Файл: Понятие, виды и значения организационных структур управления..pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, виды и значения организационных структур управления
1.1.Типы организационных структур, их преимущества и недостатки
1.2.Современные тенденции развития организационных структур
глава 2.Организационно-управленческая характеристика ООО «Aspirity»
2.1.Характеристика внешней и внутренней среды ООО «Aspirity»
2.2. Разработка предложений по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Aspirity»
Матричная структура
При матричной структуре заказы и проекты не принимают форму отдельных дивизионов, а выполняются силами функциональной организации, однако управление ими выделяются в отдельную функцию, которое осуществляется руководителями проектов или заказов. Таким образом, в матричной структуре существуют как функциональная структура, так и структура управления проектами. Поскольку специалисты, работающие в компании, объединены в функциональные подразделения и одновременно заняты выполнением проектов, то в матричной организации устанавливаются двойные каналы полномочий, ответственности, оценки и контроля [2].
На рисунке 5 приведено изображение матричной структуры управления.
Рисунок 5 - Матричная структура управления Достоинства матричной структуры:
- дает возможность компании осуществлять широкий спектр деятельности при использовании ограниченного количества человеческих ресурсов;
- позволяет создать эффективные команды, работающие на достижение целей важных проектов;
- предоставляет хорошую базу для развития стратегических менеджеров;
- максимизирует эффективное и гибкое использование человеческих ресурсов;
- поощряет творчество и инновации;
- способствует большему вовлечению менеджеров среднего звена в решение стратегических вопросов. [11.C.54]
Недостатки матричной структуры заключаются в следующем:
- двойное подчинение может создать путаницу и привести к противоречивым действиям отдельных работников и подразделений;
- требует громадной горизонтальной и вертикальной координации;
- сложность управления.
Конгломератная структура управления характеризуется сочетание различных типов организационных структур в пределах одного предприятия. Само собой, для такого типа организации характерны как положительные стороны, входящие в ее состав структур, так и свойственные им недостатки [1].
1.2.Современные тенденции развития организационных структур
В последние десятилетия во всем мире происходят громадные социальные, экономические, политические и технологические изменения. Результатом этих изменения явилось развитие новых тенденций в организационном дизайне, связанных с применением на практике новых систем управления организациями [14].
Основная тенденция изменения организационного дизайна в настоящее время - уменьшение количества иерархических уровней, рисунок 6, переход от традиционной вертикальной иерархии управления к горизонтальной организации, основой которой служит межфункциональная координация [5].
Рисунок 6- Основная тенденция изменения организационного дизайна
Во всех отраслях и сферах деятельности в настоящее время наблюдаются изменения, которые приводят к возникновению иерархических организаций [6]:
- В компаниях наметилась тенденция к устранению четкого иерархического разделения труда. Устраняются различия в статусе, ранге. В размерах заработной платы. Все большее распространение получают «рамочные» должностные инструкции, ориентированные не на определение четких заданий и полномочий, а на достижение определенных результатов или решение задач.
- Средний размер организаций уменьшается. Частично это происходит вследствие роста числа малых и средних предприятий, а частично вследствие выведения из состава компаний подразделений, которые могут функционировать как самостоятельные бизнес-единицы.
- Очень крупные компании, увеличивая объемы производства, уменьшают количество занятых. Уменьшение количества занятых происходит вследствие автоматизации работ первого уровня, внедрения информационных технологий, а так же привлечения внешних ресурсов по контрактам для осуществления работ, не являющимися ключевыми для компании. [11.C.76]
- Иерархия также уменьшится с повышением эффективности технологий принятия управленческих решений.
Вероятно, единственным способом решения существующих проблем, применяемым на практике в настоящее время, является создание тех или иных форм горизонтальной организации, которые будут рассмотрены в данной главе.
Горизонтальная организация
Горизонтальная организация - это организация, осуществляющая децентрализованную координацию действий, различных организационных единиц или сотрудников разных функциональных подразделений при выполнении общих задач.
