Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и экономическая природа прибыли, ее значение в деятельности коммерческой организации
1.2 Современные подходы к управлению прибылью
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО АНК «Башнефть»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика компании
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности компании за 2014-2016 гг.
2.3 Анализ финансового состояния компании за 2014-2016 гг.
2.4 Анализ формирования и распределения прибыли компании за 2014-2016 гг.
Введение
Главной целью хозяйственной деятельности предприятия является получение и максимизация прибыли. Именно прибыль обеспечивает устойчивое финансовое положение, является основным стимулом деятельности, выступает вознаграждением за результаты работы.
Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий эффективность его работы. Прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия и создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных потребностей трудового коллектива. Налог на прибыль становится основным источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного). За счет прибыли погашаются – долговые обязательства перед банком и инвесторами. Прибыль становится важнейшим обобщающим показателем в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Сумма прибыли, получаемая предприятием, обусловлена объемом продаж продукции, качеством и конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках, ассортиментом, уровнем затрат и инфляционными процессами.
В современных условиях тема управления формированием и распределением прибыли очень актуальна, так как от нее зависит финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обыкновению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития предприятий.
Объектом исследования является ОАО АНК «Башнефть».
Предметом исследования является управление формированием и распределением прибыли компании.
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов управления формированием и распределением прибыли предприятия.
Исходя из цели в работе определены следующие задачи:
- определить экономическую сущность прибыли;
- изучить управление формированием и распределением прибыли предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО АНК «Башнефть»;
- провести анализ формирования прибыли ОАО АНК «Башнефть»;
- провести анализ распределения прибыли ОАО АНК «Башнефть»;
- разработать рекомендаций по совершенствованию управления прибылью ОАО АНК «Башнефть»
В работе использованы следующие приемы и методы финансового анализа: горизонтальный, вертикальный, сравнительный, факторный, анализ финансовых коэффициентов и др.
Методической основой исследования являются работы российских и зарубежных авторов в области финансового менеджмента, финансового анализ, управления прибылью.
Глава 1 Прибыль как основной результат деятельности коммерческой организации, особенности ее формирования и распределения
1.1 Сущность и экономическая природа прибыли, ее значение в деятельности коммерческой организации
В условиях рыночной экономики функционируют предприятия и организации, преследующие в процессе своей деятельности различные цели, создаваемые в различных формах собственности и организационно – правовых формах.
Коммерческими признаются такие организации, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют получение прибыли. Помимо цели деятельности в качестве основных признаков коммерческой организации необходимо рассматривать следующие:
1) четко – определенная организационно – правовая форма;
2) распределение прибыли между участниками коммерческой организации;
Помимо указанных выше, коммерческие организации также обладают признаками юридического лица:
- Обладают обособленным имуществом на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, иного вещного права, привлекают имущество на правах аренды;
- Отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом;
- Приобретают и осуществляют от своего имени имущественные и неимущественные права; несут обязанности;
- Могут быть истцом и ответчиком в суде.
В отличие от коммерческой, некоммерческая организация не ставит в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. Такие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.[17, С. 28]
Таким образом, основное отличие между коммерческими и некоммерческими организациями состоит в механизме формирования и распределения прибыли. Именно для коммерческих организация прибыль является основной целью и основным мотивом деятельности, все коммерческие организации стремятся к ее максимизации. Именно поэтому прибыль является важнейшим объектом управления финансовых менеджеров. Однако, несмотря на то, что понятие «прибыль» достаточно распространено и многими воспринимается как нечто само собой разумеющееся, в действительности, феномен прибыли не так прост, как кажется на первый взгляд. [13, С. 47]
Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории. Споры о ее экономической природе идут уже более трех веков, но теория прибыли все еще остается незавершенной и противоречивой, что, естественно, не может не отражаться на управлении экономикой.
Понятие «прибыль» по мере развития экономической теории постоянно изменялось и усложнялось. Причем трактовки категории «прибыли» с позиции различных ученых были и остаются до сих пор довольно спорными. Основные определения рассматриваемого понятия приведены в Приложении Б. Анализ представленных в данном приложении определений позволяет сделать вывод о том, что несмотря на их различия в современной экономической теории сложились два основных подхода, которые раскрывают экономическую природу прибыли. Различия между этими подходами могут быть проанализированы с помощью рисунка 1
Рисунок 1 – Методологические подходы к объяснению экономической природы прибыли [20]
Формирование современного представления о сущности прибыли происходило под влиянием различных направлений экономической мысли. Первые попытки объяснить экономическое содержание понятия «прибыль» были предприняты еще в XVI – XVII вв. меркантилистами, которые считали, что прибыль возникает в процессе обмена как разница между продажной и покупной ценой. [2, С. 37]
Представители классической школы политэкономии А. Смит и Д. Рикардо видели источник прибыли в производстве. Они считали, что при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов возникает «нечто», что является компенсацией предпринимателю за риск, т. е. прибыль. Величина прибыли при этом определяется только величиной капитала и не связана с заработной платой.
