Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Теоретические и методологические основы анализа монополии и антимонопольного законодательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Особенности развития антимонопольного законодательства в странах мира

2.1. Антимонопольное регулирование в США

США как страна, являющаяся основоположником антимонопольного законодательства (Приложение 1), обладает богатейшим опытом в этой области. В основе антитрестовской политики США лежат три базовых закона:

  1. Закон Шермана (1890 г.)
  2. Закон Клейтона (1914 г.)
  3. Закон о Федеральной комиссии по торговле (1914 г.)

Антитрестовское законодательство Соединенных Штатов категорически запрещает некоторые виды договоров, если они приводят к уничтожению или существенному нарушению рыночной конкуренции. Например, согласно ст. 1 Закона Шермана (официальное название -Акт для защиты торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий), «всякий договор, соглашение в форме треста или иной заговор с целью ограничения торговли или коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами настоящим объявляется незаконным. Любое лицо, заключившее такой договор, будет считаться виновным в преступлении и наказано штрафом до 5 тысяч долларов или тюремным заключением на срок до одного года, или обоими названными наказаниями по усмотрению суда»[8].

Формулировка закона запретительная. Это впоследствии позволило назвать американское законодательство «жестким» или прямо запрещающим любое монополистическое предприятие.

Некоторое уточнение в антимонопольное регулирование внес Закон Клейтона 1914 г. В нем дано четкое определение незаконных сделок; запрещалась ценовая дискриминация; вводилось понятие «нечестных методов конкуренции»; запрещались «связывающие» и «исключительные» контракты, если в результате их исполнения произойдет существенное ослабление конкуренции или обнаружится тенденция к созданию монополий, а также предусмотрены меры, препятствующие влиянию советов директоров трестов.

Антитрестовский Закон Робинсона - Патмена (1936 г.) запрещал кон­тракты, предусматривающие поддержание единой схемы цен, а также прода­жу товаров по демпинговым (неразумно низким) ценам с целью уничтожения не столько конкуренции, сколько самих конкурентов.

К антитрестовскому праву непосредственно примыкает и законодательство о защите прав потребителей. Собственно говоря, отдельные нормы, направленные на защиту прав потребителей, содержались еще в Законе о Федеральной торговой комиссии 1914 г. На эту Комиссию среди прочих обязанностей, в том числе наряду с ведением антитрестовских дел, возлагалась также функция по поддержанию определенного "качества" конкуренции и борьба с "нечестными" методами конкуренции. Так, комиссия проводила расследования по выявлению ложной рекламы, фальсификации товара, продажи товаров без должной маркировки и т. д., поскольку данная практика угрожала самим принципам конкурентной борьбы, а также и непосредственно конечным потребителям товара.


После того как тресты по Закону Шермана фактически были запрещены, основной организационно-правовой формой капиталистического предприя­тия стала корпорация (акционерное общество). Уже с конца XIX в. и особенно в XX в. корпоративное (акционерное) право США получило значительное развитие.

Федеральные власти воздействуют на предпринимательскую деятельность корпораций главным образом косвенно (антитрестовское законодательство, налоговое законодательство, законы о выпуске и о контроле за обращением ценных бумаг и т. д.). Решающую роль в развитии корпоративного права в XX в. сыграло законодательство отдельных штатов.

В XX в. Ассоциация американских адвокатов подготовила Примерный закон о предпринимательских корпорациях, который не являлся юридическим актом, но получил, тем не менее, широкое признание деловых кругов США. По его образцу были составлены законы о корпорациях в 35 штатах.

Основные органы федерального регулирования в США: антитрестовский отдел Министерства юстиции, Федеральная торговая комиссия.

В реальной экономической жизни США антитрестовская политика федеральных органов власти определяется не только антитрестовским законодательством. Дело в том, что Конгресс США оставил за судебной властью право решать, что составляет «попытку монополизации», «существенное уменьшение конкуренции на свободном рынке», «нечестные методы ведения конкурентной борьбы» и т. д.

2.2. Эволюция антимонопольного законодательства в Англии

До окончания Второй мировой войны (1945 г.) английский парламент не придавал большого значения проблемам монополизма и ограничительной рыночной практики. В послевоенный период лейбористское правительство пришло к выводу, что быстрый рост монополистических объединений, в частности различных видов картелей, препятствует восстановлению и обновлению английской промышленности, создавая потенциальную угрозу для экономики в целом[9].

В 1948 г. Закон о монополиях предусмотрел учреждение в Англии государственной комиссии по монополиям и ограничительной рыночной практике. Комиссия должна была проводить расследования в тех случаях, когда при поставке товаров на рынок возникали «монополистические условия». Это означало, что, по крайней мере, одна треть всех товаров определенного вида, которые продавались в Соединенном королевстве, поставлялись одним лицом или одному лицу. По результатам расследования составлялся доклад, представляемый в правительство, с соответствующими рекомендациями - вплоть до ликвидации юридического лица.


В 1953 г. консерваторы в целях поддержания свободной рыночной систе­мы провели через парламент более пространный Закон о комиссии по монополиям и ограничительной практике. Этот закон предусматривал более широкое обследование рыночных отношений для установления возможного вреда от монополистических условий и ограничительной торговой практики.

В 1956 г. при правительстве консерваторов был принят Закон об ограничительной торговой практике. Основным нововведением Закона 1956 г. было создание нескольких государственных органов, специально предназначенных для контроля за «монополистическими ситуациями».

В 60-70-х гг., когда выяснились недостаточная эффективность и неполнота предусмотренной Законом 1956 г. системы контроля над торговыми ограниче­ниями, парламент принял целую серию новых антимонопольных актов: Закон о ценах на перепродажу товаров (1964 г.), Закон о монополиях и слияниях (1965 г.), предусмотревший создание специальной комиссии по монополиям, Закон об ограничительной торговой практике (1968 г.), предусматривавший регистрацию не только торговых, но и информационных соглашений.

