Файл: Исследование и диагностика конфликта (Исторические исследования в области конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Систе анализ – ее по е В качств е анализа использутся конфликтная - еьшая елостная, ее часть конфликта, все е основнми свойствами, еющая ееенны содеее динамичее храктристики, емнные пространствнны границы. В е изучния вс основные второстеее конфликта. Опрде пространствнны границы конфликтного ействия. е фазы развитии конфликта, теее характе взаие основных го участников ествнно е енятся. Посл опрдле пространстве врмнных и ержатльных кофликтной ситуации ее систмный Использовани кон ситуации в ее диницы анализа ет стандатизировать, и накапливать о ральных Конфликтная позволяе изучать характристики н «вообще», а основе систематизации информации поведнии конкретных и социальных Конфликтные можно ретроспективно (изучение опрос участников свиделей и непосредственно время реального сбытий. проведения ситуационного разрабатывается специальный в отражаются характеристики конфликта, есующие фликтолога

Математическое – с современных средств техники перейти простого накопления анализа фактов прогнозированию оценке в реальном време ни их развития. Математическая модель конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры (отражает внешние условия и слабоменяющиеся характеристики конфликта) и переменные составляющие. Среди математических моделей, используемых в конфликтологии, - вероятностные распределения, цепь Маркова, модели целенаправленного поведения, имитационные модели. К настоящему времени наибольшего прогресса удалось достигнуть в анализе и описании конфликтов со следующими свойствами: число участников конфликта равно двум, число способов действий каждого участника конечно и их индивидуальные цели диаметрально противоположны. Эти ограничения, а также неочевидность целей и стратегий участников конфликтов существенно снижают круг ситуаций реального межличностного взаимодействия, к которым применимы созданные математиками описания.

Вышеобозначенные методы и анализа используются для организаций, малых Внутрилич и конфликты требуют методик другого

Личностные На день в пока не а опросник тест, специально для определения а интегрального личности, как отражающего чстоту в конфликты. Поэтому ис ряд тестов, фиксируют выраженность ачеств, и указывающих повышенную конфликтность

В современной традиционно внимание еляется методам, которые смысловую е данных. Причем с общенаучными методами синтез, дедукция и появились эмпирические е методы: кейс-стади casе у - единичного конкретного и реконструкция теории основе выводов; экспертный - опрос группы метод фокус-групп.


2.2 Комплекс критериев для диагностики конфликта

конфликтом предшествовать стадия диагно для основных конфликта, его

Для проведения необходимы критерии еделения:

  • источников конфликта, или преживаний сторон, борьбы, противоречия событий, и
  • изучения «биографии» конфликта, т.е. его истории, фона, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии;
  • определения участников конфликтного взаимодействия: лиц, групп, подразделений;
  • выяснение позиций и отношений между сторонами, их взаимозависимости, ролей, ожиданий, определение исходного отношение к конфликту - хотят ли и могут ли стороны сами решить конфликт, их надежды, ожидания, установки, условия, или конфликт спровоцирован специально в интересах одной из сторон, которая постоянно поддерживает уровень напряженности.

Определение сути конфликтной ситуации, ее адекватное понимание каждой из сторон может послужить основой принятия дальнейшего решения. Технологическую процедуру диагностики конфликта целесообразно рассматривать на примере практической ситуации.

Пример. Частная фирма «Левша» занимается оказанием психолого-педагогических услуг населению или организациям и проведением тренинга по разработанной ими технологией. Владеет и возглавляет эту организацию Шомов В. С. - он является единственным учредителем и одновременно директором «Левша».

За время существования (около 5 лет) коллектив на фирме сложился достаточно дружный и сплоченный. Сотрудники ценят интересную и хорошо оплачиваемую работу, стабильные взаимоотношения в коллективе.

Не так давно в организацию было принято нового сотрудника Серова С. С., молодого, энергичного, который хорошо справляется со своими обязанностями менеджера по работе с клиентами.

