Файл: Исследование отношений в коллективе..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретическая сущность понятия морально – психологического климата в организации

1.1 Понятие морально - психологического климата и его структура

1.2 Факторы проявления морально – психологического климата в коллективе

1.3 Влияние особенностей личности на климат коллектива

Глава 2 Оценка морально – психологического климата в организации на примере организации ОАО « Ростелеком»

2.1 Краткая характеристика среды коллектива внутри филиала организации ОАО «Ростелеком» в г. Иркутске.

2.2 Управление ОАО « Ростелеком»

2.3 Программы ОАО « Ростелеком», влияющие на морально – психологический климат коллектива.

Глава 3 Проблемы и рекомендации по совершенствованию морально – психологического климата для эффективного управления

3.1 Проблемы ОАО «Ростелеком»

3.2 Рекомендации по устранению данных проблем

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что на пути к приспособлению к рынку труда необходимо освоение опыта создания деловых отношений в бизнесе. Этот опыт обычно складывается интуитивно. В настоящей жизни, когда говорят о психологии коллектива и исследовании отношений в коллективе, чаще всего используют такое понятие, как морально - психологический климат.

Морально - психологический климат – это результат совместной деятельности людей, и их взаимодействия друг с другом. От морально - психологического климата зависит продуктивность и успех работы сотрудников и компании в целом. Сегодня проблема взаимосвязи эффективности управления и морально – психологического климата особо значима, так как в последнее время происходят большие социальные, политические, экономические перемены в жизни общества, и людям нужно разбираться и понимать эту тенденцию развития всего нового и происходящего.

Целью данной работы является проведение изучения исследования отношений в коллективе на примере анализа морально – психологического климата в организации ОАО « Ростелеком».

Для осуществления данной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

-раскрыть теоретическую сущность понятия «морально – психологический климат» и его проблемы.

-изучить морально – психологический климат в ОАО « Ростелеком» и что для него делает руководитель.

-сформулировать организационные проблемы ОАО « Ростелеком» и дать рекомендации по улучшению работы в коллективе.

Объектом данной работы является: ОАО «Ростелеком».

Предметом данной работы является состояние морально – психологического климата в определенной организации.

Структура данной работы: работа состоит из введения, в котором говорит об актуальности данной темы, основной части, состоящей из трех глав – в первой главе дается теоретический материал о морально – психологическом климате, во второй главе об анализе управления морально – психологическим климатом для эффективной работы. В третьей главе указаны проблемы организации и приведены рекомендации по устранению данных проблем. В конце работы дается заключение по проделанному исследованию и предоставляется список использованной литературы.


Глава 1 Теоретическая сущность понятия морально – психологического климата в организации

1.1 Понятие морально - психологического климата и его структура

Для определения взаимоотношений членов коллектива как психологических условий жизнедеятельности, больше подходит понятие « морально – психологический климат». Основная характеристика психологического климата обычно определяется самочувствием человека в коллективе (настроением, удовлетворенностью, психологическим комфортом); когда же самочувствие людей переносится на их отношение к труду и другим членам коллектива, на взаимоотношения, тогда складывается морально – психологический климат.

В рамках морально - психологического климата психика является не только функцией мышления мозга, но и социальной деятельности и общественных отношений, проявляющихся в разнообразных формах межличностного взаимодействия людей в новых коллективах. Психические отношения, возникающие при взаимодействии человека с человеком, имеют, по определению В.Н. Мясищева, «двусторонний взаимный характер» и выступают как «взаимоотношения» двух субъектов [2].

По мнению П. Д. Парыгина, «Под морально – психологическим климатом подразумевается преобладающая и относительно устойчивая атмосфера коллектива, проявляющаяся как в стиле и тоне отношений друг к другу, так и в отношений к общему делу» [5].

Такого же мнения придерживается Г.М. Андреева «Психологический климат, чаще всего определяется как целостное состояние группы, относительно уступчивый для нее настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности и характер межличностных отношений [1].

Исходя из этих высказываний, можно сделать вывод, что морально – психологический климат – это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый морально – психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности.

Структура морально - психологического климата складывается из сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами общественных и межличностных отношений. В структуре общественных отношений важнейшими элементами морально - психологического климата являются экономические, правовые и политические принципы организации совместной жизнедеятельности людей в первичных коллективах. Экономические принципы организации труда касаются, прежде всего, рационального использования рабочей силы в коллективной производственной деятельности. Опыт социалистической экономики показывает, что бригадные формы организации труда на современном уровне развития производственных отношений являются наиболее эффективными.


Существенную роль в формировании морально – психологического климата играют общекультурные условия деятельности человека. Речь идет не только об эстетике бытового интерьера, но и о художественной культуре человека, которая в процессах межличностного общения неофициального уровня может поднимать его авторитет в коллективе. Межличностные отношения в условиях коллективной деятельности приобретают значение факторов, воздействующих на поведение людей.

Следовательно, можно сделать вывод, что взаимоотношения представляют собой сложнейшие образования, возникающие как следствие самосознания личности, представленного в социально - психологических формах взаимодействия человека с окружающими людьми. Совокупность взаимоотношений, преобладающих в том или ином коллективе, образует структуру его морально - психологического климата.

1.2 Факторы проявления морально – психологического климата в коллективе

Н.Н. Обозов пришел к необходимости выделить следующие формы:

Сработанность – это результат координированного взаимодействия участников деятельности. Степень сработанности отражает рациональное распределение труда между членами трудового коллектива соответственно технологической цепочке процесса производства. Недостаточное развитие этой формы порождает производственные и межличностные конфликты, которые выступают одной из форм проявления морально – психологического климата.

