Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Психофизиология, которая родилась как экспериментальная ветвь психологии, в значительной степени остается таковой и по сей день, компенсируя несовершенство теоретического фундамента многообразием и изощренностью методического арсенала. Богатство этого арсенала велико, его ресурсы и перспективы представляются неисчерпаемыми.

Стремительный рост новых технологий расширил возможности проникновения в тайны человеческой телесности. Это привело к созданию новых обрабатывающих устройств, способных формализовать сложную систему зависимости переменных величин, используемых в объективных физиологических показателях, закономерно связанных с психической деятельностью человека.

В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности существенными направлениями гуманизации и повышения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профпригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состояний.

Профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение качественного отбора персонала организации на основе оценки соответствия уровня развития профессионально важных качеств личности требованиям профессиональной деятельности. Отбор позволяет сделать шаг вперед в решении ряда сложных задач, которые связаны с повышением эффективности деятельности персонала организаций и качества обучения в высших учебных заведениях, снижением заболеваемости и текучести кадров, созданием оптимального психологического климата в коллективах.

Предмет курсовой работы – профессиональный отбор и профпригодность.

Объект курсовой работы – машинисты.

Целью курсовой работы является изучение системы психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.

С учетом поставленной цели будут решены следующие задачи:

- изучены теоретические аспекты психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности;

- на примере машинистов проведена оценка профессионального отбора.

Методы, используемые в курсовой работе: анализ, гипотеза, научное исследование, наблюдение и измерение.


Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных психологов, методистов публикации о методах психофизиологических исследований.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава 1 Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности

1.1 Система профессионального отбора и профпригодности в психофизиологии

Применение психофизиологических методов в психологии труда было вызвано необходимостью разработки объективных и количественных критериев психофизиологического отбора. Эта проблема возникла в связи с развитием техники и ее усложнением, а также появлением профессий, предъявляющих к психическим качествам и психофизиологическим возможностям работающего человека все более жесткие требования. В отечественной психологии разработка методических приемов отбора основана на знании психофизиологической природы применяемых испытаний и определенных теоретических концепциях (Н. И. Майзель, В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов, С. Г. Геллерштейн).[1]

В процессе профотбора процедура выявления статической картины наличных знаний, навыков и умений человека была заменена системой проверки и измерения у данного индивида его способностей к приобретению новых, специфических для данной деятельности, функций и навыков к обучению. Кроме того, в систему профотбора стали включать испытания, оценивающие индивидуально-психологические и личностные качества человека, одни из которых поддаются целенаправленному воздействию или воспитанию, а другие являются более стойкими и практически не меняются под влиянием жизненного опыта человека. Первые находятся в более тесной связи с нейрофизиологическими особенностями субъекта и поэтому были охарактеризованы как психофизиологические качества индивидуальности. К ним можно отнести такие качества субъекта, как эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, переключаемость, объем и распределение внимания и т. п. [2]


Особенностью этих качеств «психофизиологической группы» является то, что они сами и свойства нервной системы, их определяющие, поддаются экспериментальному изучению и количественной оценке.

В число методов, используемых в задачах профотбора и определения профпригодности, принято включать методы определения основных и частных (парциальных) свойств НС и особенностей вегетативной регуляции (по параметрам пульса, дыхания и КГР).

В основу психофизиологической системы профотбора вошли такие представления, достаточно теоретически и практически проработанные, как связь силы НС с порогами ощущения, с концентрацией внимания, со спонтанной отвлекаемостью и помехоустойчивостью; зависимость скорости переключения с одной деятельности на другую от подвижности нервных процессов в микроинтервалы времени; влияние уравновешенности нервных процессов и соотношения силы и возбуждения нервных процессов на пропускную способность оператора и реакцию на предвиденные стимулы, появление периода психической рефрактерности в период принятия логических решений. Под психической рефрактерностью понимается состояние, когда человек в течение определенного периода не может воспринимать любую информацию вследствие измененного функционального состояния и необходимости восстановления пониженной возбудимости нервной, мышечной и других систем организма.