Коллектив встретил нового сотрудника настороженно. Серов С. С. довольно нелегко входил в коллектив: ему не нравились некоторые коллеги, отношения, сложившиеся между сотрудниками. С присущими ему энергией и энтузиазмом он решил изменить эти отношения. Будучи человеком эмоциональным, он стал позволять себе высказывания по поводу работы, выполняемой некоторыми сотрудниками, их личных черт, иногда даже в агрессивной форме [9].

Сотрудники организации не очень активно реагировали на его выступления и на открытый конфликт не шли.


Через некоторое время Серов С. С. заявил директору «Левша», что он хотел бы быть включенным в списки стажеров на должность тренера-стажера (что является целью деятельности многих сотрудников). Директор утвердил Серова в качестве кандидата на эту должность. В конце рабочего дня Серов радостно сообщает о решении директора сотрудникам фирмы и предлагает это событие отметить в кафе.

Новость для сотрудников фирмы оказалась неожиданной, все были неприятно удивлены, немного растерянные. Первым после долгого молчания Серова поздравил Саблина, а потом сразу же ушел. Все остальные также после коротких поздравлений, сославшись на неотложные дела, ушли.

Сотрудники считают такое решение преждевременным, поскольку, по их мнению, в организации есть более опытные специалисты. Больше всего таким решением директора был недоволен Саблина, потому что он сам стремился быть зачтен в стажеры. Атмосфера в коллективе напрягается.

Вскоре во время обсуждения договора, подготовил Саблина, в присутствии других сотрудников фирмы Серов указывает на недостатки данного договора, выражая свое удивление, что такой опытный юрист как Саблина, мог допустить столь очевидных, на его взгляд, ошибок. Происходит эмоциональная сцена с взаимными оскорблениями.

Саблина сразу идет к директору с заявлением о невозможности работать в организации с Серовым. Серов тоже пишет заявление директору о атмосферной травле и преследовании в коллективе, которую влечет Саблина.

На следующий день директор вызывает обоих сотрудников к себе и говорит, что их поведение ставит под сомнение его решение относительно выдвижения их в качестве кандидатов на должность тренера-стажера и предлагает самим устранить имеющиеся противоречия в ближайшее время, иначе он освободит обоих. Проведем диагностику данного конфликта.

В проведении диагностики конфликта достаточно сложным является определение субъектов конфликта, их потребностей, интересов, опасений, причин конфликтного взаимодействия. Содержательное описание конфликта.

Системный подход к исследованию конфликта предполагает определение общей понятийной схемы его описания.

Схема включает одиннадцать основных категориальных групп:

  1. сущность;
  2. классификацию;
  3. структуру;
  4. функции;
  5. эволюцию;
  6. генезис;
  7. динамику;
  8. информацию в конфликте;
  9. предупреждение;
  10. завершения конфликта;
  11. диагностику и исследования.

Этапы анализа конфликтов. Процесс изучения любого явления имеет свою логику и состоит из нескольких этапов. Известно восемь основных этапов научного анализа конфликтов.


Информационный подход к изучению конфликтов. Все типы конфликтов принадлежат к тому классу явлений, в саморазвитии и исследовании которых информация играет ключевую роль.

Можно сформулировать исходные требования, обеспечивающие системность информационного анализа конфликтов. В проблеме изучения и регулирования конфликтов существует четыре основные сферы. В каждой из них применения информационного подхода имеет особенности.

Сфера реальных конфликтов. Центральным регулятивной звеном возникновения, развития и завершения конфликта являются модели ситуации, имеющиеся в психике участников конфликтного взаимодействия. Ядро конфликта составляет его объект. Он имеет множество характеристик. У каждого участника конфликта формируется собственное субъективное представление об объекте конфликта, его модели.

Единственным источником формирования моделей объекта конфликта является информация. Участники конфликта ведут себя не в соответствии с реальным объектом конфликта, опираясь на его информационные модели. Закономерности формирования моделей объекта конфликта у оппонентов чрезвычайно важны для понимания причин борьбы между людьми.

