Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (на примере фармацевтической отрасли).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 4
Рисунок 2 - Стратегия квазимонополиста на отраслевом рынке[24]
Соотношение этих двух (отнюдь не исключающих друг друга) составных частей конкурентной стратегии фирм-квазимонополистов определяется состоянием и тенденциями развития конкретного отраслевого рынка.
Большинство моделей рынка монополистической конкуренции исходит из факта наличия на этом рынке достаточно большого числа фирм, приблизительно равных по своим возможностям воздействия на цены и структуру этого рынка и пытающихся занять свою долю рынка главным образом за счет дифференциации продукта и сегментации рыночных ниш[25].
В этих условиях ни одна из присутствующих на рынке фирм не выступает квазимонополистом в собственном смысле этого слова, и ни одна из них в состоянии долгосрочного равновесия не получает экономическую прибыль[26]. Это объясняется тем, что в случае краткосрочного получения фирмами экономической прибыли (этой ситуации соответствует кривая спроса D1 на рис.3) новые производители будут входить на данный отраслевой рынок до тех пор, пока кривая спроса не понизится до состояния D1, в котором она будет касаться кривой долгосрочных совокупных издержек LATC, и ни один из участников рынка не получит экономической прибыли.
Рисунок 3 - Равновесие немонополистической фирмы на рынке монополистической конкуренции[27]
Это рассуждение, которое с удручающей частотой воспроизводят современные учебники экономической теории, характеризует равновесие немонополистической фирмы на рынке монополистической конкуренции[28].
Между тем стоит напомнить, что монополистическая конкуренция выступает единственным типом отраслевого рынка, на котором присутствуют фирмы разных типов, отличающиеся друг от друга степенью воздействия на цены, возможностью проведения ценовой дискриминации, аккумулированием информации о состоянии рыночных ниш, — иначе говоря, различающиеся возможностью проведения квазимонопольной стратегии[29].
Большинство рынков монополистической конкуренции характеризуется наличием относительно небольшого числа квазимонополистов, с которыми конкурирует немонополистический сектор. Например, такая ситуация традиционно складывается на страновых и региональных рынках информационных продуктов и информационных услуг (в частности, образовательных). Для квазимонополистов, действующих на этих рынках, описанная выше логика неприменима[30].
Квазимонополист должен получать монопольную прибыль, и залогом этого служит более низкий уровень издержек на единицу продукции, достигаемый квазимонополистом за счет правильного использования асимметричности рыночной информации и создания препятствий для входа на рынок других фирм. Кривая долгосрочных средних совокупных издержек LATC у квазимонополиста проходит ниже, чем у немонополистических участников того же рынка, и пересекает кривую спроса (рис. 4). Это неустранимое преимущество перед немонополизированным сектором приводит к получению им экономической прибыли в состоянии долгосрочного равновесия[31].
Рисунок 4 - Равновесие квазимонополиста на рынке монополистической конкуренции
Фирма-монополист, действующая в условиях естественной монополии, как и любой другой квазимонополист, при установлении цены и объемов производства не ориентируется на величину средних издержек, независимо от того, велики они или малы[32]. Решающим является правило равенства предельных издержек и предельной выручки, получаемой фирмой-производителем в результате продажи предельной единицы создаваемого им экономического блага[33]. В одних случаях «естественный» монополист терпит
убытки, и его спасает государство, которое с помощью субсидий поддерживает данный отраслевой рынок. Так функционирует большинство транспортных квазимонополистов — метрополитен, железная дорога и проч. В других случаях (РАО ЕЭС, Газпром) «естественный» монополист получает экономическую прибыль, и задача государства заключается в том, чтобы регулировать норму его прибыли, ограничивая ее разумными пределами и в то же время не допуская развала данного отраслевого рынка[34].
Рассмотрим эту ситуацию подробнее (рис. 5). Задача монополиста — найти объем производства Qо, при котором максимальна разница между ценой «квазиравновесия» и величиной средних совокупных издержек
(отрезок ОЕо на рис. 5). Этот «квазиравновесный» объем производства меньше объема выпуска Qmin, минимизирующего величину средних совокупных издержек LATC. Кривая LATC достигает глобального минимума при весьма значительном объеме производства, что является естественным барьером для входа других фирм в данную отрасль[35].
Рисунок 5 - Естественная монополия в состоянии долгосрочного равновесия[36]
Нетрудно заметить, что предлагающиеся время от времени попытки насильственно «расчленить» на части фирму-монополиста такого рода приводят к заметной потере эффективности данного рынка, причем для всех его участников[37]. Пусть в результате преобразований монополия оказалась раздроблена на три приблизительно равные по объему выпуска фирмы, для каждой из которых объем производства составил Q1 = Qo : 3 (рис. 6).
Первым и наиболее очевидным следствием дробления естественной монополии становится резкий взлет цен на данном отраслевом рынке: «квазиравновесная» ситуация перемещается из точки Е0 в точку Е1, а это значит, что в результате разрушения монополии проиграют потребители. Одновременно с этим снизится прибыль квазимонополистов, а в некоторых случаях их ожидают убытки, которые придется частично покрывать правительству[38].
