Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка прогнозирования пространственно-временных факторов. Во время тестирования на экране монитора быстро перемещается по часовой стрелке зеленый квадрат. В верхней точке круга находится квадрат серого цвета, который в течение теста будет менять свое местоположение. Обследуемому необходимо реагировать нажатием на кнопку мыши таким образом, чтобы остановить зеленый квадрат в момент совпадения с квадратом серого цвета. Оценивается среднее время опережающих и запаздывающих нажатий.

После выполнения теста производится его оценка - «Пройден» - «Не пройден» по критериям, обеспечивающим уровень, необходимый для работы машинистом пассажирского поезда без помощника.

Техническим результатом изобретения является заключение о профессиональной пригодности машиниста для работы без помощника. Положительное заключение о пригодности к работе дается, если будут пройдены все обязательные тесты.

В качестве примера, в реализованном приборном комплексе отбора машинистов для работы без помощника, используются следующие критерии оценки выполнения тестов.

Оценка акцентуации характера и темперамента производится по шкалам демонстративность, застревание, педантичность, возбудимость, гипертимность, дистимность, тревожность, экзальтированность, эмотивность, циклотимность. Каждая шкала имеет оценку в диапазоне 0-24 балла. В случае превышения 19 баллов в какой-либо шкале черта характера является акцентуированной и тест оценивается как «Не пройден».

Оценка интроверсии и экстраверсии производится при выполнении «Индивидуально-типологическиого опросника (ИТО, Л.Н.Собчик). Оценка «Не пройден», если для шкалы «Интроверсия» получена оценка больше 6 баллов (из 9 возможных) и для шкалы «Экстраверсия» больше 4 баллов (из 9 возможных).

Оценка общей и производственной интернальности производится при выполнении теста по определению уровня субъективного контроля личности (УСК). Оценка «Не пройден», если для шкалы «Общая интернальность» получена оценка менее 21 балла (из 42 возможных), для шкалы «Производственная интернальность» менее 4 баллов (из 8 возможных).

Оценка способности к оперированию символо-логическими понятиями. Тест «Пройден» если за время 90 секунд перекодировано не менее 32 символов.

Оценка способности к работе с меняющимся алгоритмом. В первом, тренировочном задании допускается не более 7 ошибок, во втором основном задании допускается не более 15 ошибок.

Оценка способности к сохранению устойчивой работоспособности в разное время суток. Определяется по результатам выполнения опросника по определению типа суточной работоспособности (Остберга - Хорна). В результате опроса может получиться суммарная оценка от 14 до 86 баллов. Результаты обследований оцениваются следующим образом:


при сумме 69 и более - сильно выражен «утренний» тип;

при сумме 59-69 - слабо выражен «утренний» тип;

при сумме 42-58 - «индифферентный» тип;

при сумме 41-31 - слабо выражен «вечерний» тип;

при сумме 30 и менее - сильно выражен «вечерний» тип.

Способности к сохранению устойчивой работоспособности в разное время суток соответствует «индифферентный» тип работоспособности при получении оценки в диапазоне от 42 до 58 баллов.

Оценка способности к работе в условиях монотонии. Тест пройден, если во втором задании отсутствуют пропуски сигнала и среднее время реагирования не превышает 560 мс.

Оценка способности к работе в навязанном темпе. Тест пройден, если количество ошибок в тренировочном задании не более 2 и в основном задании не более 7.

Оценка способности к работе в условиях психоэмоционального стресса. Тест пройден, если среднее время реагирования на сигналы зеленого цвета, следующие после красного сигнала во втором задании, меньше 280 мс и меньше среднего времени реагирования на сигналы зеленого цвета в первом задании.

Оценка прогнозирования пространственно-временных факторов. Тест пройден, если среднее время опережающих нажатий не превышает 100 мс, а запаздывающих нажатий не превышает 80 мс.

Заключение

Способ профессионального отбора машинистов пассажирских поездов для работы без помощника, заключающейся в выполнении психологических и психофизиологических тестов, отличающийся тем, что в качестве психологических и психофизиологических тестов используют тест по определению акцентуаций характера и темперамента, тест по определению индивидуально-типологических качеств, тест по определению уровня субъективного контроля личности, тест по определению типа суточной работоспособности, тест по определению оценки операторской работоспособности в условиях меняющегося алгоритма работы, тест по определению оценки оперирования символьно-логическими понятиями, и при выявлении в результате тестирования следующих сочетаний результатов тестов:

-в тесте по определению акцентуаций характера и темперамента - невыраженная акцентуация характера;

-в тесте по определению индивидуально-типологических качеств - черты не резко выраженной интроверсии и отсутствие черт экстраверсии;

-в тесте по определению уровня субъективного контроля личности - значимая общая и производственная интернальность;


-в тесте по определению типа суточной работоспособности - способность к сохранению устойчивой работоспособности в разное время суток;

-в тесте по определению оценки операторской работоспособности в условиях меняющегося алгоритма работы - способность к работе с меняющимся алгоритмом, а также успешного прохождения теста по определению оценки оперирования символьно-логическими понятиями, делают вывод о пригодности к работе машиниста без помощника.


