Файл: Соотношения системы права и системы законодательства.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
Одной из основных тенденций развития мирового сообщества на современном этапе называют глобализацию. Она представляет собой новую стадию процесса интернационализации разнообразных аспектов общественной жизни. Глобализационные процессы в праве способствуют созданию единого правового поля, обуславливают унификацию национальных законодательств.
В рамках глобальной системы правового регулирования будут активно взаимодействовать национальные правовые системы друг с другом, с региональными системами и общим международным правом. Фундаментом подобной системы служат основные принципы международного права[14].
Положение п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ рассматриваются как составной элемент её правовой системы. Международные договоры, признаются не только полноправными источниками российского права, им придается приоритет в случае возникновения коллизии с национальным законодательством[15].
Подытожим всё вышесказанное определением системы права.
Система права – это определённая внутренняя его структура (строение, организация), которая формируется объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного субъективного мнения законодателя, а своего рода «слепок» с действительности[16]. Фактический социальный строй общества обуславливает, в конечном итоге, ту или другую систему права, его отрасли, институты, остальные подразделения. Система права показывает, из каких элементов, частей состоит право и как они между собой соотносятся, взаимодействуют.
Общая характеристика системы законодательства
Систематизация законодательства – это приведение, упорядочение действующих нормативно-правовых актов в единую, целостную, согласованную систему.
Толковые и юридические словари определяют понятие «законодательство» по-разному: как «общность и дух всех постановлений, законов страны»; «совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве»; «совокупность законов». Мы будем под законодательством понимать совокупность законов и подзаконных актов. По уровню юридической силы законодательство разделяется на законы, нормативные указы главы государства и остальные. А по сферам регулирования общественных отношений – на гражданское, семейное, трудовое и прочие[17].
Законодательство включает огромное количество актов, принятых разными государственными органами и в разные исторические периоды. Время от времени проводилось упорядочение законодательства с помощью его систематизации, вносились дополнения и изменения. Но систематизация законодательства не предполагала его пересмотра. Иногда изменения и дополнения касались хотя и существенных, но отдельных проблем правового регулирования, и не в состоянии были устранить образовавшиеся со временем изъяны действующего законодательства в целом. Законотворчество не всегда успевало за быстрым развитием общественной жизни, особенно в период становления и развития нашего государства. При публикации новых или отмене устаревших законодательных актов (или их частей) отнюдь не всегда придерживались требований законодательной техники.
Изданные в 30-50 гг. законодательные акты часто были неправовыми. В 60-е гг. законотворчество обрело субъективный характер: не обращало внимание на объективные закономерности общественного развития, а часто прямо им противоречило. В 70-80-е гг. законотворчество было заблокировано, не реагировало на насущные потребности и проблемы общественной жизни.
Вновь формируемое законодательство с 1985 г. и по сегодняшний день во многом не соответствует и вступает в противоречие с прежде принятыми правовыми актами. Кроме того, и вновь созданные правовые акты часто противоречат друг другу. В итоге действующее российское законодательство включает акты, нормы и статьи, которые формально не действуют. В законодательстве часто встречаются серьезные недостатки и не согласованные друг с другом положения. Некоторые законодательные акты имеют повторы, содержат неясные, неточные понятия, формулировки, термины.
Имеется и много других недочётов действующего законодательства. Такие же недостатки наблюдаются и в законодательных актах, принятых в последние годы в связи с потребностями правового регулирования, хотя часто не реагируют на современные потребности общества. Несовершенство таких актов с точки зрения законодательной техники отрицательно сказывается на правореализующей практике[18]. Эти проблемы необходимо решать и одним из «лекарств» является грамотная и разумная систематизация законодательства.
Систематизация законодательства – это разновидность правовой деятельности, которая выражается в проведении работ по упорядочению действующих нормативных правовых актов и нацелена на придание законодательному массиву четко структурированного, упорядоченного характера, а также решения задач, которые связаны с развитием юридической (государственно-правовой) системы общества.
Задачи, которые решает систематизация законодательства, можно сгруппировать по следующим направлениям:
- в сфере правотворчества и правоприменения:
- повышение эффективности правотворческой деятельности;
- обеспечение развития законодательства;
- обеспечение улучшения качества нормативно-правовых актов (устранение неточностей, противоречий, пробелов и повторов и пр.);
- обеспечение разработки внутренне единой системы законодательства на базе научно-обоснованных критериев классификации нормативно-правовых актов;
- создание условий для верного толкования и качественного осуществления нормативно-правовых актов;
- содействие обеспечению правопорядка и законности;
- в сфере организации и распространения правовой информации:
- обеспечение официальной правовой информацией граждан, общественных и государственных структур;
- создание условий для оперативного поиска необходимого нормативно-правового материала на базе традиционных (издание актов систематизации законодательства на бумажных носителях) и (или) современных (обобщение и распространение правовой информации с помощью программных и аппаратных средств) информационных технологий;
- поддержка формированию единого информационно-правового пространства страны;
- в сфере формирования правосознания и правовой культуры:
- создание необходимой предпосылки целенаправленного правового воспитания и просвещения, а также формирования правосознания и правовой культуры общества;
- формирование основы для проведения правовых исследований;
- обеспечение качественной подготовки специалистов, связанных в своей работе с правом (государственных служащих, юристов и пр.) [19].
