Файл: Коммуникации в организациях ( Понятие этики взаимоотношений).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
Официально – деловой стиль. В основном используется для составления контрактов и иных деловых бумаг. На важных совещаниях и переговорах деловое общение – это значимый показатель, демонстрирующий общий уровень подготовленности специалистов, поэтому он должен быть проявлен на высоте. [12, c. 91]
В обычной жизни люди не разговаривают друг с другом намеренно официальными фразами. Однако на деловых совещаниях только так и необходимо проявлять себя, демонстрируя компетентность и осведомленность в важных вопросах. Такой стиль беседы сразу настраивает окружающих на серьезный лад, создает рабочую атмосферу.
- Научный стиль в основном используют педагоги и руководители образовательных учреждений. Как бы то ни было, со своей стороны данный метод на деле оказывается весьма эффективным. В результате делового взаимодействия все участники семинаров и иных форм собраний получают достоверную информацию о том или ином предмете или явлении. Научный стиль характеризуется предельной строгостью, выдержанностью и лаконичностью. [12, c. 94-96]
Таким образом, формы взаимоотношений, его виды и правила создают единую картину целостного взаимодействия, в котором и проявляются индивидуальности людей.
2.2 Значение этики в организации
Опыт бизнеса подтверждает значимость деловой этики в формировании успеха фирмы.
В настоящее время люди идут на компромисс с собственными моральными стандартами под воздействием условий, существующих в организации, в которой они работают. Важное место при этом система ценностей, действующая в данной организации, так называемая, корпоративная этика. Она обусловлена особенностями деятельности и целями данной организации. Кроме того, она является частью более широкой нормативной системы – корпоративной культуры. Это термин кажется новым только на первый взгляд. Еще на заре монополизма основатель крупнейшей автомобильной корпорации Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами. Тем самым он создавал на своих заводах общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней. [15, c. 34-35]
Корпоративная культура – это система ценностей и убеждений, разделяемая всеми работниками организации, предопределяющая их поведение и характер функционирования компании. [16, c. 112-113]
Деловая культура является общепринятыми стандартами делового общения и поведения. Она, хоть и учитывает менталитет данной страны, но формируется под воздействием общемировых, в большей степени западных, представлений и требований. Деловая культура представляет собой совокупность стереотипов и матриц поведения, установок и правил, использование которых повышает самоорганизцию и самомотивацию людей, позволяя быстрее достигать стратегические цели. Развитая деловая культура является объединяющим фактором, с помощью которого достигается согласованность целей и ценностей как администрации, так и персонала компании. [15, c. 48-51]
Но компания будет успешной и эффективно действующей на рынке, только в том случае, когда деловая культура и корпоративная культура, сформированная на предприятии, не будут противоречить друг другу. Корпоративная культура, имеющая свои особенности, обусловленные как спецификой производства, так и личностными ценностями руководства, должна основываться на деловой культуре, характеризующей рыночные отношения в данный момент времени. В качестве объединяющих обе культуры факторов используются не только чисто рыночные стимулы (материальное поощрение), но и идеология. Для этого корпоративная культура компании должна формироваться с учетом такого понятия, как «миссия». Именно миссия, которую выполняет предприятие, определяет общую идею стратегию его деятельности, коллективный пафос, единый стиль работы, коммуникации и взаимодействия для всех сотрудников. [17, c. 42]
Корпоративная культура формируется под воздействием внешних и внутренних факторов. Поэтому корпоративная культура делового общения находится в прямой зависимости от организационной культуры компании, так же, как и принятый в ней стиль руководства и донесения до персонала управленческих решений, принимаемых на всех уровнях.
Соответственно, можно выделить несколько видов корпоративной культуры делового общения, учитывающих специфику организации. Так, на производственных предприятиях с установившимся технологическим циклом, чаще всего используется менторский способ коммуникации, характеризующийся поучительностью и назидательностью, общением в приказном ключе, не предполагающем ни рассуждений и объяснений, ни возражений. [17, c. 53]
В компаниях, экономический успех которых обуславливает соперничество между персоналом, например, занятых в сфере торговли, применяется мотивационный стиль делового корпоративного общения, его целью является повышение боевого и командного духа. Такая корпоративная культура делового общения призвана поднять самооценку, вселить в каждого работника уверенность в своих силах и возможностях.