по-прежнему клепает всё подряд: от ширпотреба до самолётов. Но вот незадача: экономический рост в отдельно взятой стране не может длиться бесконечно. Рано или поздно подъём сменяется падением. Уже сейчас эксперты говорят о перегреве китайской экономики. Однажды и она «забуксует». Так что вероятность второй волны кризиса достаточно велика. Наивно будет надеяться, что нас минет чаша сия. Ведь российская экономика являются частью мировой.

Ещё один удар может быть нанесён по геополитическим интересам России. Давайте не будем тешить себя иллюзиями: для Запада наша страна была и остаётся конкурентом. Поэтому её ослабление на руку многим политическим силам. Добиться этого можно как экономическими, так и политическими способами. Например, сыграв на сепаратистских настроениях в национальных автономиях. Несколько щедрых денежных инъекций в дело «борьбы за независимость» — и перед Россией замаячит угроза гражданского противостояния. Нельзя сбрасывать со счетов и китайцев, с интересом поглядывающих на Сибирь и Дальний Восток. Поэтому с точки зрения геополитики мы находимся в позиции тигра, окружённого волчьей стаей. Вроде бы и силы есть сопротивляться, да только обложили со всех сторон.

Перекосы в развитии экономики и усиление авторитарных тенденций порождает массовое недовольство. Как минимум, половина молодёжи мечтает уехать из страны, поскольку не видит здесь перспектив для себя. Большинство простых россиян обозлено растущим социальным неравенством и полной беззащитностью перед лицом государственной машины. Если этот кипящий котёл рванёт — всем мало не покажется. Чем чреват русский бунт, мы хорошо знаем из учебников истории.

Тем более что мировой кризис не закончился. Страны еврозоны ломают голову, как спасти своих «блудных дочерей» в лице Италии, Португалии, Испании и Греции. Скорее всего, их будут вытаскивать из ямы за счёт более успешных соседей по Евросоюзу. Так что «штормить» европейскую экономику будет ещё долго. В незавидном положении находится и США, балансируя на грани дефолта. Лишь Китай держится бодрячком и по-прежнему клепает всё подряд: от ширпотреба до самолётов. Но вот незадача: экономический рост в отдельно взятой стране не может длиться бесконечно. Рано или поздно подъём сменяется падением. Уже сейчас эксперты говорят о перегреве китайской экономики. Однажды и она «забуксует». Так что вероятность второй волны кризиса достаточно велика. Наивно будет надеяться, что нас минет чаша сия. Ведь российская экономика являются частью мировой.


Ещё один удар может быть нанесён по геополитическим интересам России. Давайте не будем тешить себя иллюзиями: для Запада наша страна была и остаётся конкурентом. Поэтому её ослабление на руку многим политическим силам. Добиться этого можно как экономическими, так и политическими способами. Например, сыграв на сепаратистских настроениях в национальных автономиях. Несколько щедрых денежных инъекций в дело «борьбы за независимость» — и перед Россией замаячит угроза гражданского противостояния. Нельзя сбрасывать со счетов и китайцев, с интересом поглядывающих на Сибирь и Дальний Восток. Поэтому с точки зрения геополитики мы находимся в позиции тигра, окружённого волчьей стаей. Вроде бы и силы есть сопротивляться, да только обложили со всех сторон.

Список использованной литературы

  1. Алишев Н. В., Широков В. Д. Общие основы построения исследования// Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н. В. Алишева. - М., 2007.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 2008.
  3. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования локуса субъективного контроля//Психологический журнал, 2004. – Т. 5. - № 3. – с.36 – 42.
  4. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. - М., 2009.
  5. Бодров В.А. Основы профессионализма. - М., 2006.
  6. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. . - М.,2007.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 2008. – Стр. 281-310.
  8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. Киев, 2006.
  9. Еникеев Е.И. Общая и социальная психология. Учебник для ВУЗов М.2009.
  10. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности / Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. - Кострома, 2006.
  11. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2008. – 258 с.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2007.
  13. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 2002. – 407 с.
  14. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. –  688 с.
  15. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М: Наука, 1982. – 643 с.
  16. Радугин А.А. Психология. / Понятие и структура «личности» . – М: Изд-во ЦЕНТР, 2009. – 400 с.
  17. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. [Текст] / П. А. Рудик. - М., 2008.
  18. Субботина Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки: Учеб. пособие. - Ярославль, 2003.
  19. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. - М., 2006.
  20. Щербаков А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. - Л., 2008.
  21. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М: Изд. центр «Академия», 2006. – 41с.