Следующий фактор – это фактор согласие, он предполагает взаимное принятие решений, наибольшее количество общих точек зрения, наличие единой цели, поддержка друг друга по любым решениям, и создание совместных идей. А разногласия приводят к ухудшению морально – психологического климата, а, следовательно, и к работе предприятия в целом. Этот фактор соединяет усилия всех членов рабочего коллектива для единого направления работы. Разногласия усугубляют отношения в самом коллективе и не благоприятно влияют на производительность предприятия.

Еще один из факторов – это сплоченность, она указывает на то, как люди едины в коллективе, как они могут воспротивиться внешним воздействиям, при условии, что это необходимо. Также этот фактор указывает на стремление каждого из рабочего коллектива стремиться к общей поставленной цели. Неблагоприятные внешние эффекты могут вносить разногласия в коллектив, что приводит к резкому ухудшению взаимоотношений, что усугубляет морально – психологический климат в коллективе.


Также рассматривается такой фактор, как совместимость людей, что предполагает все качества личности, сюда входят: взгляды на жизнь в целом, мотивы человека, его потребности, его опыт и характер.

Также очень важны такие факторы, как самооценка, самочувствие и настроение человека. Они характеризуют действия человека в той или иной ситуации. Эти действия могут быть, как благоприятными, так и не благоприятными.

Рассмотрим эти факторы более подробно. Что же касается самооценки, то она отражает некую удовлетворенность собой или своими коллегами, или же наоборот. Она позволяет оценить себя, коллег и цели, следовательно, помогает совершенствовать себя и других, что будет наиболее удачно складываться для развития какой либо фирмы.

Самочувствие человека также напрямую играет роль на создание морально – психологического климата в коллективе. Ведь понятно, что когда человек пребывает в плохом самочувствии, он срывается на других, раздражителен и имеет плохую работоспособность, что негативно сказывается на морально – психологическом климате коллектива. А если же человек будет находиться в прекрасном самочувствии, будет доброжелателен, то у коллектива будет больше шансов создать положительную среду в коллективе.

Недаром эти три фактора имеют обобщенное значение, так как от настроения тоже многое зависит. Если человек не желает разговаривать, слушать, понимать других и негативно отзывается обо всех членах коллектива, то в такой среде будет невозможно работать абсолютно всем, а, следовательно, морально – психологический климат будет выстраиваться не в пользу развития предприятия и начнутся конфликты.

Следовательно, можно сделать вывод, что абсолютно каждый фактор морально – психологического климата показывает многообразие человеческих взаимоотношений. А также, то, что человек должен уметь контролировать свои действия и эмоции, в противном случае он всегда будет ухудшать морально – психологический климат в коллективе.

1.3 Влияние особенностей личности на климат коллектива

Каждый человек, находящийся в социальной группе и работающий в том или ином коллективе влияет на морально – психологический климат в нем. Люди, работающие вместе, оказывают друг на друга особое влияние, оно может быть как благоприятным, так и не благоприятным. Это зависит от индивидуально – психологических свойств человека.


К ним относятся: принципиальность, что определяет последовательность поведения человека. Сюда же относится ответственность к выполнению поставленной цели; дисциплинированность в трудовом коллективе и умение владеть своим поведением, а также сдерживать эмоции и активное участие в жизнедеятельности рабочего коллектива.

Кроме того, к этим особенностями стоит добавить коммуникабельность. Очень важно уметь правильно выражать свои мысли и быть интересным собеседником, чтобы к тебе стали прислушиваться и уважать в обществе.

Существуют обаятельные люди, такие люди доброжелательны и внимательны по отношению к каждому члену коллектива, у таких людей хочется попросить совета и просто следовать его идеям. Их отличительной чертой является – культура речи, они четко и ясно выражают свои мысли.

Но существуют люди с недостаточным воспитанием и низкой культурой речи, которые неблагоприятно влияют на морально – психологический климат в коллективе. Чаще всего такие люди недоброжелательны, грубы и бестактны в общении с коллегами.

На доброжелательную атмосферу в коллективе также влияют психические процессы и темперамент человека.

Например, эмоциональные психические особенности личности передаются коллективу, чем что – либо другое. Люди жизнерадостные и активные зарождают в коллективе уверенность в правильности действий, в сплоченности и способности преодоления трудностей.

Люди же с отрицательными эмоциями, которые вечно недовольны всем, что происходит вокруг, они снижают позитивное настроение коллектива и ухудшают положение морально – психологического климата.

Особенно ценны для морально – психологического климата в коллективе такие черты характера, как жизнерадостность, доброжелательность, оптимистичность. Человек должен стараться идти с позитивными мыслями к поставленной цели и пытаться внушить этот оптимизм своим коллегам.

Кроме этого, положительный эффект на климат внутри коллектива дают знания, умения, навыки и опыт работы человека. Высокая профессиональная квалификация вызывает уважение у других членов коллектива, тем самым заставляя их совершенствовать себя, а, следовательно, и предприятие в котором работает.

Воздействие людей друг на друга осуществляется разными способами:

-Путем передачи информации

-Силой убеждения

-Силой внушения

-Личным примером

Особенно сильно на людей действует информация о материальных интересах людей. Этот интерес волнует одного человека в коллективе, и следом распространяется по всему коллективу.