Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Теоретические и методологические основы анализа монополии и антимонопольного законодательства).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Необходимость проведения антимонопольной политики
1.3. Цели проведения антимонопольной политики и внедрения антимонопольного законодательства
1.4. Основные направления антимонопольной политики в современной экономике
Глава 2. Особенности развития антимонопольного законодательства в странах мира
2.1. Антимонопольное регулирование в США
2.2. Эволюция антимонопольного законодательства в Англии
2.3 История формирования антимонопольного законодательства в КНР
- дополнить ст. 45.1 Закона о защите конкуренции ч. 6 следующего содержания: «6. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона»;
- изложить последнее предложение ч. 4 ст. 45.1 Закона о защите конкуренции в следующей редакции: «К письменным доказательствам также относятся результаты анализа состояния конкуренции, результаты и материалы проверок соблюдения антимонопольного законодательства, проведенные в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом»;
- дополнить ст. 45.1 Закона о защите конкуренции ч. 5.1 следующего содержания: «5.1. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу о нарушении антимонопольного законодательства»;
- дополнить ст. 45.1 Закона о защите конкуренции ч. 7 следующего содержания: «7. Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для полного и всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства».
По сравнению с первой редакцией Закона о защите конкуренции утратили силу 2 статьи (ст. 14, 30) и 23 нормы, содержащиеся в частях, пунктах статей Закона. Приведем только статьи, которые утратили силу:
- Ст. 14 «Недобросовестная конкуренция». На смену утратившей силу статье после принятия Федерального закона от 5 октября 2015 г. № 275- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 05 января 2016 года, пришел целый правовой институт под одноименным названием, включающий в себя уже 8 статей. Указанная норма просуществовала 10 лет и законодателем не правилась, что может свидетельствовать о стабильности института недобросовестной конкуренции в Российской Федерации.
- Ст. 30 «Сделки, иные действия, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган». Данная норма утратила силу 30.01.2014 после принятия Федерального закона от 28.12.2013 № 423-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»», после чего исключена обязанность уведомления антимонопольных органов о сделках и иных действиях, не оказывающих существенного влияния на состояние конкуренции. Данная мера направлена на сокращение административной нагрузки на средний бизнес, что позволило антимонопольным органам сосредоточиться на крупных сделках (действиях), существенно влияющих на конкуренцию.
Вместе с тем до сих пор остаётся открытым вопрос о целесообразности действия Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который практически утратил силу, за исключением абз. 26–35 ст. 4, определяющих понятие «аффилированные лица». При этом указанная норма упоминается всего 2 раза в Законе о защите конкуренции в п. 3, 4 ч. 5 ст. 6 «Монопольно высокая цена товара».
Приведенная эволюция «развития конкурентного законодательства отражает динамичность конкурентных отношений, которая, в свою очередь, обусловлена постоянным процессом совершенствования и изменения рыночной конъюнктуры»[14].
Так, все вышеизложенное наводит на мысль, что Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не может быть признан окончательно завершенным.
Таким образом, В странах с развитой рыночной экономикой действует активная антимонопольная политика. Во многих из них ещё в XX веке монополизм квалифицировали как экономическое преступление против общества, поэтому законодательство было направленно на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
В разных странах антимонопольное законодательство имеет свои особенности, но общим является следующее: 1. контроль за слиянием компаний; 2. запрещение сговоров предпринимателей, то есть объединение предпринимателей или предприятий с целью поддержания цен на рынке данного товара на основе согласования цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставленная в начале работы цель была достигнута благодаря изучению и анализу автором работы учебной и научной литературы, а также Федеральных законов, в Частности Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для существования и развития конкуренции на рынке.
Глобальная тенденция к экономической либерализации, открытию рынков и поощрению торговли проявилась в 1980-1990-е гг., когда множество развитых и развивающихся стран начали отдавать предпочтение не жесткому государственному регулированию, а рыночным силам в качестве определяющих факторов для производства и распределения товаров и услуг. Для того чтобы рыночные силы не смогли оказать отрицательного воздействия на рынок, появилась настоятельная потребность государственного вмешательства в процессы его функционирования[15].
Основу политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 130 странах мира, составляют законодательство о конкуренции (competition law) и антимонопольное законодательство (antitrust law), которые ставят перед собой цель — содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства или группы государств и ограничение монопольной власти одного или нескольких субъектов, а также регулирование отношений между участниками рынка в различных государствах.
Сущность антимонопольной политики может определяться по-разному. В узком смысле под антимонопольной политикой подразумеваются конкретные мероприятия и действия антимонопольных органов в сфере регулирования деятельности участников рынка и их всестороннее контролирование соблюдения антитрестового законодательства. В широком смысле антимонопольная политика включает в себя почти все вопросы, связанные с повышением эффективности экономики, ростом конкурентоспособности отечественной продукции, равновесием спроса и предложения, то есть предполагает активное формирование экономической политики по крайней мере в областях, непосредственно связанных или оказывающих сильное влияние на состояние конкуренции в стране.
Предприниматели справедливо говорят о необходимости стабильного законодательства и предсказуемых правил[16].