Создание так называемых горизонтальных организаций представляет в настоящее время наиболее распространенную и значимую тенденцию в современном мире бизнеса - переход от вертикальной иерархии управления к горизонтальной. Основное конкурентное преимущество, получаемое компаниями с хорошо развитой горизонтальной координацией деятельности,
- это возможность гибко и быстро реагировать на любые изменения условия ведения бизнеса [5].
Ряд преимуществ горизонтальной организации:
- Повышается способность всей организации более быстро и часто принимать решения за счет децентрализации и высвобождения менеджеров различных уровней управления.
- Ежедневные проблемы решают преимущественно те специалисты, которые имеют непосредственный контакт с рынками, клиентами, производством.
- Возможность осуществлять быстрое согласование принимаемых решений с различными функциональными подразделениями.Обеспечивается фокусировка деятельности компаний одновременно на решение многих задач.
- Устранение межфункциональных барьеров. [19]
Проблемы и издержки горизонтальной организации:
- Решения, принимаемые на более низких уровнях управления. Могут оказаться менее продуманными эффективными, в противоположность решениям, принимаемым опытными руководителями высшего звена.
- Увеличивается время, затрачиваемое на коммуникации и принятие решений, что связано с необходимостью согласования многих действий между различными подразделениями.
- Повышается вероятность усиления конфликтов.
- Недостаток полномочий.
- Возникает общая проблема системы управления - создание адекватной системы набора специалистов, их продвижения и оценки, в условиях командной работы.
Концепция управления качеством
Гипотезы здравого смысла о качестве:
- компании, которые не могут сфокусироваться на качестве, теряют долю рынка, и их репутация падает;
- хорошую репутацию легче потерять, чем восстановить;
- для восстановления репутации необходимы стратегические, операционные и психологические усилия.
Управление качеством - это систематические усилия организации по интеграции ключевых областей управления в общую схему работы, используемую менеджерами и работниками как в принятии кратковременных решений, так и в долгосрочном планировании, и обеспечивающую повышение общей конкурентоспособности организации.
Управление качеством - это динамический процесс, требующий постоянного пересмотра основ планирования, коммуникаций, операционных действий и организационного дизайна, систематического мониторинга действий, их переоценки и поиска новых методов работы.
Факторы, способствующие успеху системы управления качеством:
- вовлечение высшего руководства в процесс повышения качества. Руководители организации играют исключительно важную роль в создании климата, стимулирующего усилия по улучшению деятельности;
- фокусировка на потребителе и рынке в той или иной степени требует внедрения командных методов работы, перехода от вертикальной иерархии управления к горизонтальной организации;
- крайне важным фактором является политика работы с персоналом, которой придерживается компания. Сотрудники организации становятся центральными фигурами в системе управления качеством, поскольку именно они, непосредственно участвуют в рабочих процессах, умеют возможность предложить нововведения и осуществить их внедрение. Таким образом, в компании должна быть создана комплексная взаимоувязанная система оценки работы сотрудников, систем вознаграждения и стимулирования. Обучения и тренинга, политики разрешения трудовых конфликтов и пр.;
- необходимы инвестиции в обучение и тренинг работников.
Концепция управления качеством, предполагает, что требования
качества должны быть ограничено встроены в управленческий процесс и охватывать все стороны деятельности организации [5].
Реинжиниринг
Реинжиниринг представляет собой фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.
Реинжиниринг часто пытаются применять на практике в крупных сложных организациях для решения проблем, связанных с существующими правилами и процедурами, для борьбы с неэффективностью, характеризующей их бюрократические структуры. Так же есть свидетельства многих случаев проведения реинжиниринга в маленьких компаниях, проблемы которых больше связаны с управленческим контролем, чем с координацией деятельности и коммуникациями. [3.C.87]
Стадии программы реинжиниринга [6]:
- Формирование команды высших менеджеров, чтобы определить план действий по целостной программе реинжиниринга, определив процессы, подлежащие переосмыслению.
- Назначение владельцев процесса.
- Внедрение новых процессов.
- Мониторинг и оценка.
