Файл: Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу ..pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Работа психофизиологии в профессиональной деятельности
1.2. Степень психоэмоционального напряжения
1.3. Методы исследования в психофизиологии профессиональной деятельности
Глава 2. Психофизиологический анализ деятельности менеджеров по персоналу в компании Теле-2
2.1 Характеристика компании Теле-2
2.2 Психофизиологические компоненты работоспособности менеджеров по персоналу
2.3. Рекомендация улучшения психофизиологической работы менеджеров по персоналу
Введение
Актуальность данной курсовой является то, что деятельность менеджеров по персоналу имеет постоянный стресс в работе, работники загружены работой, за счет этого увеличивается психофизиологическая напряженность.
В которое входит: оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профпригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состояний.
Цель курсовой работы является психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу на примере компании - Теле- 2.
Из поставленной цели, были выявлены такие задачи как:
1) Рассмотреть понятие психофизиологии;
2) Изучить степень психоэмоционального напряжения;
3) Проанализировать методы исследования в психофизиологии профессиональной деятельности;
4) Рассмотреть характеристику компании Теле 2;
5) Провести психофизиологический анализ деятельности менеджеров по персоналу;
6) Разработать рекомендации улучшения работы психофизиологической работы менеджеров по персоналу
Объектом является рассмотрение работы менеджеров по персоналу в компании Теле 2
Предмет исследования является психофизический анализ менеджеров по персоналу в компании Теле 2
Глава 1. Работа психофизиологии в профессиональной деятельности
1.1. Понятие психофизиологии
Психофизиология – это наука, изучающая психические процессы, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении физиологического и психического характера.
Психофизиология – это особый раздел психологии и физиологии, в котором изучается роль биологических факторов в обеспечении психической деятельности. Ученые выделяют психофизиологию дифференциальную, речи и мышления, ощущений и восприятия, внимания, эмоций, произвольных действий. В настоящее время все эти области знаний активно разрабатываются.
Рассматривая вопрос отношения психологии и физиологии, что из них считается наиболее важной. Но, несомненно, психические и физиологические процессы – являются частью одного психофизического целого. Также представления об этом целом, столь необходимые в практических целях, не могут быть получены в отдельности ни физиологией, ни психологией. Именно для удовлетворения потребности в знаниях о человеке как о некоем целом, а не из чисто корпоративных или организационных соображений, и появилась новая отрасль биологии, именуемая психофизиологией. Эта наука рассматривает очень широкий круг вопросов. Уровень сложности изучаемых ей проблем намного выше, чем у психологии или физиологии в отдельности.
Психофизиология – это область знаний, которая является междисциплинарной. Она рассматривает организацию отношений вероятностных психических, физических и духовных явлений и сущностей человека. Психофизиология - это дисциплина, которая для эффективного познания использует совокупность принципов, предпосылок, средств и методов познания, позволяющих ученым исследовать специфический объект, которым является человек. Таким образом, применяется вероятностная методология. Необходимо сказать несколько слов и о ней.
Психофизиология - это наука, изучающая человека с помощью вероятностной методологии. Начало последней было положено еще в 1867 году английским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом. Вероятностная методология претендует на роль универсальной в науке. Максвелл является первым ученым, который применил ее методы для характеристики вероятностной физической реальности. Этого исследователя считают создателем статистической физики. Вероятностная методология имеет одно важное преимущество перед традиционной. Она дает намного более полные знания об объекте, который исследуется.
Официально она оформилась в середине 19 века. Признанным ее создателем является А. Р. Лурия, выдающийся отечественный ученый. Имея двойное образование (психологическое и неврологическое), он смог объединить самые важные достижения данных дисциплин в единое целое. Результатом проделанной работы стало соединение психофизиологии и нейропсихологии.
Долгое время было принято считать, что душа является бестелесной. Другими словами, мозг не имеет никакого отношения к ней. Позже ученые начали размещать психические функции в трех желудочках мозга. При этом каждый из желудочков считался местом хранения отображенных впечатлений души. Считалось, что она является обителью идеальных образов. Мозг же рассматривался как орган, из которого жизненная энергия под влиянием воли перетекает в части нашего тела по особым каналам, именуемым нервами.
В дальнейшем, благодаря трудам различных ученых, в основном отечественных (И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Н. А. Бернштейна и др.), было составлено довольно четкое представление о том, какое значение имеет ЦНС (центральная нервная система) для психики человека.
И. М. Сеченов разработал особый естественно-научный метод. Его сущность можно определить следующими двумя принципами: всевозможные психические явления – это продукт деятельности ЦНС, а значит, они подчиняются законам, по которым развиваются и другие явления природы; необходимо придерживаться принципа историзма в изучении психики, то есть идти от низших форм ее деятельности к высшим, от простого к сложному, от изучения психики животного к исследованию ее специфики у человека. Сеченов, применив данные принципы, подошел к созданию материалистической теории отражения.
