглядит с обывательской точки зрения, мужчины при увольнении нуждаются в более внимательном и «нежном» подходе, чем женщины.