Систематизация – это юридико-техническая процедура, имеющая своей целью создание соответствующих условий применения права, т. е. это деятельность, направленная на обработку, упорядочение и приведение нормативно-правовых актов в единую согласованную систему. При этом выделяют такие особенности систематизации: сопоставляются и анализируются изданные в различное время и функционирующие на данный момент нормативно-правовые акты, обнаруживаются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в законодательстве и неполнота в регулировании некоторых видов правоотношений, множественность и неактуальность, разрабатываются проекты новых нормативно-правовых актов.
Сущность и смысл систематизации должны базироваться на ясном понимании задач, которые она решает, определяющих данный принцип. На этой основе складывается и методологический подход, позволяющий соединить разрозненные компоненты в единое целое.
Обусловленность систематизации социальной и, собственно, юридической сферой, противоречие между которыми означает наличие определенной совокупности проблем правового регулирования: правовая неурегулированность совокупности общественных отношений (пробелы в законодательстве), наличие в различных нормативных правовых актах норм, дублирующих друг друга, а также коллизии действующего законодательства. В этом смысле систематизация законодательства выступает как закономерность развития правовой системы, состоящая, в конечном итоге, в необходимости разработки новых нормативно-правовых актов, обеспечивающих устранение перечисленных противоречий[20].
Систематизация законодательства различается по субъектам, принимающим участие в систематизации законодательства, и по её формам в рамках правовой деятельности, которым соотносятся соответствующие виды актов систематизации законодательства.
По субъектам систематизация законодательства различается на:
- официальную, которая реализуется государственными органами (или другими организациями), для этого специально созданными (или имеющими полномочия от имени государства), и заключается в подготовке и распространении в целях обеспечения правового регулирования актов систематизации законодательства, которые носят официальный характер (приравнивается к официальным источникам опубликования нормативно-правовых актов) и имеют юридическое значение (на них необходима ссылка в правотворческой и правоприменительной работе);
- неофициальную, которая реализуется субъектами, не имеющими на это специальных полномочий (юристами – учеными и практиками, разного рода организациями – государственными, образовательными, научно-исследовательскими, информационными, издательскими и пр.) и заключается в подготовке и распространении в целях обеспечения личных или корпоративных (ведомственных) интересов разного рода изданий упорядоченного законодательства, которые не имеют юридического значения (ссылки на них в официальных документах не допустимы), но способствуют развитию правотворческой и правоприменительной практики[21].
Систематизация законодательства включает пять форм:
- учет – простая форма систематизации законодательства для получения достоверной информации об изданных нормативно-правовых актах, заключающаяся в регистрации или их группировке в предметные блоки;
- инкорпорация – форма систематизации законодательства для упрощения применения нормативно-правовых актов с расстановкой нормативно-правовых актов в определенном порядке без какой-либо модификации их содержания;
- консолидация – форма систематизации законодательства для устранения множественности нормативных актов и создания укрупненного носителя правовой информации без изменения нормативного содержания;
- кодификация – форма систематизации законодательства для коренной, качественной переработки нормативно-правового материала и создания нового внутренне согласованного нормативно-правового акта кодифицированного типа, который принимается наделенным правотворческой компетенцией государственным органом или негосударственной организацией;
- создание сводов законодательства – наиболее сложная форма систематизации законодательства для объединения функционирующих в стране нормативно-правовых актов в единый комплексный правовой документ с чётко установленной структурой, создания инструментария оперативного поиска правовой информации и применением в сочетании разных форм упорядочения узаконений[22].
Законодательство – это не просто совокупность законов, а их система. Если понимать законодательство как совокупность законов, то система законодательства – это данная совокупность законов, взятых в единстве их связей и взаимосвязей. Сущность системы законодательства открывается, обычно, с помощью анализа её структуры, производной от структуры права и призванной ей соответствовать. При этом система законодательства не должна обязательно совпадать с системой права, так как имеется еще одно её назначение – удобство использования и исследования[23].
Систематизация законодательства определена социальной и юридической сферами, противоречие между которыми означает наличие определенных проблем правового регулирования: громоздкость законодательства, наличие в различных нормативно-правовых актах норм, правовая неурегулированность общественных отношений (пробелы в законодательстве), повторяющих друг друга, а также коллизии функционирующего законодательства.