Общая психофизиология - это наука о жизнедеятельности здоровой человека. Клиническая же (подробнее о ней рассказано в конце статьи) изучает больных людей. Человек, как известно, трехипостасен. Психофизиология - это наука, принимающая во внимание все уровни его организации. Человек обладает единством следующих трех вероятностных сущностей: телесной (физической, плотской); душевной (психической); духовной.
Таким образом, предмет психофизиологии – это физические, психические и духовные сущности человека в их взаимообусловленности и взаимосвязи. Эта дисциплина благодаря успехам изучения активности нейронов мозга животных, а также в связи с возможностью клинического обследования людей стала рассматривать не только физиологические, но также и нейронные механизмы различных психических состояний, процессов и поведения. Современная психофизиология занимается, среди прочего, исследованием нейронных сетей и отдельных нейронов. Это определяется существующей тенденцией к интеграции различных дисциплин, которые изучают функционирование мозга, в единую нейронауку.
1.2. Степень психоэмоционального напряжения
Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.
Часто «психоэмоциональное напряжение» связывают с разнообразными неблагоприятными эмоциональными состояниями, связанными с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности.
Эмоциональное напряжение развивается в несколько стадий.
1. Мобилизация активности. Происходит повышение физической и умственной работоспособности, возникает вдохновение при решении нестандартных, творческих задач или при дефиците времени. Если такая мобилизация организма недостаточна, возникает вторая стадия эмоционального напряжения.
2. Стеническая отрицательная эмоция. Происходит максимальная мобилизация всех ресурсов организма и сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Если и этого недостаточно, возникает третья стадия.
3. Астеническая отрицательная эмоция. Проявляется в виде угнетения эмоциональных проявлений. Эта стадия является своеобразным сигналом опасности, она призывает человека сделать другой выбор, отказаться от поставленной цели либо пойти другим путем к ее достижению. Игнорирование требований 3-й стадии неизбежно приводит к возникновению 4-й стадии
4. Невроз: отсутствие выбора, в свою очередь провоцирует психосоматические заболевания.
Рассмотрим субъективные признаки психоэмоционального напряжения:
А. В области Чувств: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
Б. В области Мыслей: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
В. В области Действий: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Далее рассмотрим объективные признаки психоэмоционального напряжения:
А. Трудность засыпания и беспокойный сон.
Б. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно не утомляла.
В. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
Г. Рассеянность, невнимательность.
Д. Беспокойство, непоседливость.
Е. Отсутствие уверенности в себе.
Ж. Проявление упрямства и прочие
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что человек находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
1.3. Методы исследования в психофизиологии профессиональной деятельности
Физиологические процессы, как правило, скрыты от внешнего наблюдения, поэтому они длительное время оставались вне области интересов психологов, занимавшихся в основном исследованием доступных для прямого наблюдения проявлений поведения человека. Однако многие модели психической деятельности человека носили бы чисто умозрительный характер, а психология оставалась бы «безмозглой», если бы психологи не заинтересовались нейрофизиологическими процессами, лежащими в основе исследуемой ими реальности.
С другой стороны, в нейрофизиологии постоянно возникала потребность описать организацию физиологических процессов в терминах, определяемых в психологических концепциях и теориях. Происходило и происходит взаимное обогащение двух наук о человеке, как теоретическими разработками, так и экспериментальными методами. Рассмотрим, что дает изучение физиологических показателей работы нервной системы:
1) в силу своей объективности физиологические показатели становятся надежными элементами, используемыми при описании изучаемого поведения;
2) они позволяют экспериментаторам включить в сферу своих исследований скрытые для прямого наблюдения проявления активности организма, лежащие в основе поведения.
В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов. Надежность электрических показателей по сравнению с другими, по мнению А.Б. Когана, особенно демонстративна, «когда они оказываются единственным средством обнаружения деятельности». Единообразие потенциалов действия в нервной клетке, нервном волокне, мышечной клетке как у человека, так и у животных говорит об универсальности этих показателей. Точность электрических показателей, т.е. их временное и динамическое соответствие физиологическим процессам, основана на быстрых физико-химических механизмах генерации потенциалов, являющихся неотъемлемым компонентом физиологических процессов в нервной или мышечной структуре.
К перечисленным преимуществам электрических показателей физиологической активности следует добавить и неоспоримые технические удобства их регистрации: помимо специальных электродов, для этого достаточно универсального усилителя биопотенциалов, который скоммутирован с компьютером, имеющим соответствующее программное обеспечение.
И, что важно для психофизиологии, большую часть этих показателей можно регистрировать, никак не вмешиваясь в изучаемые процессы и не травмируя объект исследования. К наиболее широко используемым методам относятся регистрация импульсной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи, электроэнцефалография, электроокулография, электромиография и электрокардиография.