Несколько по-иному рассматривается прибыль в марксисткой теории, в соответствии с которой прибыль необходимо рассматривать как прибавочную стоимость, воплощающую в себе прибавочный труд рабочего. В условиях рыночной экономики такое объяснение природы прибыли нельзя считать верным как с теоретических позиций, так и с позиций хозяйственной практики. Объясняется это тем, что несмотря на наличие зависимости прибыли от объемов реализации, внутренние связи между издержками, количеством и ценой. В условиях рынка предприниматель должен сам определять уровень цены на основе конкретных условий сделки, а также конкретных условий работы предприятия, т. е. степени загруженности производственных мощностей заказами, достигнутого уровня издержек производства и т.д.
В современной литературе встречаются и другие трактовки прибыли. Так, многими современными авторами прибыль рассматривается как разница между доходами от хозяйственной деятельности и затратами на эту деятельность в денежном выражении. Такого мнения в частности придерживается известный российский автор в области финансового управления В.Р. А. Банк понятие прибыли характеризует следующим образом: «прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предприятием деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности» [3, с.35].
Можно также согласиться с мнением Бочарова В.В. , который считает, что прибыль – это экономическая категория, представляющая собой обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, который определяется как разница между выручкой, полученной от реализации произведенной продукции, и затратами на осуществление данной деятельности, исчисленная в денежном выражении [8, с. 208]. Преимущество данного определения состоит в том, что оно обобщает все рассмотренные выше подходы и учитывает при этом особенности современной хозяйственной практики.
Сущность прибыли, как и любой экономической категории, раскрывается через ее функции, основными из которых являются:
1. Контрольная функция, которая выражается в том, что прибыль характеризует экономический эффект от деятельности предприятия как ее конечный финансовый результат.
2. Воспроизводственная функция, которая выражается в том, что прибыль – один из источников расширенного воспроизводства.
3. Стимулирующая функция, которая состоит в том, что прибыль является единственным источником формирования поощрительных фондов и социального развития, выплаты доходов собственникам, практического внедрения достижений научно – технического прогресса. Эта функция обусловлена тем, что прибыль одновременно финансовый результат и основной элемент финансовых ресурсов предприятия, который обеспечивает реализацию принципа самофинансирования. В этой функции проявляется регулирующая функция финансов.
4. Бюджетообразующая функция, которая состоит в том, что прибыль является одним из основных источников формирования доходов бюджетной системы. Эта функция прибыли связана с функционированием финансов государства и выполнением ими перераспределительной и регулирующей функций, что обусловливает необходимость разработки налоговой политики государства.
5. Социальная функция, которая выражается в том, что прибыль является важнейшим источником средств для реализации социальной ответственности бизнеса. [16, С. 39]
Знание экономической природы прибыли дает понимание следующих основополагающих теоретических моментов, определяющих ее многоплановый и многофакторный характер
1.Прибыль характеризует не весь доход, а часть, очищенную от затрат. Как экономическая категория, она связана с доходом, ценой, издержками, заработной платой, спросом, предложением и формируется под влиянием всех факторов, влияющих на них. На величину прибыли будут влиять как внешние (в том числе) конъюнктурные факторы, так и внутренние, определяющие эффективность использования ресурсов.
2. Прибыль как результат реализации права собственности предпринимателя на имеющийся у него капитал выступает в качестве компенсации за отказ от своего имущества. Поэтому она связана с категориями «собственность» и «капитал», характеризует цену функционирующего собственного капитала и зависит от институциональных условий предпринимательской деятельности.
3. Прибыль, будучи результатом предпринимательской деятельности, представляет собой форму дохода предпринимателя, вложившего свой капитал в предпринимательскую деятельность. Поэтому она связана как с состоянием бизнес-среды, так и с предпринимательскими способностями собственника, системой его внутренних ценностей и принципов, определяющих мотивацию бизнеса. При этом прибыль не является гарантированным доходом. [7, С. 105]
Таким образом, с одной стороны, прибыль – результат выбора предпринимателем вариантов вложения своего капитала и реализации его предпринимательских способностей, с другой – плата за риск. Следовательно, с позиции предпринимателя, предприятие должно обеспечить приемлемую для него прибыль как плату за вложенный капитал, риски и предпринимательские способности (при условии непосредственного участия собственника в бизнесе) по праву собственника. С позиции же самого предприятия как социально-экономической системы, прибыль является финансовым результатом использования средств, полученных из разных источников, и главным видом финансовых ресурсов многоцелевого назначения. Это определяет в процессе распределения прибыли необходимость гармоничного сочетания интересов собственников предприятия в получении приемлемого для них дохода и интереса самого предприятия в возможности обеспечения расширенного воспроизводства и социального развития коллектива.