Файл: Жизнестойкость как психологическая категория (Общее понятие жизнестойкости и её структура).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Жизнестойкость как психологическая категория
1.1 Общее понятие жизнестойкости и её структура
1.2 Жизнестойкость в модели стресса
2 Исследование жизнестойкости как фактора совладания с профессиональными трудностями
2.1 Цель и гипотеза исследования
2.2 Методология проведения исследования
Этапы исследования включали в себя:
1) на первом этапе при помощи беседы, осуществляемой с использованием вопросов теста «Удовлетворенность работой» Розановой были сформированы группы исследования;
2) второй этап был посвящен изучению стратегий поведения и способов преодоления критических ситуаций бухгалтерами исследуемых групп;
3) в рамках третьего этапа посредством сравнительного статистического анализа, были выявлены различия в личностных ресурсах бухгалтеров обеих групп.
Описанное выше построение исследования, способствовало подтверждению гипотезы исследования.
Основными методами исследования явились:
1) Методы беседы использовался для разбиениявыборки бухгалтеров, на «преодолевших» и «не преодолевших» кризис профессиональной карьеры.
2) Методики: «Удовлетворенность работой» (Розанова); «Опросник уровня субъективного контроля» (Бажин); «Копинг – поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эдлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой); «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптированный вариант Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой); Стандартизированное интервью «Компоненты ответственности» (Л.И. Дементий).
3) Методы статистической обработки результатов исследования (MS Excel).
2.3 Анализ результатов исследования
Анализ результатов беседы и изучения документов бухгалтеров, входящих в выборку, позволил выделить две подгруппы, характеризующиеся различной степенью преодоления кризиса профессиональной карьеры.
В группу А – 8 человек (53% выборки) – вошли бухгалтера, занимающиеся в момент исследования своей профессиональной деятельностью. Возрастной диапазон испытуемых составляет 33–35 лет. Респонденты данной группы, эффективно преодолели кризис профессиональной карьеры, о чем свидетельствуют:
1
- наличие высокого уровня удовлетворенности своей профессиональной деятельностью на сегодняшний день (средний балл - 4,9);
- все члены данной группы, ежегодно, по собственной инициативе, проходят курсы повышения квалификации;
- 40% бухгалтеров этой группы, за последние 1-2 года, прошли дополнительное обучение, в целях получения новой специализации;
- 75 % начали оказывать бухгалтерские консультации, в иных для себя сферах, с целью расширения своей профессиональной компетенции.
В группу Н - 6 человек (47%) вошли бухгалтера 33-35 лет, выбравшие неэффективный способ преодоления кризиса - уход из осуществляемой бухгалтерской деятельности. Из беседы с респондентами данной группы, выяснилось следующее:
- 100% респондентов данной группы имели низкий уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью (средний балл - 2,1), будучи практикующими бухгалтерами;
- 100% - испытывали мотивационный конфликт к своей профессиональной деятельности, что нашло свое выражение в потери интереса к выполняемой работе;
- 98% - бухгалтеров, были не довольны своим социально - профессиональным статусом и уровнем зарплаты, что вылилось в поведенческий конфликт профессионального развития их личности;
- 87% - были неудовлетворенны содержанием и способами своей работы, что породило когнитивно - деятельностный конфликт.
Статистический анализ полученных данных, проводимый с использованием t-критерия Стьюдента, позволил подтвердить полученные различия в уровне удовлетворенности профессиональной деятельностью между двумя группами (p<0.001).
Изучение в выделенных группах наиболее предпочитаемого копинг-поведения и способа преодоления критических ситуаций, рассматриваемые как наиболее рациональное поведение бухгалтеров, направленное на устранение стрессовой (трудных) ситуации, и имеющие основной функцией - обеспечение и поддержание внешнего и внутреннего благополучия, позволили выделить следующие значимые различия.
Респонденты группы А (средний балл 15,1) чаще всего прибегают к такой стратегии выхода из трудных ситуаций, как ее решение (p<0.001). В ходе беседы, испытуемые данной группы, говорили о том, что в различных трудных ситуациях они стараются собраться, чтобы выйти из них победителями. Сосредотачиваясь на проблеме, они думают, как можно ее решить. Им присуще тщательное распределение своего времени. Бухгалтера, входящие в данную группу, умеют расставлять приоритеты, ориентируясь на собственный опыт решения аналогичных ситуаций.
Копинг, ориентируемый на эмоции (12,3), более предпочтителен для бухгалтеров группы Н (p<0.001). Для снятия напряжения в трудных ситуациях респонденты этой группы отыгрываются на других, раздражаясь, что не могут изменить случившегося и изменить своего отношения к случившемуся. Погружаясь в свои страдания, они часто обвиняют себя за нерешительность и слишком эмоциональное отношение к ситуации.
Помимо ориентации на эмоции бухгалтера, не сумевшие эффективно преодолеть кризис профессионального становления, часто прибегают к стратегии избегания (9,7) в трудных ситуациях (p<0.01). Сознательно отвлекаясь от стрессогенных ситуаций, респонденты данной группы стараются переключаться – больше спят, смотрят любимые кинофильмы, балуют себя покупками и т. д., тем самым надеясь, что эта ситуация разрешиться сама собой.
Различными оказались и способы преодоления бухгалтерами критических ситуаций.
