Файл: Денежно-кредитное регулирование (СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 588
Скачиваний: 17
Канал обменного курса является одним из основных каналов в моделях денежно-кредитной политики стран с открытой экономикой. Его изменение влияет на инфляцию розничных цен за счет влияния на импортные цены. Изменения в ценах на импортируемые товары, которые используются во внутреннем производственном процессе, влияют на стоимость корпоративного сектора экономики и, следовательно, приводят к различным изменениям оптовых цен в разных странах. Поэтому канал обменного курса зависит от степени открытости национальной экономики, объема импорта каждой страны.
Изменение обменного курса также влияет на платежный баланс. Например, реальное обесценение обменного курса делает экспортные товары и услуги менее дорогими при расчете в иностранной валюте. И это приводит к высокому внешнему спросу на товары и услуги и к увеличению экспорта. В этой ситуации реальная амортизация заставляет импортную продукцию, стоимость которой в иностранной валюте дороже, и, следовательно, импорт будет уменьшаться. Увеличение стоимости национальной валюты оказывает противоположный эффект.[9]
На данном этапе Банк России ведет политику оздоровления и централизации всей банковской системы – отзывая лицензии у кредитных организаций, проводящих высоко рискованную политику, которая может нарушить стабильность банковского сектора и подорвать доверие населения и бизнеса к финансовой системе государства. Это происходит достаточно интенсивно. Так если на 1 января 2013 года в России действовало 956 банков, то на начало 2017 года их было уже 623. И уже за первые месяцы текущего года отозваны лицензии еще у 14 банков. Кстати, процесс отзыва лицензий оказывает заметное влияние на общую динамику активов, которые, как видно из таблицы 1, показали низкие темпы роста.
Таблица 2
Темпы прироста макроэкономических показателей банковского сектора (% за период)[10]
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Активы |
18,9 |
16,0 |
35,2 |
6,9 |
-3,5 |
Собственный капитал |
16,6 |
15,6 |
12,2 |
13,6 |
4,9 |
Кредиты нефинансовым |
12,7 |
12,7 |
31,3 |
12,7 |
-9,5 |
Организациям |
|||||
Кредиты физическим лицам |
39,4 |
28,7 |
13,8 |
-5,7 |
1,1 |
Вклады физических лиц |
20 |
19,0 |
9,4 |
25,2 |
4,2 |
Депозиты и средства |
11,8 |
13,7 |
38,6 |
15,6 |
-10,1 |
организаций на счетах |
Проблемы в экономике и банковском секторе на сегодняшний день не преодолены. Выявленные негативные тенденции указывают на возможность возникновение системного кризиса в банковской сфере, обусловленного сокращением ресурсной базы банков, что так же сокращает возможности кредитования банками предприятий нефинансового сектора экономики.
Можно констатировать, что в банковском секторе России в период с 2014 по 2016 годы наблюдался прирост практически по всем показателям. Отрицательная динамика, в этот период, видна только по показателю предоставления кредитов физическим лицам, что, по нашему мнению, связано с падением реальных доходов населения. Развитию кредитования населения в России в условиях кризиса былнанесён сильнейший удар.
Финансовая нестабильность приводит к увеличению числа непогашенных кредитов. В условиях сокращения рабочих мест и урезания зарплат многие граждане просто потеряли возможность платить по кредитам. Новые процентные ставки делают проблематичным совершение регулярных выплат. Это приводит к потере доходов и, как следствие, к уменьшению финансирования, сокращению скорости оборота денежных средств.
Наиболее обобщающим показателем эффективности функционирования банковской системы является прибыль, динамика которой представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика прибыли коммерческих банков (млрд. руб.)[11]
Сокращение объёмов сбережений населения является ещё одним фактором, влияющим на уменьшение банковских (кредитных) ресурсов. Провозглашённое ЦБ РФ поэтапное снижение ключевой ставки в рамках политики кредитной экспансии с одной стороны будет способствовать удешевлению кредитов для коммерческих организаций и населения, а с другой стороны это приведёт к снижению доходности депозитов и не сделает вложения в них более привлекательным.
Базовый сценарий предполагает 30-процентное падения котировок нефти во 2-м квартале 2018 г. с дальнейшим понижательным давлением в силу ряда фундаментальных причин, которые имеют внешний характер. Они приводятся в докладе.
Чистый приток в Россию валюты по текущему счету снизится в 2,5 раза — с 14 млрд долларов в 2017 г. до 12 млрд в 2018-м В 2019 г. сальдо может сжаться еще в три раза, до минимальной для РФ величины 4 млрд долларов за год. Низкие цены на нефть, которая формирует 60% поступлений в РФ иностранной валюты и почти половину доходов бюджета, ограничат возможности импорта. После 20%-го роста в 2017 г. объемы импорта начнут стагнировать: их ежегодный прирост не превысит 1,5% вплоть до 2020 г.
Темпы роста экономики замедлятся почти вдвое, с 2,5% во 2-м квартале 2017 г. до 1-1,5% за 2018 г. в целом. В докладе отмечается сохранение низкой производительности труда, преимущественно сырьевого характера экспорта, а также дефицит квалифицированных кадров, которые необходимы для развития высокотехнологичных отраслей. При этом ЦБ не ожидает снятия с РФ западных санкций в ближайшие 3 года.
Так, Банк России отмечает, что ключевой задачей Банка России на текущем этапе, а также в период 2018–2020 гг. является закрепление темпов роста потребительских цен вблизи 4%, а также формирование доверия к проводимой денежно-кредитной политике.
