Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности
1.1 Система профессионального отбора и профпригодности в психофизиологии
1.2 История развития профессионального отбора
1.3 Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности
Глава 2 Эмпирическое исследование профессионального отбора машинистов
2.1 Цели и задачи исследования
2.1 Цели и задачи исследования
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам функциональной диагностики человека, и предназначено для профессионального психофизиологического отбора машинистов пассажирских поездов для работы без помощника. Выполняют психологические и психофизиологические тесты.
При выявлении в результате тестирования следующих сочетаний результатов тестов:
-в тесте по определению акцентуаций характера и темперамента - не выраженная акцентуация характера;
-в тесте по определению индивидуально-типологических качеств - черты не резко выраженной интроверсии и отсутствие черт экстраверсии;
-в тесте по определению уровня субъективного контроля личности - значимая общая и производственная интернальность;
- в тесте по определению типа суточной работоспособности - способность к сохранению устойчивой работоспособности в разное время суток;
- в тесте по определению оценки операторской работоспособности в условиях меняющегося алгоритма работы - способность к работе с меняющимся алгоритмом, а также успешного прохождения теста по определению оценки оперирования символьно-логическими понятиями, делают вывод о пригодности к работе машиниста без помощника.
Способ позволяет объективизировать профессиональный психофизиологический отбор машинистов для работы без помощника. 1 табл.
Изобретение относится к способам функциональной диагностики человека.
В системе мер по повышению качества и эффективности работы на железнодорожном транспорте, обеспечению безопасности движения поездов, снижению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, рациональному использованию трудовых ресурсов важная роль принадлежит психофизиологическому обеспечению трудовой деятельности работников предприятий железнодорожного транспорта. Около 50% грубых нарушений безопасности движения непосредственно связаны с недостаточной профессиональной психофизиологической пригодностью работников локомотивных бригад.
Профессия машиниста, помощника машиниста локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава предъявляет повышенные требования к некоторым психическим свойствам и качествам. Это означает, что не каждый практически здоровый человек после соответствующей подготовки может успешно овладеть данной профессией и обеспечивать в дальнейшем необходимый уровень профессиональной надежности и безопасности на железнодорожном транспорте.
Общими для всех видов движения психофизиологическими качествами, обеспечивающими профессиональную пригодность работников локомотивных бригад, являются:
-готовность к экстренному действию, бдительность;
-высокий уровень устойчивости внимания и скорости его переключения;
-эмоциональная устойчивость (помехоустойчивость).
Эти качества, во многом обусловленные природными задатками, являются относительно постоянными и малотренируемыми.
2.2 Методы психологического профотбора машинистов
Профессиональная деятельность работников локомотивных бригад предъявляет повышенные требования и к некоторым другим психическим свойствам, которые оказывают на нее влияние. В отличие от основных они могут развиваться и тренироваться, но для успешной работы требуют определенного исходного уровня. К таким свойствам относятся стрессоустойчивость, объем и концентрация внимания.
Специфика требований к перечисленным психофизиологическим качествам в зависимости от вида движения и условий работы (работа в условиях монотонии или интенсивного движения, работа без помощника машиниста, скоростное движение и т.д.) выражается как в критериях профессиональной пригодности, так и в модификациях проводимых тестов.
Наиболее близким, к заявляемому способу, является используемый в настоящее время профессиональный психофизиологический отбор машинистов и помощников машинистов локомотивов пассажирского и грузового движения на железнодорожном транспорте в соответствии с Указанием МПС России от 01.12.1999. № 310у.
Таблица 1
Отбор проводится в соответствии с выбором следующих профессионально важных качеств и методик их оценки
Перечень ПВК |
Методики оценки ПВК |
Готовность к экстренному действию |
Методика определения готовности к экстренному действию в условиях монотонно действующих факторов (1 часовой ГЭД) |
Готовность к экстренному действию и надежность работы в состоянии утомления |
Методика определения надежности работы в состоянии утомления (2 часовой ГЭД) |
Скорость переключения внимания |
Методика определения скорости переключения внимания на красно-черных таблицах Шульца-Платона |
Помехоустойчивость |
Методика определения эмоциональной устойчивости (помехозащищенности) |
Срессоустойчивость |
Методика определения срессоустойчивости |
Недостатком приведенного набора профессионально важных психофизиологических качеств, которые оцениваются в соответствии с действующим Указанием, состоит в том, что он позволяет отбирать машинистов для работы только с помощниками.
Для отбора машинистов при работе без помощников в Указании введен тест по оценке готовности к экстренному действию и надежности работы в состоянии утомления. Оцениваемое качество позволяет определять профессиональную успешность машиниста при работе лишь в этих условия, когда время поездной работы превышает допустимые нормы и машинист вынужден выполнять работу в состоянии значительного утомления, но не позволяет определять в какой-либо степени соответствие машиниста требованиям к самостоятельной работе.
Выполнение клинических требований профессионального отбора лиц по зрительному и слуховому анализаторам для работы без помощника является необходимой медицинской частью профессионального отбора. Психофизиологический отбор является второй важной частью профессионального отбора машинистов.
Проведенные комплексные исследования по изучению профессиографической деятельности машинистов пассажирского движения, работающих без помощника, показали необходимость обязательной оценки следующего набора профессионально важных качеств:
- способность к оперированию символьно-логическими понятиями;
- способность к работе с меняющимся алгоритмом;
- способность к сохранению устойчивой работоспособности в разное время суток.