Рисунок 6 - Результат дробления естественной монополии[39]
На рис. 6 изображен именно тот случай, когда при объеме производства Q1, установившемся после раздробления естественной монополии, цена единицы продукции в долгосрочной перспективе окажется меньше ее средней себестоимости: кривая спроса в этой точке проходит ниже кривой LATC. Следовательно, с макроэкономической (народнохозяйственной) точки зрения данный отраслевой рынок тоже станет менее эффективным: при установленных государством небольших объемах производства фирмы-производители окажутся не в состоянии сами себя прокормить без помощи правительства[40].
Таким образом, прямое дробление фирм-монополистов с целью искусственного стимулирования конкуренции на отраслевом рынке далеко не всегда оказывается хорошим решением[41]. Следует помнить о том, что развитие конкуренции должно быть не самоцелью, а лишь средством повышения эффективности функционирования отраслевого рынка, и в случаях, когда оно приводит к противоположным результатам, от подобной меры регулирования монопольных рынков лучше отказаться[42].
В целом ряде случаев государственное регулирование монопольных отраслевых рынков должно сводиться не к подавлению фирм-монополистов, а к их разумной поддержке в интересах защиты потребителей и в целях повышения эффективности данного отраслевого рынка с точки зрения государства.
Выводы.
1. Под барьерами для входа на рынок понимаются различные препятствия, через которые компания должна пройти, осуществляя вход в определённую отрасль рынка. Они могут быть обусловлены особенностями данной отрасли, типом рынка и поведением тех компаний, которые уже существуют на рынке.
2. В зависимости от типа рынка можно говорить, насколько высоки входные барьеры для производителей. Так, на рынке совершенной конкуренции они полностью отсутствуют. Рынок монополистической конкуренции характеризуется низкими барьерами для входа на рынок. Олигополия имеет высокие входные барьеры, а монополия - от очень высоких до абсолютных.
3. Несмотря на свободу предпринимательства и защиту конкуренции на государственном уровне, новые предприятия в процессе входа на рынок сталкиваются с множеством барьеров различного характера, которые негативно сказываются и на новых производителях, и на обществе. Барьеры для входа на рынок остаются серьёзной экономической проблемой и по сей день.
Глава 2. Исследование барьеров входа
2.1. Специфика барьеров входа на фармацевтический рынок
Согласно классификации отраслей в зависимости от высоты барьеров входа Д. Бэйна фармацевтическую отрасль можно отнести к отраслям с эффективными барьерами, то есть барьеры существуют, однако в долгосрочном периоде определенная часть игроков все же может прийти в отрасль[43].
Фармацевтическую отрасль целесообразно рассматривать в разрезе подотраслей: производство фармацевтической продукции, дистрибуция и розничная торговля.
Нестратегическими в данном случае предлагается считать барьеры, создаваемые фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части независимыми от деятельности компаний или слабо поддающимися их воздействию. Одним из барьеров является емкость рынка (ограничения спроса).
Несмотря на то, что фармацевтический рынок РФ является седьмым по величине в мире, нужно отметить, что в целом темпы роста данного рынка существенно замедлились. Безусловно, двузначные темпы роста прошлых лет имеют в качестве предпосылок и эффект низкой базы, и возросшую покупательскую способность времен высоких нефтяных цен, когда реальные располагаемые доходы граждан росли темпами опережающими производительность труда.
Однако на сегодняшний день рынок растет фактически лишь на размер инфляции ежегодно. Таким образом, можно сказать о том, что в ближайшее время какого-либо внушительного роста ожидать не следует, поскольку в ситуации снижения покупательной способности граждан государство как основной донатор драйверов роста раз за разом откладывает по настоящему серьезное решении о вводе в действие программы лекарственного возмещения.
В свое время значительный рост рынка обеспечило введение в действие
программы дополнительного лекарственного обеспечения. Сегодня же в рамках программ импортозамещения и локализации фармацевтических производств можно ожидать скорее внутренней перестройки структуры рынка и ее смещение в сторону отечественных препаратов. Это лучше всего проявляется на примере рынка инсулинов, где отечественные препараты за последние годы уже значительно увеличили свою долю.
Что касается барьеров капитальных затрат или объемов первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок (оптимальный экономический размер предприятия), то самым низким является барьер входа на розничный рынок, а наиболее высоким — барьер на пути в производственный сектор.
Ярким примером этому утверждению является термин «big pharma», при
упоминании которого представляются исполины мировой фармацевтической индустрии, для которых фактически открыт путь на фармацевтический рынок любого государства, поскольку финансовая и научная мощь этих компаний позволяет им перешагивать барьеры, которые для остальных игроков рынка могут показаться неприступными. Красноречивым примером легкости преодоления барьера входа на российский рынок является приобретение одного из лучших фармацевтических производственных активов в России ОАО «Верофарм» компанией Abbott.
О барьерах, основанных на преимуществе (абсолютном или относительном) в уровне затрат можно получить представление, если анализировать ситуацию на рынке фармацевтической дистрибуции. Абсолютные преимущества означают, что функция долгосрочных средних издержек уже действующих в отрасли фирм расположена на всем своем протяжении ниже функции издержек потенциальных конкурентов (дешевые источники сырья, налаженные связи с поставщиками, прошлые инновации, опыт). Относительные преимущества в издержках возникают за счет производства уже функционирующими в отрасли фирмами большего объема выпуска, нежели может освоить потенциальный конкурент (возрастающая отдача от масштаба).