Основные черты успешных проектов реинжиниринга:
- Поддержка высшего руководства.
- Поддержка новых идей
- Моделирование процесса
- Наличие энергичной команды
- Использование названия проекта для коммуникаций внутри компании
- Внедрение изменений
- Готовность изменить культуру компании
- Правильное выбранное время
- Короткие сроки проведения реинжиниринга
- Бойня «святых коров»
- Показатели оценки деятельности
Усиление ключевого бизнеса и привлечение внешних ресурсов
В последние годы в мире бизнеса широкое распространение получила тенденция выведения из состава компаний тех видов деятельности, которые напрямую не связаны с ключевыми компетенциями компаний и не привносят существенного вклада в создание компанией добавленной стоимости.
Ключевая компетенция - это взаимосвязанный набор навыков, способностей и технологий, который придает компании уникальность в определенной области или сфере деятельности.
Фокусировка на ключевой деятельности может происходить двумя путями:
- Отказ от тех видов деятельности, которые не создают основного дохода компании или не вносят значительного вклада в повышение конкурентоспособности компании. Эти виды деятельности могут быть выведены из состава организации в юридически самостоятельную фирму или, в случае низкой рентабельности, просто прекращены.
- В том случае, когда некоторые виды деятельности не связаны напрямую с ключевой компетенцией, однако, являются жизненно необходимыми для работы компании, они могут осуществляться на контрактной основе в рамках политики привлечения внешних ресурсов.[8.C.32]
Самообучающаяся организация
Способность организации к самообучению можно определить, как способность организации как системы сохранять и улучшать те знания и навыки работы, которые приобретаются в результате опыта ее сотрудников и подразделений и являются важным для достижения стратегических целей.
Самообучение в этом смысле является системной характеристикой, поскольку знания и навыки в самообучающихся организации остаются внутри нее, даже если отдельные люди, являющиеся их носителями, уходят в другие фирмы. Трудно переоценить важность способности организации к самообучению, и в настоящее время все возрастающее число компаний рассматривает задачу превращения организации в самообучающуюся систему как одну из первоочередных стратегических задач.
В процессе идеи самообучающейся организации лежит идея том, что фирма должна быть адаптивной к изменениям в своей окружающей среде, в противном случае она становится жесткой и консервативной, что неизбежно ведет к ухудшению ее положения на рынке. Фирма должна обладать чертами живого организма, способного к самообучению под воздействием реакции окружающей среды на его действия. Каждый человек в отдельности обладает этой способностью. Задачей управления является привнесение этой способности в фирму в целом.
Таким образом, при создании самообучающейся организации перед руководством стоят две основные управленческие задачи:
- Создание условий, при которых сотрудники заинтересованы в приобретении новых знаний и самостоятельно ищут способы их пополнения;
- Разработка и внедрение механизмов активного распространения знаний, полученных отдельными сотрудниками и подразделениями, во всей организации, а также механизмов стимулирования использования этих знаний другими сотрудниками [5].
Будущее организаций
Крайне важным обстоятельством для создания новых организаций является бурное развитие новых информационных технологий и средств связи. Новые технические возможности приводят к созданию таких компаний, аналогов которых не было в прошлом. Конкурентные преимущества таких компаний сосредоточены в первую очередь в скорости принятия решений вне зависимости от того, в какой точке земного шара находятся сотрудники или подразделения компаний.
Основные типы организаций, использующие новый «организационный» дизайн:
- оболочечные (пустотелые) компании;
- сетевые организации;
- виртуальные компании.
Оболочечные фирмы - это компании, в которых часть функций, прежде всего производство, передана на контрактной основе сторонним подрядчикам. Пустотелая фирма берет на себя издержки производителя по определению того, какой товар надо производить, как и кому его реализовывать. Впрочем и эти издержи она может переложить на подрядчиков, оставляя за собой только функцию общего управления всем процессом от разработки идеи товара до продажи его конечному покупателю. В чистом виде пустотелая компания представляет собой управляющую фирму, нанимающая небольшое количество менеджеров, которые координируют работу сторонних подрядчиков.