Этими же исследованиями было установлено, что машинисты пассажирского движения, успешно работающие без помощников, имеют определенный психологический профиль личности. Это требует, при проведении отбора машинистов для работы без помощников, оценивать в обязательном порядке психологические характеристики личности, которые должны удовлетворять условиям:
- невыраженная акцентуация по всем шкалам;
- черты не резко выраженной интроверсии и отсутствие черт экстраверсии;
- значимая общая и производственная интернальность.
Разработанный способ профессионального психофизиологического отбора машинистов пассажирских поездов для работы без помощника заключается в выполнении психологических и психофизиологических тестов с последующей выдачей заключения о пригодности к работе без помощника на основании обязательного сочетания вышеупомянутых психологических характеристик личности и психофизиологических характеристик работоспособности.
При решении вопроса о предпочтении того или иного лица, успешно прошедшего обязательное тестирование, первенство отдается такому работнику, который успешно прошел наибольшее количество дополнительных психофизиологических тестов, характеризующих работоспособность субъекта, а именно:
-способность к работе в условиях монотонии (монотонноустойчивость);
-способность к работе в навязанном темпе;
-способность к работе в условиях психоэмоционального стресса (стрессоустойчивость);
-способность к прогнозированию пространственно-временных факторов.
Изобретение реализовано в приборном комплексе отбора машинистов для работы без помощника по психофизиологическим критериям (комплекс Мармон). Внедрение приборного комплекса позволит существенно объективизировать профессиональный психофизиологический отбор машинистов для работы без помощника.
Комплекс обеспечивает выполнение следующих методик.
Оценка оперирования символьно-логическими факторами (модифицированный вариант теста Векслера), заключающаяся в том, чтобы с максимальной скоростью перекодировать расположенные на экране монитора в случайном порядке цифры на символы за ограниченное в 90 сек время.
Оценка операторской работоспособности в условиях меняющегося алгоритма работы. Для выполнения теста обследуемый должен быстро реагировать (нажатием на левую кнопку мыши) при появлении на экране цифр и слов «ДА» и «НЕТ» в зависимости от особенностей задачи.
1. После появления красной засветки экрана обследуемый должен реагировать только на цифры и слово «ДА».
2. После появления зеленой засветки экрана обследуемый должен реагировать только на цифры и слово «НЕТ».
3. После появления серой засветки экрана обследуемый должен реагировать только на цифры.
Обследование состоит из тренировочного задания, после успешного прохождения которого, обследуемый переходит к основному тестированию.
Определение акцентуаций характера и темперамента. Определяется по результатам ответов на 88 вопросов (тест Шмишека). Оцениваются следующие шкалы: демонстративность, застревание, педантичность, возбудимость, гипертимность, дистимность, тревожность, экзальтированность, эмотивность, циклотимность.
Определение индивидуально-типологических качеств. Определяется по результатам ответов на 91 вопрос (тест ИТО, Л.Н.Собчик). Оцениваются следующие шкалы: Ложь, Аггравация, Экстроверсия, Спонтанность, Агрессивность, Ригидность, Интроверсия, Сензитивность, Тревожность, Лабильность.
Оценка уровня субъективного контроля личности (тест УСК). Определяется по результатам ответов на 44 вопроса. Оцениваются следующие шкалы: Ио, Ид, Ин, Ис, Ип, Им, Из. Используются шкалы - Ио - общая интернальность и Ип - производственная интернальность.
Определение способности к сохранению устойчивой работоспособности в разное время суток. Определяется по результатам ответов на 19 вопросов (модифицированный тест Остберга - Хорна).
Оценка работоспособности в условиях монотонии. По трем светодиодам, расположенным на аппаратном блоке в форме треугольника, перемещается световое пятно. Оно двигается последовательно по часовой стрелке, переходя из одной точки в другую, не пропуская ни одной точки. Задача обследуемого - внимательно следить за движением пятна. При перемещении светового пятна против часовой стрелки обследуемый должен, как можно быстрее реагировать, нажимая на кнопку блока реагирования. Методика состоит из 2-х заданий: подготовительного задания длительностью 2 минуты и основного задания длительностью 15 минут.
Оценка операторской работоспособности в условиях навязанного темпа. Задание, которое предстоит выполнить обследуемому, состоит в реагировании (быстром нажатии на левую кнопку мыши) при появлении на экране цифр и слова «ДА» и в не реагировании на слово «НЕТ».
Перед началом исследования обследуемый выполняет тренировочное задание. В случае успешного прохождения тренировочного задания обследуемый переходит к основному тестированию.
Оценка способности к работе в условиях психоэмоционального стресса. Методика разделена на две процедуры. Первое задание состоит в реагировании на сигнал зеленого цвета и в пропуске сигнала красного цвета. Оценивается среднее время реагирования на сигналы зеленого цвета. Второе задание состоит из максимально быстрой реакции на сигнал зеленого цвета. Реагируя на каждый отдельный зеленый сигнал, обследуемый должен уложиться в заданный временной интервал, в случае выхода за пределы этого интервала, сразу после предъявления зеленого сигнала, будет зажигаться сигнал красного цвета. Фактически, красный сигнал является неудовлетворительной оценкой реакции испытуемого в данный момент. Оценивается среднее время реагирования на сигналы зеленого цвета, следующие после красного сигнала.
Методика выполняется на аппаратном блоке системы. При появлении зеленого сигнала обследуемый с максимальной скоростью нажимает кнопку на блоке реагирования и производится измерение времени его реакции.