В современном мире проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы люди осознали всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
По словам И. Ю. Артемьева, «при отсутствии ограничений на деятельность монополий понятия свободы и справедливости как базовых ценностей развития любого общества и соответственно экономики оказываются нивелированы. Это во многом связано с тем, насколько монополии могут реально хозяйничать в стране. «…» Если не исправить ситуацию, то нас ждет путь в неэффективный мир, весьма удаленный от магистральных дорог развития цивилизации»[17]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции"
- Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию, 4 декабря 2014 г. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/47173 (дата обращения: 01.05.2016).
- Конкурентное право России: учебник / Д.А. Алешин и др.; отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич. М., 2014. – с. 13
Экономическая теория: политэкономия. Под ред. Базилевича В.Д. М.: Рыбари, 2009.
- История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 2 / Под общ. ред. д. ю. н., проф.О. А. Жидкова и д. ю. н., проф.Н. А. Крашенинниковой. —2-еизд., стер. — М.: Издательство НОРМА, 2003.
- Антимонопольная политика государства: учебное пособие/ Князева И.В. – Новосибирск: изд-во СибАГС, 2014 г. – с. 41
- Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа.. 2004.
Нуреев Р.М. Курс макроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 2012. – с. 55-56
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г.
- Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник . - Спб.: Экономика, 2013.
- Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / М. Н. Прудников. — 6-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
- Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков: Учебник.- М.: Юрайт, 2013. - 800 с.
- Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Калмычкова Е.Н. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта // Экономический журнал ВШЭ. 2007. №1. с. 170
- Еременко, В.И. Антимонопольное законодательство Китайской Народной Республики // Конкурентное право. - 2012. - № 1. - С. 23 - 28. -
- Самолысов П.В. Щерба Т.Э Эволюция антимонопольного законодательства: 2006-2016 годы // Вестник Казанского юридического института МВД России Выпуск№ 2 (24) / 2016 – с. 36-40
- Самолысов П.В. Правовое регулирование доказательств и доказывания по делам о нарушении антимонопольного законодательства // Вестник арбитражной практики. 2016. № 1.
- Воронцов Пётр Павлович. Обеспечение конкурентоспособности экономики региона на основе инструментария антимонопольного регулирования: диссертация ... кандидата экономических наук: - Ростов-на-Дону, 2015
- Кинёв А.Ю. Административно-правовая защита конкуренции : проблемы и пути совершенствования: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2014.
- Выступление Руководителя ФАС России И. Ю. Артемьева на конференции "Переходные экономики в постиндустриальном мире: вызовы десятилетия" (АНХ, 21 марта 2006 г.)
http://www.studfiles.ru/
- http://www.econcenters.ru/nocens-752-1.html
Этапы развития конкурентного и антимонопольного законодательства[18]
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г. ↑
-
Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. 2004. ↑
-
Нуреев Р.М. Курс макроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 2012. – с.46 ↑
-
Нуреев Р.М. Курс макроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 2012. – с. 55-56 ↑
-
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999. ↑
-
Экономическая теория: политэкономия. Под ред. Базилевича В.Д. М.: Рыбари, 2009. ↑
-
http://www.econcenters.ru/nocens-752-1.html ↑
-
Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / М. Н. Прудников. — 6-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013. ↑
-
История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 2 / Под общ. ред. д. ю. н., проф.О. А. Жидкова и д. ю. н., проф.Н. А. Крашенинниковой. —2-еизд., стер. — М.: Издательство НОРМА, 2003. ↑
-
Еременко, В.И. Антимонопольное законодательство Китайской Народной Республики // Конкурентное право. - 2012. - № 1. - С. 23 - 28. - ↑
-
Самолысов П.В. Щерба Т.Э Эволюция антимонопольного законодательства: 2006-2016 годы // Вестник Казанского юридического института МВД России Выпуск№ 2 (24) / 2016 – с. 36-40 ↑
-
Конкурентное право России: учебник / Д.А. Алешин и др.; отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич. М., 2014. – с. 13 ↑
-
Самолысов П.В. Правовое регулирование доказательств и доказывания по делам о нарушении антимонопольного законодательства // Вестник арбитражной практики. 2016. № 1. ↑
-
Кинёв А.Ю. Административно-правовая защита конкуренции : проблемы и пути совершенствования: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2014. ↑
-
Воронцов Пётр Павлович. Обеспечение конкурентоспособности экономики региона на основе инструментария антимонопольного регулирования: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Воронцов Пётр Павлович;[Место защиты: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации].- Ростов-на-Дону, 2015 ↑
-
Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию, 4 декабря 2014 г. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/47173 (дата обращения: 01.05.2016). ↑
-
Выступление Руководителя ФАС России И. Ю. Артемьева на конференции "Переходные экономики в постиндустриальном мире: вызовы десятилетия" (АНХ, 21 марта 2006 г.) ↑
-
- Антимонопольная политика государства: учебное пособие/ Князева И.В. – Новосибирск: изд-во СибАГС, 2014 г. – с. 46