Позже количество профессионально значимых психофизиологических свойств НС было расширено за счет включения в систему профотбора такого параметра, как «концентрируемость» нервных процессов, который определяет реакции индивида на некоторые особые ситуации, например на аварийную сигнализацию («сверхсильные раздражители»).

Для экстремальных ситуаций, вызывающих состояния стресса или напряженности, решающее значение начинают приобретать врожденные свойства нервной системы.

Еще одним практически важным для профотбора и работы субъекта свойством НС является «прочность» однажды образованных связей, составляющая основу прочности запоминания.

Без включения оценки этих свойств в систему профотбора нельзя объяснить и предвидеть особенности поведения человека в различных ситуациях, так как в каждой из них к нему предъявляется набор специфических требований. Так, для экстремальных ситуаций, вызывающих у человека состояния стресса или психической напряженности, роль свойств НС существенно увеличивается, и решающее значение начинают приобретать врожденные свойства НС. Однако если экстремальность условий деятельности не очень велика, то возможна компенсация недостающих качеств, впервые замеченная Е. А. Климовым для рабочих профессий, например силы или уравновешенности НС. Особенно важна такая компенсация для профессий, постоянно связанных с экстремальными ситуациями, например диспетчера, машиниста, летчика, водителя. Установлены факты одинаково высокой профессиональной успешности лиц с различной силой НС, а данные о формировании специфических психофизиологических приспособительных механизмов сняли вопрос о профпригодности лиц даже со слабой НС для профессии водителя.


Определение наличия необходимых в этих ситуациях качеств может помочь индивиду не только найти пути и способы компенсации недостающих у него качеств там, где эта компенсация необходима и возможна, но и профессионально сориентироваться. В этом авторы видели основной смысл изучения свойств НС у человека в практических целях.

В целом можно сказать, что в настоящее время исследования по психологическому отбору или профессиональной пригодности базируются на методологических принципах системно-структурного подхода, разрабатываемого в отечественной психологии, к оценке функционального соответствия требований профессиональной деятельности и среды, в которых она выполняется, и возможностей профессионала. Применительно к анализу системы «человек техника профессиональная среда» это означает, что необходимо целостное представление о структурной взаимосвязи «ансамбля» профессионально-значимых статических и динамических свойств и качеств личности, психофизиологических характеристик функционального состояния работающего человека, параметров структуры и условий деятельности, показателей ее эффективности и надежности.

Именно результаты исследований по проблемам психофизиологии и индивидуальности стали основой для дифференциальной психофизиологии профотбора и нашли широкое применение при решении этих актуальных задач психологии труда.

1.2 История развития профессионального отбора

В формировании профессионального психологического отбора ключевую роль сыграли две группы факторов. Первая группа связана со стремлением получить максимальную прибыль при наименьших затратах. Вторая – с существованием определенных различий между людьми, которые в значительной степени определяют вероятность успешной профессиональной деятельности. Исследования в области психологии профессиональной деятельности имеют длительную историю, характеризующуюся тремя основными периодами развития. Первые два, интуитивный и тестовый, имели ряд существенных недостатков. Развитие науки способствовало переходу к этапу комплексных исследований, основанного на психологических измерениях представителей конкретных профессий. Однако такой подход также имеет определенные особенности и требует постоянной и последовательной работы в данной области. Упоминания об использовании различных испытаний, аналогов современных тестов, для отбора в государственные органы относятся еще к временам Древнего мира. Основная цель этих проверок заключалась в диагностике знаний, умений и способностей.


Становление и развитие профессионального психологического отбора на современном уровне тесно связано с проблемами психологического изучения различных видов профессиональной деятельности, которые с конца XIX века и по настоящее время занимают центральное место в прикладных направлениях психологической науки. Обращение к данной теме было обусловлено изменениями в обществе и объективными предпосылками для возникновения профессионального отбора. С одной стороны, была заинтересованность владельцев и руководителей коммерческих организаций в обеспечении максимальной производительности за счет эффективного использования ресурсов персонала. С другой стороны, развитие психологической науки уже позволяло на практике отбирать работников, наиболее подходящих для выполнения соответствующей трудовой деятельности.[3]

