Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Теоретические и методологические основы анализа монополии и антимонопольного законодательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Великий советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор, автор выдержавшего множество изданий «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегов в ранее упомянутом словаре определил, что монополия – это: 1. Исключительное право на производство или на продажу че-го-н., а также исключительное пользование чем-н. Государственная м. М. внешней торговли. Получить монополию на что-н. 2. Крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и капитала с целью установления господства в какой-н. области хозяйства и получения максимальной прибыли.[1] Так и в наше время мы определяем монополию как нечто «господствующее», имеющее власть. Исходя из вышеизложенного следует, что монополия прямо противоположна идеальной конкуренции. А идеальная конкуренция – это конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не встречается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.[2]

В современном мире внутренняя экономическая политика государств направлена на обеспечение честных условий конкуренции.

Конкуренция – это цивилизованная форма борьбы за «место под солнцем» иначе говоря, за полноправное существование на рынке.

Но может ли конкуренция существовать в условиях монополии? Само установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции. Ситуация монополии нуждается в государственном вмешательстве и его регулировании, ведь одной из основных функций государства является сохранение конкуренции как ключевого экономического механизма.

В современных условиях экономического рынка большинство фирм функционирует на несовершенных рынках и стремится занять на рынке доминирующие позиции, высшей из которых является монополия.

В России, как и во многих других странах, существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в стране дает толчок для государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику.

В современном мире внутренняя экономическая политика государств направлена на обеспечение честных условий конкуренции. Поэтому огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере, этим и определяется актуальность данной темы работы.


Целью данной работы является рассмотрение эволюции и особенностей антимонопольного законодательства в России и зарубежных странах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  •  рассмотрение сущности, роли и целей антимонопольного регулирования,
  •  рассмотрение эволюции антимонопольного законодательства в зарубежных странах,
  •  рассмотрение эволюции и особенностей антимонопольного законодательства в России, выявление его недостатков и перспектив совершенствования,
  •  рассмотрение назначения и функций Федеральной антимонопольной службы России.

Объектом исследования является данного вопроса является экономическая политика России и зарубежных стран.

Предметом исследования выступает антимонопольное законодательство России и зарубежных стран.

Источниками информации, необходимыми для достижения поставленной цели, являются антимонопольные законодательные базы России и зарубежных стран, учебные пособия, книги, статьи журналов.

Методы, используемые автором, при выполнении данной работы: анализ научной литературы и законодательной базы.

Структура курсовой работы включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Глава 1. Теоретические и методологические основы анализа монополии и антимонопольного законодательства

Понятие и виды монополии

Для того чтобы решить поставленные задачи и разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, необходимо понять сущность монополии. Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.[3]

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая[4] .

Что же понимается под естественной монополией? Согласно одному из экономических словарей естественная монополия – это официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности[5].


С чем связано появление естественных монополий? Причины тому могут быть самые разные. Так например в России, одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ. Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России — высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Ещё один механизм формирования естественных монополий — наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности, с другой-это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются государственным органам. Они действуют на рынке как единый субъект хозяйствования и между ними отсутствует конкуренция. Так экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированных структур. Более того, существовала абсолютная монополия самого государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства. Государственный монополизм является наиболее опасным и разрушительным для экономических систем[6].

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые смогли завоевать «преимущественное» (монопольное) положение на рынке. Его можно заполучить двумя способами. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Так предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.


1.2. Необходимость проведения антимонопольной политики

Монополия как тип экономического поведения на рынке имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, крупное производство даёт возможность снижать издержки производства и в целом экономить ресурсы; оно менее подвержено банкротству, а значит, сдерживает рост безработицы, а также имеет больше возможностей для проведения научно- исследовательских работ. С другой стороны, монополия является препятствием свободной конкуренции и может приводить к негативным последствиям в экономике.

Фирмы – монополисты путем занижения объемов производства могут завышать цену на свою продукцию, действия в своих интересах, но при этом ущемляя интересы покупателей, и могут даже сдерживать научно-технических прогресс, не внедряя в производство научно-технические достижения в определенным период времени, если они и так господствуют на рынке и не встречают конкуренции. Таким образом, для преодоления монополистических устремлений фирм, которые приводят к негативным последствиям для общества, антимонопольное законодательство и регулирование пытается «нащупать» ту границу власти над ценой, преступать которую законодательством запрещается.

Государство, осуществляя антимонопольную политику, как правило, использует следующие меры:

- возводит барьеры на пути слияния компаний, если в результате этого слияния образуется фирмы – гиганты, которые единолично будут господствовать на определенном сегменте рынка;

- вводит запрет картельных соглашений, то есть осуществляет запрет сговора по ценам и по квотам в общем объеме продаж на определенном сегменте рынка;

  • осуществляет поддержку мелкого и среднего бизнеса;
  • использует упрощенную процедуру лицензирования компаний;
  • способствует созданию свободных экономических зон для привлечения иностранных инвесторов и расширения деятельности иностранных компаний на данном национальном рынке, преодолевая монополизм национальных компаний.

1.3. Цели проведения антимонопольной политики и внедрения антимонопольного законодательства

Целями антимонопольного регулирования являются:

  1. защита прав потребителей;
  2. обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в экономике;
  3. снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;
  4. определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;
  5. защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;
  6. создание условий для развития национальной экономики;
  7. ограничение монополистической деятельности.
  8. повышение эффективности рыночного механизма

В рамках антимонопольной политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование деятельности предпринимательских монополий.

Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение) степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение предполагает:

  1. разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции.
  2. проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий.
  3. содействие конкуренции в монополизированных отраслях.

Проведение демонополизации заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в поощрении импорта такой продукции. Средствами осуществления такой политики являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий.

Объектом регулирования деятельности предпринимательских монополий является: деятельность естественных монополий; деятельность предпринимательских монополий; регулирование цен на продукцию предприятий монополистов. Регулирование деятельности предпринимательских монополий действующих на конкурентных рынках не заменяет, а защищает конкурентный рыночный механизм.

1.4. Основные направления антимонопольной политики в современной экономике

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм[7].

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

  • прямое регулирование цен – установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста (если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы, оно должно установить максимально допустимые цены на самом низком уровне, но не ниже уровня, при котором продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль).
  • налогообложение (введение налогов: 1. потоварный, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска; 2. поушальный, взимаемый независимо от объема выпуска; 3. Налог на прибыль – считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий.).
  • регулирование естественных монополий.