Некоторые компании, чаще это те, в которых требуются креативные идеи, используют конфронтационный способ коммуникации, цель которого спровоцировать несогласие, вызвать желание возражать в ходе общения.
В коллективах, где работают высококвалифицированные специалисты, управление персоналом целесообразно осуществлять, используя информационный способ общения, когда необходимые сведения и информация просто доносятся до персонала. [17, c. 56]
Разумеется, все эти виды корпоративной культуры делового общения не следует использовать в «чистом» виде, а корректировать и комбинировать в зависимости от ситуации. Но при любом способе делового общения корпоративная культура должна полностью исключать оскорблений, перехода на личности, грубости.
Психология делового общения и корпоративная культура компании всегда должны учитывать естественные потребности любого человека, являющегося членом социума. [18, c. 24] К таким потребностям можно отнести желание ощущать свою сопричастность и гордость за то, как компания выполняет свою миссию. Сюда же относится потребность в том, чтобы человека уважали и прислушивались к его мнению, ценили его опыт и личный вклад в достижение общих стратегических целей, стоящих перед компанией. Любому сотруднику или деловому партнеру, участвующему в деловом общении, будет приятно одобрение его действий, а также то, что его достижения будут отмечены особо.
Если учитывать эти особенности психологии в деловом общении, каждый работник будет чувствовать себя не производственной единицей, а отдельной личностью. Таким образом деловое общение и корпоративная культура станут значимым мотивационным фактором и стимулом для эффективной и качественной работы. [2, c. 112-114]
Система ценностей, основные этические принципы, лежащие в основе мышления и деятельности руководства предприятия это философия фирмы. Формирование ключевых принципов деятельности предприятия имеет своей основной целью создать в деловой и потребительской среде, а также в глазах сотрудников фирмы его определенный образ, имидж. Принципы, объединенные в систему, определяются как «кредо» фирмы. [1, c. 34]
Для претворения принципов фирмы в жизнь необходимо иметь в виду следующее: руководство предприятия должно выполнять требования, вытекающие из философии фирмы, показывая этим личный пример, только тогда можно мотивировать сотрудников в русле этой философии. Избранная философия должна сначала стать реальностью внутри предприятия, и только затем ее можно переносить во внешнюю среду. Во внешней среде философия фирмы преподносится потребителям под лозунгом: «Таковы принципы, по которым мы работаем. Оценивайте нас по ним!». В любой организации существуют неписаные правила, которые оказывают влияние на поведение коллектива. [17, c. 72-74]
Сотрудникам зачастую являются молодые люди с развитым чувством индивидуализма, высоким самомнением и тщеславием. Вырабатываются бойцовские и агрессивные черты характера, человек становится твердым в своих решениях, он постоянно вступает в соревнование с другими. Чувствительность и эмоциональность остаются в стороне. Резкость характера проявляется и в отношении с коллегами и окружающими, ради собственной выгоды они могут «пойти по головам». По сути своей, сотрудники таких компаний в большей степени индивидуалисты. Общаются они друг с другом немногословно и зачастую очень быстро (например, язык коротких реплик и жестов, используемых в бирже).
Основной мотив – максимально быстрое получение прибыли. Вознаграждение может выражаться как в материальном эквиваленте, так и в виде популярности. Методы менеджмента, признаваемые современными, становятся ритуалом, способным создавать впечатление, что все всесторонне продумано. Игроки по натуре суеверны. В связи с этим у некоторых сотрудников появляются различные причуды, непонятные сторонним наблюдателям. В принципе подобные культуры объяснимы азартом игрока. Острые ощущения гарантированы в течение всей жизни. [19, c. 54]
На фоне низкой степени риска и медленной обратной связи административная культура проявляется в общественном обслуживании, на предприятиях в хорошо налаженных и защищенных отраслях, в крупных административных фирмах и частично в банках, в системе страхования. Сотрудники – аккуратные и основательные люди, в то же время осторожные, придирчивые, педантичные, покорные и умеющие приспосабливаться. [16, c. 89] Решения принимаются продуманно, при этом они подстраховываются со всех сторон. Общение характеризуется обстоятельностью и подчеркнутой иерархией. Основное внимание уделяется тому, как сделать, а не что сделать. Поэтому формальная сторона вопроса часто перевешивает человеческие отношения. Слабая связь между результатом и вознаграждением, что ставит под вопрос понятие справедливости. Часто в таких компаниях ценится не столько опыт сотрудника, сколько его лояльность к руководству. Сильно выражена ориентация на внутренние проблемы, что проявляется в ряде ритуалов: [18, c. 141-143]
- по всем вопросам делаются протокольные записи;
- имеется хорошо отлаженная система хранения документов, что позволяет в случае необходимости доказать свою невиновность;
- процедура имеет большее значение, чем результат;
- исполняются все распоряжения, как разумные, так и бессмысленные;
- большое значение для самооценки имеют титулы; они важнее, чем деньги.