Таблица 1 - Сравнительный анализ способов преодоления бухгалтерами критических ситуаций
Тип способа и его характеристика |
Группа А |
Группа Н |
Способ |
Адаптивный |
Смешанный (сочетание неадаптивного и относительно адаптивного) |
Характеристика |
Когнитивные копинг – стратегии: проблемный анализ (56%); сохранение самообладания (24%); установка собственной ценности (20%). |
Когнитивные копинг – стратегии: растерянность (37%), религиозность (32%), игнорирование (31%). |
Эмоциональные копинг – стратегии: оптимизм (76%), протест (24%). |
Эмоциональные копинг – стратегии: эмоциональная разрядка (68%), пассивная кооперация (32%). |
|
Поведенческие копинг-стратегии: сотрудничество (53%), обращение (47%). |
Поведенческие копинг-стратегии: отвлечение (83%), активное избегание (27%). |
Сравнительный статистический анализ полученных данных (критерий фи Фишера), показал, что респонденты группы А чаще выбирают адаптивный способ совладания с ситуациями влекущими повышенный уровень напряженности.
Характеризуя данный способ, в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности, можно заметить, что для бухгалтеров данной группы среди когнитивных копинг-стратегий наиболее предпочтительными являются: проблемный анализ, сохранение самообладания и установка собственной ценности (фи=6,8; p<0.001). Перечисленные формы поведения, направлены на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
В ходе беседы бухгалтера данной группы, подчеркивали, что они всегда стараются анализировать возникшие сложности, все взвешивать и объяснять себе причины возникновения и пути разрешения данной ситуации. В тяжелые минуты они стараются никому не показывать своего состояния. Умение расставлять приоритеты, помогает респондентам данной группы в соответствие со своими силами и возможностями планировать решение трудностей.
Среди эмоциональных копинг-стратегий, бухгалтерам группы А, свойственны оптимизм и протест (фи =5,7; p<0.001). Активное возмущение и протест по отношению к трудностям у респондентов данной группы сопряжены с уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной ситуации.
Сотрудничество и обращение, являются ведущими стратегиями поведенческого копинга бухгалтеров группы А (фи =6,3; p<0.001). В трудных ситуациях респонденты данной группы, могут вступать в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми или искать поддержки в ближайшем социальном окружении.
В отличие от бухгалтеров группы А, респонденты группы Н, предпочитают неадаптивный или относительно адаптивные варианты копинг – поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления.
Растерянность (хи =3,8; p<0.001), религиозность (хи =2.7; p<0.01) и игнорирование (хи =2,9; p<0.01) являются ведущими когнитивными копинг-стратегиями у бухгалтеров данной группы. Данные формы поведения являются пассивными с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей. Они уверены, что все происходит не случайно, поэтому необходимо вовремя сказать себе: «… есть что-то важнее, чем трудности…». Тем самым, происходит переориентация бухгалтера с карьеры на досуговые формы увлечения.
Среди эмоциональных копинг-стратегий респондентов группы Н, наиболее предпочтительными являются: эмоциональная разрядка (хи = 3,7; p<0.001) и пассивная кооперация (хи = 2,9; p<0.01). Поведение бухгалтеров данной группы направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.
Сталкиваясь с проблемой, бухгалтера группы Н стремятся временно отойти от решения проблем, забыть трудности, с помощью погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний (фи=4,6; p<0.001). Помимо реального ухода от проблемы, они активно избегают и мыслей о неприятностях, отказываются от решения проблемы (фи=4,9; p<0.001).
Дальнейшее исследование было направлено на изучение такого личностного ресурса как жизнестойкость. Жизнестойкость в большей степени связана с выбором одной из альтернатив поведения человека в проблемной ситуации: придерживаться прошлого опыта, стремиться ничего не менять в своей жизни и, наоборот, пробовать новые подходы к решению проблемы, рисковать, развиваться. По мнению С. Мадди и других психологов, жизнестойкость является результатом социализации человека, и ее уровень может меняться в любом возрасте.
В различных исследованиях подчеркивалось позитивное влияние жизнестойкости на выбор эффективных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. Представляя собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Таблица 2. Сравнительный анализ жизнестойкости у бухгалтеров с разной степенью преодолевших профессиональный кризис
Параметры жизнестойкости |
группа А |
группа Н |
t-критерий Стьюдента |
уровень значимости |
жизнестойкость |
90,7 /средний |
73,1 /средний |
2 |
– |
вовлеченность |
39,0 /средний |
37,4 /средний |
0,8 |
– |
контроль |
47,7 /высокий |
39,9 / средний |
3,8 |
0,001 |
принятие риска |
12,0 /средний |
9,8 / низкий |
2,3 |
0,05 |
Статистический анализ выявленных различий, позволяет сделать вывод о том, что бухгалтерам обеих групп, свойственен средний уровень жизнестойкости и вовлеченности. Они убеждены в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для себя, получают удовольствие от собственной деятельности.
Завышенные показатели по компоненте «Контроль», в группе А, по сравнению с группой Н, характеризует убежденность бухгалтеров, успешно преодолевших кризис профессионального становления, в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Респондентам группы «Н» присуще ощущение некоторой беспомощности в контроле происходящего.
Бухгалтера группы А рассматривают жизнь как способ приобретения опыта. Они готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, что способствует их развитию, через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. В отличие от них, респонденты другой группы убеждены в обратном: не все, что с ними случается, способствует их развитию.
Выраженность всех трех структурных компонентов жизнестойкости у бухгалтеров группы А, препятствуют возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Не выраженность компонента принятия риска в группе «Н», свидетельствует о стремлении респондентов этой группы, к простому комфорту и безопасности. Они выбирают бездействие в отсутствии надежных гарантий успеха. Кроме того, согласно Мадди слабое звено в структуре жизнестойкости, может влиять на уровень работоспособности и активности в стрессогенных условиях.