В рамках освещения сценариев макроэкономического развития и денежно - кредитной политики в 2018–2020 годах, регулятор, формируя прогноз на ближайшие три года, полагает, что набор и характер действия фундаментальных факторов, оказывающих влияние на ситуацию в российской экономике и динамику цен, значимо не изменятся. При этом отметим, что темпы экономического роста в России на трехлетнем горизонте, по оценке Банка России, не превысят 1,5–2%.
Структура экономического роста не претерпит существенных изменений. На прогнозном горизонте во всех сценариях расширение потребительского спроса по сравнению с инвестиционным спросом будет происходить более быстрыми темпами. Рост инвестиций останется умеренным как из -за дефицита новых конкурентоспособных инвестиционных проектов, так и в условиях сохраняющихся институциональных проблем, увеличивающих стоимость инвестиционных проектов и ограничивающих горизонт планирования. В документе отмечается, что в результате в случае отсутствия мер структурной политики переход к инвестиционной модели развития не начнется при сохранении сырьевой модели экономики.
Банк России продолжит уделять большое внимание повышению устойчивости банковского и финансового секторов в целом, развитию национальной платежной системы, обеспечивая их способность обслуживать экономические отношения при любых изменениях внешней условий.
В условиях высокой нестабильности Банк России должен быть готов к любому возможному варианту развития событий. Имея в своем распоряжении весьнеобходимый наборинструментов, он обязан принимать решения гибко и оперативно, исходя из задачи снижения инфляции, не допуская при этом чрезмерного охлаждения экономики и сохраняя финансовую стабильность. Одновременно с этим для ускорения адаптации российской экономики к новым внешним условиям усилий одного Банка России недостаточно. [12]
Вывод:
Банк России должен внести корректирующие изменения при помощи других инструментов денежно-кредитной политики. Например, актуально снижение ставки отчисления в фонд обязательного резервирования, что позволит увеличить банкам собственные средства за счёт возможного роста процентных доходов, а, следовательно, прибыли.
Банки должны восстановить кредитование организаций и тогда процентные доходы от этого будут составлять основную часть их прибыли. Ключевую роль в решении этой проблемы может сыграть Банк России, который, активно применяя как косвенные, так и прямые инструменты денежно - кредитной политики, будет воздействовать на ключевые показатели банковского сектора.
Необходимо улучшение координации действий Правительства РФ и Банка России в сфере реализации мер экономической политики, индексации тарифов, зарплаты и пенсий, а также в части согласования возможных антикризисных мер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кредитно-денежная политика - это политика центрального банка и правительства государства, которая направлена на изменение процентных ставок и денежного предложения (т.е. денежной массы).
Конечные цели кредитно-денежной политики: стабильный уровень цен, полная занятость, рост объема национального производства.
Промежуточные цели кредитно-денежной политики - регулирование кредитно-денежной системы, а конкретно курса национальной валюты, процентных ставок, объема денежного предложения и остальных характеристик.
Общие инструменты регулирования: учетная политика, проведение операций на открытом рынке, установление обязательных резервов, норм коммерческих банков.
Механизм, который указывает, как изменение ситуации на денежном рынке воздействует на изменение ситуации на рынке услуг и товаров (т.е. реальном рынке), называется «механизм денежной трансмиссии», или «денежный передаточный механизм».
Связующее звено между товарным и денежным рынком - ставка процента. Создается равновесная ставка процента на денежном рынке по соотношению предложения денег и спроса на деньги. Изменяя величину предложения денежных средств, центральный банк оказывает воздействие на ставку процента.
Инструменты денежно-кредитного регулирования каждого государства можно дифференцировать по ряду особенностей:
Отталкиваясь от объекта, на который планируется оказывать воздействие, это может быть, как спрос на деньги, так и их предложение.
В зависимости от продолжительности воздействия на объект выделяют краткосрочные воздействия и долгосрочные.
Путем определения специфики параметров регулирования. Они могут быль количественные, к примеру, лимиты кредитования для коммерческих финансовых институтов или качественные, в частности, цена кредита.
В зависимости от формы воздействия, инструменты могут быть как прямыми, так и косвенными.
Число объектов воздействия определяет общий или селективный характер инструментов.
Таким образом, инструменты денежно-кредитного регулирования центральных банков чаще всего трактуют как прямые и косвенные. Прямые воздействия способны изменить операционные показатели. Это и лимиты процентных ставок, и объем маржи, и объем операций. Данную категорию методик принято использовать для регулирования работы банковской системы. Эффективность прямых влияний максимальна, если в стране слабо развит финансовый рынок или на рынке кредитов кризис. Неправильное применение прямых воздействия может простимулировать не только отток средств из государства, он может привести к активизации теневой экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Василевский П. А., Никонец О. Е. Повышение эффективности инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка РФ – 2017. – Т. 39. – С. 106–110
2.Гриценко С.Е. Влияние денежно-кредитной политики ЦБ РФ на ключевые показатели состояния банковского сектора РФ // Экономические исследования.2017г. С 7.
3.Дворецкая, А. Е. Деньги, кредит, банки : учебник для академического бакалавриата / А. Е. Дворецкая. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 472 с.
4.Деньги, кредит, банки : учебник / А.А. Казимагомедов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 483 с.
5.Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Ю. Катасонов [и др.] ; под ред. В. Ю. Катасонова, В. П. Биткова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 499 с.
6.Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров в вопросах и ответах / Б.И. Соколов, В.В. Иванов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
7.Наумкина Т. В., Сазонова М. А. Денежно-кредитное регулирование России на современном этапе // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 437-439.
8.Общая теория денег и кредита / Жуков Е.Ф., - 3-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 428 с.
9.Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //cbr.ru