Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (на примере фармацевтической отрасли).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 4
В то же время примером высоты данного барьера является крах и выход из отрасли путем последующей продажи российского подразделения финской компании Oriola-KD, которое так и не смогло выйти в прибыль в высококонцентрированном и низко маржинальном секторе дистрибуции.
Особое внимание из-за специфичности и высокой социальной значимости товаров следует уделить административным барьерам, к которым относятся лицензирование деятельности; порядок регистрации новых предприятий (стандартизация по GMP); система госконтроля над ценами наличие неформальных отношений между органами власти и предприятиями; экологические нормы; ограничения на использование земель;
Также следует обратить внимание на материальную базу инфраструктуры фармацевтического рынка, прежде всего, логистические и транспортные составляющие рынка. Учитывая географические особенности России, затраты на логистику играют большую роль в эффективности деятельности любого предприятия.
Основываясь на подходе чикагской школы высокий уровень концентрации, следует считать результатом высокой эффективности производства доминирующих компаний. Основные крупные игроки на рынке фармацевтической дистрибуции — это компании с самой высокой производственной эффективностью, что позволяет им расти значительными темпами, завоевывать большие доли рынка, такие как ОАО «Протек» и ОАО «Катрен».
2.2. Оценка степени монополизации фармацевтического рынка
Для определения степени монополизации таких сегментов фармацевтического рынка как ритейл и фзрмдистрибуция нами был произведен расчет ряда индексов: индекса концентрации, индекса Линда, индекса Херфиндаля-Хиршмана, основанных на данных по долям рынка за 2014 г.
Так для фармритейла эти значения составляют для топ-15 компаний:
24,73%; 233,6%; 50,12 соответственно.
Таблица 1
Аптечные сети по доле на розничном коммерческом рынке ЛП[44]
Аптечная сеть |
Доля рынка в 2014 году, % |
|
1 |
Ригла |
5,11 |
2 |
A.V.E. GROUP |
3,10 |
3 |
Доктор Столетов (включая «Озерки») |
2,39 |
4 |
Имплозия |
2,28 |
5 |
А5 Group |
2,21 |
б |
Планета Здоровья |
1,70 |
7 |
Радуга (включая «Первую помощь») |
1,68 |
8 |
АСНА |
1,53 |
9 |
Фармаимпекс |
1,52 |
10 |
Фармленд |
1,19 |
11 |
Самсон-Фарма |
0,95 |
12 |
Вита |
0,87 |
13 |
Мелодия Здоровья |
0,75 |
14 |
Аптека-Таймер |
0,75 |
15 |
Ладушка |
0,70 |
Данные значения индексов можно трактовать как доказательства низкой
степени монополизации розничного рынка. Таким образом, учитывая тот факт, что входные барьеры на розничный рынок сравнительно невысоки, так, по данным ОАО «Протек», открытие одной аптеки обходится в 2,5 млн руб., можно предположить, что активное развитие на этом рынке будет происходить и в дальнейшем. В том числе можно ожидать и роста долей ведущих участников рынка, тем более, что даже до появления олигополии в данном сегменте рынка пока далеко.
Для фармдистрибуции для топ-15 компаний: 87,04%; 531,2%; 865,49
соответственно. При расчете коэффициента Линда можно видеть, что нарушение непрерывности имеет место при к = 11, следовательно, олигополию образуют первые десять участников рынка, характер олигополии — «расплывчатая». При этом значение индекса Херфиндаля-Хиршмана менее 1 000, что говорит о том, что рынок можно считать неконцентрированным.
Таблица 2
Дистрибьюторы по доле на рынке прямых поставок ЛП, %
(включая льготное лекарственное обеспечение) [45]
Дистрибьютор |
Доля рынка в 2014 г., % |
|
1 |
Катрен |
16,88 |
2 |
Протек |
13,44 |
3 |
РОСТА |
12,45 |
4 |
Пульс |
7,78 |
5 |
Alliance Healthcare Rus |
7,57 |
б |
СИА Интернейшнл |
6,51 |
7 |
Р-Фарм |
5,75 |
S |
Oriola |
5,26 |
9 |
Фармкомплект |
3,6 |
10 |
БСС |
2,09 |
11 |
Евросервис |
1,40 |
12 |
Биотэк |
1,26 |
13 |
Империя-Фарма |
1,09 |
14 |
Медэкспорт |
1,01 |
15 |
Профитмед |
0,95 |
Расчеты данных коэффициентов для фармацевтического производства
мы считаем нецелесообразными, поскольку различия в производимых
продуктах могут дать некорректные результаты.
Выводы:
1. Особая социальная значимость фармацевтического рынка, обязывая
государственные институты активно вмешиваться в регулирование, поднимает уровень нестратегических барьеров входа на рынок.
2. Среди нестратегических барьеров входа на фармацевтический рынок
можно выделить следующие типы: емкость рынка (ограничения спроса); барьеры капитальных затрат или объемов первоначальных инвестиций; барьеры, основанные на преимуществе (абсолютном или относительном) в уровне затрат; административные барьеры; материальная база инфраструктуры фармацевтического рынка
3. Расчеты индексов концентрации, Линда, Херфиндаля-Хиршмана показывают, что рынок фармритейла не является концентрированным. Это является следствием сравнительно низкого уровня барьеров капитальных затрат или объемов первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок.
4. Расчеты индексов концентрации, Линда, Херфиндаля-Хиршмана показывают, что рынок фармдистрибуции имеет все признаки олигополистического и учитывая высоту барьеров, основанных на преимуществе (абсолютном или относительном) в уровне затрат, тенденция к монополизации рынка будет сохранена.