Определенную лепту в зарождение и развитие профессионального психологического отбора внесли работы Фредерика Уинслоу Тейлора и его учеников. Описывая результаты внедрения своей системы отбора на предприятии, Ф. Тейлор привел пример того, что издержки производства снизились более чем в два раза, а заработная плата рабочих увеличилась в 1,6 раза в результате уменьшения количества рабочих на 70 %. В многочисленных исследованиях было установлено, что люди, профессионально выполняющие одну и ту же работу с разным уровнем успешности, имеют существенные различия в особенностях своего психического развития. Развитие тестов, ставших впоследствии наиболее популярным инструментарием психологов, позволило найти способ оценить выраженность различий между людьми. Не смотря на эффективность профессионального отбора, во взглядах на проблемы организации труда наблюдались разногласия. Так, отечественный психолог А.Ф. Лазурский, считал, что сортировка людей для различных типов деятельности – негуманна и отрицательно относился к идее профотбора. По его мнению, психология индивидуальных различий должна не делить людей по их способностям, а содействовать личностного развитию. Первым, приступившим к решению проблем объективного измерения индивидуальных различий и применения психодиагностических методов для изучения личности кандидатов, был Френсис Гальтон. Его работы послужили основой для создания психологии способностей, являющейся базисом современного профессионального отбора. Директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Гуго Мюнстерберг не только предложил использовать тесты в качестве отборочной процедуры прогностического характера, позволяющей выявить кандидатов с необходимыми навыками и характеристиками, соответствующими требованиям профессиональной деятельности, но и разработал методологию использования тестов. По мнению Г. Мюнстерберга, тесты первоначально необходимо провести в группе рабочих, достигших лучших результатов, а уже затем эти тесты использовать для обследования всех вновь принимаемых на работу. В итоге, результаты кандидатов сопоставляются с показателями эталонной группы и на основе их соответствия выносится заключение о целесообразности приема на работу. Первая мировая война (1914-1918 гг.) способствовала дальнейшему развитию науки определения профессиональной пригодности, требуя ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами. В США был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценить пригодность к воинской службе в различных родах войск. На основании исследований производилось отчисление «негодных лиц», назначение на «черные работы» неспособных к строю, комплектование унтер-офицерских и офицерских школ, выравнивание частей по уровню интеллектуальности, набор в специальные части и т.д. Многолетний опыт проведения психологического отбора кадров в армию США показал его высокую эффективность. История профессионального отбора в России началась в XIX века, когда в 1882 году русский врач М.А. Рыкачев определил профессиональные требования к психологическим качествам воздухоплавателей. В формирование отечественных идей профессионального психологического отбора значительный вклад был сделан такими советскими учеными, как М.С. Бернштейн, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Г. Гелерштейн, Н.Д Левитов, A.M. Мандрыко, Г.И. Россолимо, М.Ю. Сыркин, И.Н. Шпильрейн, A.M. Шуберт и другими. В своих работах ими был выдвинут ряд прогрессивных идей в области психодиагностики, профотбора и профориентации. Особенно большое развитие отечественные исследования в области профессионального отбора получили в рамках психотехнического движения в 20-30-е годы ХХ века. В армии, на производствах, в учреждениях образования были созданы психотехнические лаборатории, развернувшие массовые психологические исследования. Так, в 1928 году были созданы Центральная комиссия и Психофизиологическая лаборатория Военно-санитарного управления РККА. В круг профессиональных требований, предъявлявшихся к военным специалистам РККА, входили следующие качества: классовая сознательность, собранность, уравновешенность, сообразительность, техническая смекалка, логичность мышления, хорошая скорость реакции, объем и устойчивость внимания, наличие развитых моторных навыков, хороший глазомер, сила воли, настойчивость, выносливость, смелость, физическая сила и ловкость. Обследование проводилось при помощи бланковых и аппаратурных методик и при вынесении заключения учитывались результаты наблюдения за поведением и реакциями испытуемых. Данный период (30-е годы) охарактеризовался массовым, интенсивным, неконтролируемым и некритичным использованием заимствованных зарубежных тестов и их модификаций, абсолютизация результатов которых привела к наложению запрета на применение тестов и анкет.[4]