Эти закономерности носят информационный характер. Важно знать, какая информация, как и почему влияет на формирование модели объекта конфликта. Часть имеющейся существенной информации об объекте конфликта оппонентами не учитывается. Какая это информация, почему она не влияет на модель объекта конфликта? Ответ на все эти важные вопросы может дать системно-информационный анализ конфликта.

У участников конфликта формируются информационные модели конфликтной ситуации в целом:

  • мотивов и возможных действий противоположной стороны в конфликте;
  • своих мотивов и возможностей в конфликте;
  • представлений других людей о нем;
  • целей всех сторон, участвующих в конфликте, и др.

Сам процесс конфликтного взаимодействия представляет собой ничто иное, как обмен информацией между всеми основными и второстепенными участниками конфликтной ситуации. Информационное влияние участников конфликта друг на друга производится с целью коррекции поведения сторон в нужном направлении. Ключ к пониманию конфликтов лежит в исследовании информационной среды, в условиях и под влиянием которой они возникают, развиваются и завершаются.

Стереотипы поведения людей в конфликтах являются результатом информационного воздействия опыта предыдущего жизни человека. Стереотипы, сформировавшиеся в процессе жизни, часто играют решающую роль в выборе способа поведения в конкретной ситуации.


Какая информация и какой образ влияет на закрепление определенных стереотипов социального поведения? Какую роль играет личный жизненный опыт человека? Какое влияние имеет опыт других людей, на который смотрит человек? Какая информационная роль культуры, искусства, религии в конфликтном поведении людей?

Можно ли с информации или, предотвратить конфликтов? и как это Как на массовой с минимизации их влияния на отдельных социальных общества в

Заключение

Изучение социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. В данной работе были рассмотрены методы исследования и диагностика конфликта.

В период формирования конфликтологии решающее влияние на качество ее развития оказывают характер и степень решения методологических и методических проблем. Общенаучными принципами исследования конфликтов являются принципы: развития; всеобщей связи; соблюдения требований основных законов и категорий диалектики; единства теории, эксперимента и практики в процессе познания; системного подхода, конкретно-исторического подхода; объективности.

Отечественная конфликтология остро нуждается в собственных эффективных методиках диагностики и исследования конфликтов различных уровней. Модульный социотест диагностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе позволяет оценить отношение каждого члена группы к коллегам, выявить их представления об отношении к ним со стороны окружающих, установить не только все реальные, но и все потенциальные конфликтные диадные взаимоотношения.

Таким образом, конфликт выполняет функцию интеграции, активизации связей, сигнальную функцию, инновационную, информационную и трансформационную.

Список использованных источников

  1. Р. Мертон «Парадигмы для функционального анализа» - М., 1949
  2. Л. Козер «Функция социального конфликта» - М., 2000
  3. К. Боулдин «Конфликт и защита. Общая теория» - М., 1962
  4. Р. Зайдельман «Весь мир» - М., 1997
  5. К. Унибер «Никаких границ» - М., 1998
  6. Р.С. Немов Общее основы психология Т.1. - М., 1994
  7. Е. М. Бабасов «Конфликтология». Тетра система - М., 2000
  8. З. Фрейт Введение психоанализ. Лекции. - М., 1989
  9. М. С. Вершинин «Конфликтология». Лекция. - С. П. б. , 2000
  10. С.Д. Грехем. «Конфликты. Пути их преодоления». Киев., 1991
  11. З. Фрейд «Я» и «Оно». Избранное. Т. 1. Лондон., 1969
  12. А.Я. Анцупов; А.И. Шипилов. «Конфликтоология». - М., 1999
  13. Е.С. Романова; Л.П. Гребенников. «Механизмы психологической защиты». - Мытищи., 1996
  14. В. Зигерт, Л.Панг. «Руководить без конфликтов» - М., 1990
  15. Д.М. Фельдман «Политологии конфликта» - М., 1998