Инвестиционная культура в условиях высокой степени риска и малой обратной связи осуществляется за счет крупных капиталовложений. Данная культура проявляется в нефтяных компаниях, инвестиционных банках, строительстве, частично в армии и в производстве средств производства. [11, c. 38] Она характеризуется явно выраженной ориентацией на будущее. Сотрудники работают основательно, осторожно, терпеливо и настойчиво. Руководители рискуют не только своей карьерой, но и будущим своего предприятия. [9, c. 73]
Решения принимаются по самому верху и подлежат тщательной проверке. Большое значение имеет опыт, хотя и новые идеи имеют шансы на реализацию. Везде царит уважение перед авторитетом и профессиональными знаниями. Здесь придерживаются однажды принятых договоренностей и решений. Сотрудники общаются часто и детально все обсуждают. На совместных заседаниях держатся вежливо и обходительно. Быстрой карьеры здесь не бывает. Эта культура ускоряет большие открытия и развитие науки. Но делается это очень медленно. Имея долгосрочную основу, эта культура страдает от краткосрочных конъюнктурных перемен.
В успешной организации понятие деловой этики должно быть подкреплено документами. [3, c. 68] Эти бумаги можно назвать сводом внутренних правил, которому должны следовать все сотрудники (в первую очередь руководитель). Данная документация может быть представлена в произвольном виде и даже не оформляться по всем правилам. Данные бумаги должны содержать информацию о том, как успешно организовать и провести переговоры, как вести себя с партнерами, как сохранить хорошие отношения в коллективе и так далее.
Также правила деловой этики в организации должны учитывать национально-этнические нормы общества. Это условие обязательно как для международных организаций, так и для небольших компаний. К тому же никогда не известно, как выглядит тот или иной человек, позвонивший в компанию (отправивший письмо). Поэтому так важно соблюдать это правило. Это относится и к деловым переговорам.
В коллективе следует помнить о том, что в первую очередь каждый человек является частью единого организма, который будет успешно функционировать, только при условии слаженной работы и четкого взаимодействия. [2, c. 76] Поэтому в организации нет места эгоизму и себялюбию. Конечно, нужно понимать, что каждый сотрудник - это личность. Однако о личных интересах и собственной выгоде необходимо забывать на рабочем месте. Именно отказ от собственного эгоизма в пользу всей компании (всей, а не отдельных ее представителей) позволяет сделать работу не только приятной, но и более результативной.
Немаловажное значение в бизнес-отношениях имеет этика решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций. [14, c. 46] Служебно-деловое общение в той или иной ситуации приводит к возникновению недопонимания между собеседниками, что негативно отражается на работоспособности сотрудников, а также затрудняет выполнение важных стратегических задач предприятия. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо придерживаться следующих принципов при беседе с коллегами: [11, c. 89-92]
- уважайте интересы собеседника;
- критикуйте его точку зрения, а не личные качества;
- преподносите критику, соблюдая морально-этические нормы;
- будьте готовы признавать и исправлять свои ошибки.
Умение признавать свои ошибки является фундаментальным качеством, которое ведет к прогрессу. [20, c. 117] Так, например, если сотруднику компании, который случайно допустил оплошность и знает, что она может повлиять на решение коллеги, достаточно извиниться за причиненное неудобство и продолжите корпоративную беседу. В этом случае и собеседник будет думать, что ничего страшного не произошло.