Глава 3. Стратегии для преодоления барьеров входа в отрасль
Стратегию преодоления входных барьеров можно понимать как синтез
стратегий глобализации фирмы, интернационализации продукции и стратегии получения конкурентных преимуществ. Эти три составляющие объединяют главные задачи фирмы: расширить рынки сбыта продукции, усовершенствовать процесс производства, адаптировать продукт к внешним требованиям рынка, получить конкурентные преимущества и положительный экономический эффект от их внедрения.
Альтернативной целью реализации стратегий преодоления барьеров является «оговаривание» барьеров входа[46].
Существуют два основных подхода к выбору способа выхода на новые
рынки: с полным контролем предприятия и с распределением ответственности. При этом менеджеры с международным опытом предпочитают стратегии с полным контролем, а управляющие с исключительно внутренним опытом – с распределением ответственности.
Глобальные стратегии выхода на внешние рынки можно классифицировать по принципу распространения «домашней» практики ведения бизнеса:
1) горизонтальные стратегии, то есть внедрение «домашней» деятельности на иностранных рынках;
2) вертикальные стратегии - инвестиции в ресурсо-разведовательные
операции и размещения отдельных этапов процесса производства за рубежом (своего рода аутсорсинг);
3) побочная (вспомогательная) интеграция;
4) стратегии диверсификации рисков[47].
К основным видам стратегий выхода на внешние рынки относят:
1) осуществление прямых иностранных инвестиций;
2) приобретение и поглощения действующих предприятий на рынке;
3) образование альянсов;
4) открытие совместного предприятия с локальным партнером - в странах с высокой неопределенностью среды является источником надежной
информации, защиты и внешней поддержки;
5) продажа франшизы;
6) создание самостоятельного предприятия в отрасли (greenfield entry).
Таблица 3
Матрица выбора глобальной стратегии выхода на внешние
рынки
Сфера деятельности главной компании |
Выбор стратегии входа |
|
Иностранное подразделение |
Аналогичная сфера |
Горизонтальная интеграция |
Отрасли, связанные с используемыми ресурсами |
Вертикальная интеграция |
|
Та же отрасль, но другой сегмент |
Вспомогательная интеграция |
|
Несвязанные отрасли |
Диверсификация рисков |
Каждая из стратегий имеет свои преимущества (табл. 4), в частности,
осуществление прямых инвестиций отличается высокой ликвидностью и низким уровнем риска. В случае объединения с действующими предприятиями (с разными степенями иностранного контроля) основным конкурентным преимуществом является доступ к достоверной информации и уникального бизнес-опыта.
Таблица 4
Преимущества основных стратегий выхода на внешние рынки
Стратегия |
Преимущества |
1 |
2 |
Осуществление прямых иностранных инвестиций. |
Низкая рискованность и высокая ликвидность. |
Приобретение и поглощение действующих предприятий. |
Возможность перенять уникальный |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
Образование альянса. |
Минимизация трансакционных издержек. Возможность перенять уникальный опыт функционирования на рынке. |
Открытие современного предприятия с локальным партнером. |
Быстрое налаживание связей с бизнес-сообществом. Доступ к знаниям о неформальных институтах. |
Франчайзинг. |
Возможность перенять уникальный |
Создание самостоятельного предприятия. |
Высокая гибкость в принятии решений |
После выхода предприятия на рынок возможны следующие сценарии
развития взаимоотношений с фирмами, которые работают на рынке[48]:
1) фирмы могут конкурировать;
2) могут объединиться и разделить между собой монопольную прибыль;
3) действующий игрок может выйти из рынка.
Выводы:
Таким образом, мы можем сделать вывод, что эффективное внедрение
стратегий преодоления входных барьеров обеспечивается качественной
адаптацией предприятия к стратегическим изменениям в ходе формирования или изменения организационной структуры, формированием реакции на воздействие внешних рыночных факторов влияния. Измерение силы воздействия создающих барьеры факторов позволяет определить и предложить комплекс мер в соответствии с выбранной стратегией преодоления входных барьеров.
Заключение
Под барьерами для входа на рынок понимаются различные препятствия, через которые компания должна пройти, осуществляя вход в определённую отрасль рынка. Они могут быть обусловлены особенностями данной отрасли, типом рынка и поведением тех компаний, которые уже существуют на рынке.
В зависимости от типа рынка можно говорить, насколько высоки входные барьеры для производителей. Так, на рынке совершенной конкуренции они полностью отсутствуют. Рынок монополистической конкуренции характеризуется низкими барьерами для входа на рынок. Олигополия имеет высокие входные барьеры, а монополия - от очень высоких до абсолютных.
Несмотря на свободу предпринимательства и защиту конкуренции на государственном уровне, новые предприятия в процессе входа на рынок сталкиваются с множеством барьеров различного характера, которые негативно сказываются и на новых производителях, и на обществе. Барьеры для входа на рынок остаются серьёзной экономической проблемой и по сей день.
Особая социальная значимость фармацевтического рынка, обязывая
государственные институты активно вмешиваться в регулирование, поднимает уровень нестратегических барьеров входа на рынок.
Среди нестратегических барьеров входа на фармацевтический рынок
можно выделить следующие типы: емкость рынка (ограничения спроса); барьеры капитальных затрат или объемов первоначальных инвестиций; барьеры, основанные на преимуществе (абсолютном или относительном) в уровне затрат; административные барьеры; материальная база инфраструктуры фармацевтического рынка