В 70-80-х гг. английское антимонопольное законодательство, как и многие другие институты гражданского права, подверглось широкомасштабной консолидации, а одновременно совершенствованию и упрощению. Были приняты Закон о честной торговле (1973 г.), Закон об ограничительной торговой практике (1976 г.), Закон о перепродаже товаров (1976 г.), Закон о конкуренции (1980 г.).

Об усилении контроля над монополистической практикой и за антиконкурентной рыночной деятельностью свидетельствует тот факт, что новое законодательство установило более жесткие критерии «монополистических ситуаций». К таковым относилась поставка на рынок уже не одной трети, а лишь одной четверти какой-либо продукции или товаров.

К законодательству, направленному против установления ограничительных (монополистических) условий в торговле, а также в сфере услуг, примыкает принятое в последние десятилетия законодательство о защите потребителей, под которыми понимаются конечные получатели товаров и услуг.

В 1974 г. был принят также Закон о потребительском кредите, в котором регулировались многие вопросы предоставления и использования кредитов. В этом же законе предусматривалась целая серия и других мер, направленных на защиту прав потребителя. Тем самым было положено начало обширному законодательству, которое привело в Англии к появлению специализированного "права потребителей".


2.3 История формирования антимонопольного законодательства в КНР

Свое начало антимонопольное регулирование в КНР берет 1980 г., когда Госсовет КНР провозгласил политику «регулирования развития и защиты конкуренции», которая стала первым этапом в создании полноценной антимонопольной политики. Первым официальным законом стал закон «О защите от недобросовестной конкуренции», принятый в 1993 г. В целом, положения закона дублировали основные пункты аналогичных западноевропейских законов. Наряду с основным законом были выпущены и специализированные акты, например, Закон о коммерческих банках от 1995 г. ограничивал деятельность банков в сфере недобросовестной конкуренции; Закон о ценах от 1997 г. запрещал ценовую дискриминацию, установление фиксированных или хищнических цен; Закон о закупках и конкурсных торгах от 1999 г. запрещал махинации с ценами.[10]

Помимо непосредственно антимонопольных законов, в Китае были предприняты разовые меры, внесены поправки или изданы специальные рекомендации, нацеленные на защиту конкуренции:

  • В 1993 г. Промышленно-торговая администрация КНР выпустила Положения о запрете совершения ограничительных актов, направленных против конкуренции, предприятиями, предоставляющими общественные услуги;
  • В 2001 г. Кабинет министров Госсовета КНР выпустил Положение о запрещении создания региональных барьеров в рыночной экономической деятельности: данный акт был направлен, в первую очередь, на сдерживание административного монополизма;
  • В 2003 г. Национальная комиссия по развитию и реформам Китая издала Правила о предотвращении монопольного ценообразования: были запрещены злоупотребление доминирующим положением, ценовые сговоры, ценовая дискриминация, вертикальные ограничивающие контракты, ограничения выпуска и проч.

Несмотря на многообразие и большое число различных законодательных актов, из-за отсутствия механизмов их применения эти нормы оказались малоэффективными.

В 2006 г. в связи с возросшей озабоченностью китайских властей по вопросу массовой скупки национальных предприятий иностранными компаниями шесть государственных ведомств совместно выпустили «Правила по управлению процессом приобретения компаний иностранными инвесторами в КНР». Данный нормативно-правовой акт был своего рода первым механизмом предварительного антимонопольного контроля слияний: устанавливалась необходимость направления заявки в специальные органы, при расследовании учитывался оборот компаний, а также наличие у них других фирм в этой же отрасли и общая концентрация рынка до и после слияния. Однако даже после дополнительной публикации рекомендаций по исполнению Правил и вынесению решений административными органами данный акт не получил широкого распространения.


Таким образом, все нормативно-правовые акты в области антимонопольного регулирования, принятые до создания Антимонопольного закона КНР, были нечеткими, размытыми и малоэффективными, повторяли друг друга и не подразумевали конкретных механизмов их применения.

2.4. Эволюция антимонопольного законодательства в России

Антимонопольное законодательство в России существует и развивается уже 25 лет. А началось все в 1991 году после принятия Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который «продержался» 15 лет и был поправлен законодателем 10 раз.

В 1999 году российское антимонопольное законодательство пополнилось Федеральным законом от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Данный закон действовал 7 лет и был поправлен 2 раза.

Указанные законы были положены основой нынедйствующего Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон, Закон о защите конкуренции), за 10 лет существования которого было принято 35 федеральных законов, вносящих в него изменения и дополнения (см. таблицу 1). При этом одни законы кардинально меняли его (вводили новые статьи и главы или признавались утратившими силу некоторые положения), другие были связаны с юридико-техническими правками.

Как видно из таблицы 2 количество изменений, вносимых каждым из принятых федеральных законов в Закон о защите конкуренции, различно и не имеет однозначной связи с численностью последних, и достигло, по состоянию на 1 июля 2016 года значения 466[11].

Эти данные говорят нам о повышенном внимании государства к антимонопольному законодательству и продолжающейся «рецепции общеевропейских норм и институтов конкурентного права»[12].

Всего в Закон о защите конкуренции за время его действия было внесено 20 статей и новый институт «Недобросовестная конкуренция», который развил сферу пресечения недобросовестной конкуренции, детализировав перечень форм недобросовестной конкуренции.

Что касается новых статей, то большинство из них восполняют пробелы в процедуре:

- проведения проверок соблюдения антимонопольного законодательства;

- рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства

Наряду с этим в антимонопольное законодательство предлагается внести следующие изменения[13]: