Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Теоретические аспекты политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Мотивация труда персонала в системе кадровой политики
1.2. Оценка мотивации персонала в системе стратегического управления организацией
Глава 2. Анализ мотивации персонала НПК «Энергосервис»
2.1. Краткая характеристика НПК «Энергосервис»
2.2. Анализ технологий мотивации персонала НПК «Энергосервис»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию технологий мотивации персонала НПК «Энергосервис»
Генеральный директор
Заместитель директора по производству
Коммерческий директор
Главный бухгалтер
Конструкторский отдел
Производственный отдел
Технический отдел
Служба качества
Отдел ремонтных и пусконаладочных работ
Отдел электроники и автоматизации
Отдел материально-технического обеспечения
Сектор информационно-технического обеспечения
Отдел мониторинга и контроля
Отдел поставки
Бухгалтерия
Менеджер по персоналу
Рис. 1. Организационная структура ООО «Энергосервис» и численность персонала[24]
Структура персонала предприятия в 2014 г. представлена на рис. 4.
Рис. 2. Структура персонала НПК «Энергосервис» в 2016 г.[25]
Существенное влияние на эффективность использования трудовых ресурсов оказывает характер и уровень движения кадров на предприятии, которые отражены в таблице 3.
Таблица 3
Движение кадров на предприятии[26]
Показатели |
Ед. изм. |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Отклонения (+/-) |
|
2015/2014 |
2016/ 2015 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Среднесписочная численность всего |
Чел. |
99 |
108 |
115 |
9 |
7 |
в том числе рабочих |
Чел. |
18 |
21 |
24 |
3 |
3 |
Принято на работу всего |
Чел. |
21 |
26 |
26 |
5 |
- |
в том числе рабочих |
Чел. |
4 |
6 |
9 |
2 |
3 |
Уволено с работы всего |
Чел. |
12 |
19 |
26 |
7 |
7 |
в то числе по собственному желанию |
Чел. |
12 |
19 |
26 |
7 |
7 |
в том числе рабочих |
Чел. |
7 |
9 |
9 |
2 |
- |
Коэффициент приема кадров всего |
0,2121 |
0,2407 |
0,2087 |
0,0286 |
-0,032 |
|
в том числе рабочих |
0,2222 |
0,2857 |
0,3750 |
0,0635 |
0,0893 |
|
Коэффициент выбытия кадров, всего |
0,1212 |
0,1759 |
0,2087 |
0,0547 |
0,0328 |
|
в том числе рабочих |
0,3889 |
0,4286 |
0,3750 |
0,0397 |
-0,0536 |
|
Коэффициент оборота кадров, всего |
0,3333 |
0,4167 |
0,4522 |
0,0278 |
0,0355 |
|
в том числе рабочих |
0,6111 |
0,7143 |
0,3750 |
0,1032 |
-0,3393 |
|
Коэффициент текучести кадров |
0,1212 |
0,1759 |
0,2087 |
0,0547 |
0,0328 |
Анализ данных, представленных в таблице 3 показывает, что по сравнению с 2014 г. в 2015 г. количество принятых на работу увеличилось на 9 работников, а в 2015 г. по сравнению с 2015 г. – на 7 чел. Коэффициент приема кадров в 2015 г. увеличился, а в 2016 г., напротив, сократился и составил 20,87 %. Коэффициент выбытия кадров, напротив, самый высокий в 2016 г. – 20,87 %.
Негативным фактом является увеличение коэффициента текучести кадров в 2016 г. с 12,12 % в 2014 г. и 17,59 % в 2015 г. до 20,87 % в 2016 г.
В процессе анализа проанализировано изменение кадрового состава за 2014-2016 гг. Динамика структуры персонала по возрасту представлена на рис. 4. В 2016 г. число работников в возрасте моложе сорока лет составляло 66 чел., то есть 57,39 % от общего числа персонала. Наибольшая группа работников находится в возрасте от 30 до 40 лет (37 чел. по данным 2016 г.).
Образовательная структура претерпела некоторые изменения – увеличилась доля работников с высшим образованием (с 37,88 % в 2014 г. до 40,20 % в 2016 г.) с одновременным снижением доли работников со средним общим и средним профессиональным образованием. Это является положительным фактором – увеличивается число профессионалов.
Рис. 3. Динамика структуры персонала НПК «Энергосервис»
по возрасту[27]
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) общая численность персонала предприятия в 2016 г. составляет 115 чел. Высок удельный вес специалистов – на конец 2016 г. этот показатель составляет 31,30 %, что обусловлено сложностью работ и наличием в штате предприятия большого числа инженерных работников;
2) текучесть персонала на предприятии является достаточно высокой и по данным 2016 г. составляет 20,87 %;
3) средний возраст большей части работников предприятия – от 30 до 40 лет;
5) профессиональная структура персонала в 2016 г. улучшилась - увеличилась доля работников с высшим образованием (с 37,88 % в 2014 г. до 40,20 % в 2016 г.) с одновременным снижением доли работников со средним общим и средним профессиональным образованием
2.2. Анализ технологий мотивации персонала НПК «Энергосервис»
В НПК «Энергосервис» применяются материальные и моральные методы мотивации персонала.
Основным методом материальной мотивации является оплата труда. На предприятии применяется повременно-премиальная система. Фонд оплаты труда НПК «Энергосервис» включает в себя должностной оклад, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера.
Рассмотрим составляющие системы материальной мотивации персонала, представленные на рис. 4.
Система материальной мотивации персонала
Материальная мотивация - оплата труда
Должностной оклад
Надбавки
Премии
Выплаты компенсационного характера
Система КТУ
Материальная мотивация – социальные гарантии
Материальная помощь
Система социальных компенсаций и льгот
Рис. 4. Система материальной мотивации персонала НПК «Энергосервис»[28]
Должностной оклад устанавливается действующим штатным расписанием и трудовым договором персонально каждому работнику и может быть изменен по согласованию с работником и внесением изменений в трудовом договоре.
К выплатам стимулирующего характера относятся надбавки и премии.
Надбавки подразделяют на три вида: персональная надбавка за профессиональное мастерство и квалификацию работника; надбавка за наставничество, устанавливается с целью организации первичной адаптации новых сотрудников, оказании помощи в профессиональном становлении, снижение текучести кадров; надбавка за кураторство, устанавливается с целью пополнения корпуса руководителей и ведущих специалистов.
Премии также подразделяют на три вида: ежемесячные плановые премии, их выплата зависит от соблюдения правил трудового распорядка, качественного исполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией; ежегодная плановая премия, предусмотрена для мотивирования управленческого и менеджерского состава по окончанию отчетного года, при выполнении плановых показателей; внеплановая премия, представляет собой разовую премию за выполнение в определенном финансовом периоде поставленных задач и производственных показателей, выполнение особо важных заданий, премия к отпуску, открытие новых объектов.
Выплаты компенсационного характера включают доплаты за совмещение профессий и должностей и доплаты за расширение зоны обслуживания; доплата за сверхурочную работу; доплата за работу в выходные и праздничные дни; доплата за работу в особых климатических условиях; доплата за обеденное питание.
Коэффициент трудового участия (КТУ) применяется к распределению
сдельного приработка.
Система материальной помощи включает: смерти родных по крови или браку; смерти сотрудника (материальная помощь выплачивается родственникам сотрудника); несчастный случай. Материальная помощь рассчитывается с учетом личного вклада сотрудника, добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей, стажа работы в организации и при наличии соответствующих документов (справки из больницы, свидетельства о смерти), заявления с визой начальника структурного подразделения.
Система социальных льготы и компенсаций состоит в предоставлении свободное время с сохранением средней заработной платы в следующих случаях вступление в брак - 3 дня, рождение ребенка - 3 дня, на похороны близких родственников - 3 дня, для возобновления учебного года родителям, имеющим детей младшего школьного возраста (1-4 классы) - 1 день.
Существующая система мотивации НПК «Энергосервис» основана в основном на материальных стимулах и мотивах. Моральное стимулирование выражено в возможности карьерного роста. Руководство предпочитает воздействовать на мотивацию сотрудников путем денежного вознаграждения
В общем виде, система мотивирующих факторов НПК «Энергосервис» представлена в таблице 4.
Таблица 4
Характеристика системы мотивации НПК «Энергосервис»[29]
Мотивирующий фактор |
Повод |
Размер |
1 |
2 |
3 |
Система коэффициентов трудового участия |
Коэффициент трудового участка применяется к распределению сдельного приработка. Размер КТУ устанавливается ежемесячно по результата работы за отработанный месяц на |
Распределение сдельного |
Система доплат |
Доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Доплата за работу с вредными и тяжелыми условиями труда Доплата за работу в ночные часы (с 11: 00 до 06 : 00) |
До 50% тарифной ставки В размере от 8 до 12% В размере 40% часовой |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
Система |
За перевыполнение плановых показателей |
До 35% тарифной ставки в месяц |
Система материальной помощи и единовременные денежные поощрения |
смерти родных по крови или браку; смерти сотрудника (материальная помощь выплачивается родственникам сотрудника); несчастный случаи. |
Размер денежного вознаграждения зависит от стажа работы в организации, но не более 15 000 руб. |
Система социальных льгот и компенсаций |
вступление в брак - 3 дня; рождение ребенка - 3 дня; на похороны близких родственников - 3 дня; для возобновления учебного года родителям, имеющих детей младшего школьного возраста (1-4 классы) – 1 день |
Проведенное исследование свидетельствует, что в настоящее время в НПК «Энергосервис» превалируют материальные технологии мотивации. Для обоснованности такого выбора проведено анкетирование персонала. В анкетировании приняли участие все работники предприятия. Результаты анкетирования представлены на рис. 5.
Рис. 5. Предпочтения работников НПК «Энергосервис» видов мотивации[30]
В результате опроса было установлено, что 70 % респондентов (81 человек) отдали предпочтение способам нематериальной мотивации, а остальные 30 % (34 человека) выбрали материальное стимулирование. Таким образом, налицо расхождение действующей системы мотивации фактически действующей на предприятии.
При этом сотрудники оценили важность нематериальной мотивации следующим образом: очень высокая — 40 % (46 человек); средний уровень важности выбрали 32 % (37 человек) респондентов; 18 человек признали нематериальную мотивацию важной, но в небольшой степени, а 14 человек вообще отрицают значимость нематериальной мотивации. Результаты опроса респондентов о важности нематериальной мотивации представлены на рис. 6.
Рис. 6. Степень важности нематериальной мотивации в стимулировании сотрудников[31]
В ходе исследования также была выявлена зависимость выбора нематериальной мотивации от возраста респондентов (рис. 7).
Рис. 7. Зависимость выбора нематериальной мотивации от возраста сотрудников[32]
По данным рис. 8 видно, что наиболее важная нематериальная мотивация для сотрудников от 30 до 55 лет, а таких сотрудников в НПК «Энергосервис» 79 %.
Выводы по главе 2
Научно-производственная компания «Энергосервис» занимается проектированием, производством и реализацией средств механизации ремонтных работ в вагонных депо МПС РФ.
На конец 2016 г. численность персонала составила 115 чел., что на 16 чел. больше, чем в 2014 г. Прием персонала происходил преимущественно по инженерным работникам и основным рабочим. Наибольшая группа работников находится в возрасте от 30 до 40 лет. Кадры предприятия характеризуются достаточно высоким уровнем образования. Причем, удельный вес работников с высшим образованием возрастает: с 37,88 % в 2014 г. до 40,20 % в 2016 г.