Файл: Жизнестойкость как психологическая категория (Общее понятие жизнестойкости и её структура).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Жизнестойкость как психологическая категория
1.1 Общее понятие жизнестойкости и её структура
1.2 Жизнестойкость в модели стресса
2 Исследование жизнестойкости как фактора совладания с профессиональными трудностями
2.1 Цель и гипотеза исследования
2.2 Методология проведения исследования
1 Жизнестойкость как психологическая категория
1.1 Общее понятие жизнестойкости и её структура
Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).
Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутое™, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».
Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска— убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.
В таблице 1.1 представлены показатели жизнестойкости по критерию возраста.
Таблица 1.1 - Показатели жизнестойкости по критерию возраста (средние по возрастным группам)
Показатели |
<35 лет (N=78), |
>35 лет (N=72), |
t |
Р |
Жизнестойкость |
85,22 |
79,86 |
1,87 |
0,062 |
Вовлеченность |
38,03 |
36,62 |
1,14 |
0,254 |
Контроль |
29,86 |
27,65 |
1,82 |
0,069 |
Принятие риска |
17,32 |
15,57 |
2,21 |
0,028 |
Представленные результаты основаны на исследованиях, в которых приняло участие 727 мужчин и женщин разного возраста, имеющих различное образование, профессии и проживающих в разных регионах РФ (Москва, Кемерово, Петропавловск-Камчатский); как здоровых, так и страдающих психическим заболеванием (шизофрения).
Распределения показателей жизнестойкости и субшкал вовлеченности, контроля и принятия риска по тесту Колмогорова—Смирнова не отличаются от нормального.
Выраженность жизнестойкости и ее компонентов в среднем не различается у мужчин и женщин, не зависит от образования, но зависит от возраста: улюдей (<35 лет) принятие риска в среднем значимо выше, чем в более старшей группе. Близки к значимым и различия по шкале контроля и общему показателю жизнестойкости. Можно предположить, что при более поляризованном разделении возрастных групп эти различия были бы значимы. Это может быть связано с большей готовностью молодых людей к получению нового опыта — часто ввиду недостатка уже имеющегося.
1.2 Жизнестойкость в модели стресса
Одним из первых и наиболее убедительных исследований, основанных на конструкте жизнестойкости, явилось исследование менеджеров крупной телекоммуникационной компании штата Иллинойс. Стрессогенная ситуация в компании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США. В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта ситуация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работников, ожидающих решения своей судьбы. Исследование, проведенное Мадди, обнаружило четкую обратную зависимость между выраженностью компонентов жизнестойкости и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании. При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболевания оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов — 71,8 %, при высоком уровне двух компонентов — 57,7 %, и высоком уровне всех трех компонентов — 1,1%. Эти цифры говорят не только о значимости компонентов жизнестойкости в предотвращении расстройств, но и о системном, при котором суммарный эффект превышает сумму эффектов каждого компонента в отдельности.
Как работает жизнестойкость? За счет чего она позволяет преодолевать стресс? Согласно психологии стресса, все психологические факторы влияют на стресс одним из двух способов (см. рис. 1.1): они могут влиять на оценку ситуации («Несет ли она угрозу для меня?», «Могу ли я с ней справиться?»), а могут влиять на реакцию человека, его поведение, преодоление трудностей.
Рисунок 1.1 - Структура стрессового события и переработки стресса
На возникновение стресса влияют различные факторы: врожденная уязвимость организма (например, склонность к различным заболеваниям), внешние события, убеждения человека, его умение совладать со стрессовой ситуацией. Влияние первых двух факторов не всегда подвластно контролю, однако развитие трансформационных копинг-стратегий и жизнестойкости способствует смягчению их последствий — собственно стресса.
Жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации — благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматичная. С другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.
Рисунок 1.2 - Модель жизнестойкости С. Мадди
С. Мадди различает регрессивное и трансформационное совладание со стрессом. Трансформационное совладание, в отличие от регрессивного, подразумевает открытость новому, готовность действовать и активность в стрессовой ситуации. Он описывает пять основных механизмов,благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний и снижение эффективности деятельности (см. рис. 1.2):
- оценка жизненных изменений как менее стрессовых;
- создание мотивации к трансформационному совладанию;
- усиление иммунной реакции;
- усиление ответственности по отношению к практикам здоровья;
- поиск активной социальной поддержки, способствующей трансформационному совладанию.
2 Исследование жизнестойкости как фактора совладания
с профессиональными трудностями
2.1 Цель и гипотеза исследования
Помимо функции профилактики стресса, нарушения работоспособности и возникновения соматических и психических заболеваний, жизнестойкость может играть и другую роль: позволять успешно справляться как с собственными тревогой и стрессом, так и с тревогой и стрессами у других людей. С целью показать позитивную связь жизнестойкости и способности справляться с тяжелыми переживаниями в практической части курсовой работы проведено исследование влияния жизнестойкости на преодоление профессиональных трудностей (кризисов) у бухгалтеров.
По роду своей профессиональной деятельности большинство бухгалтеров постоянно сталкивается с переживанием (личным и со стороны клиентов) стресса и тревоги. В связи с этим, отличительную особенность участников этого исследования можно охарактеризовать как частое столкновение с объективно и/или субъективно стрессовыми ситуациями и переживаниями при сохранении способности к продуктивному совладанию (по крайней мере, в виде сбора информации).
Каждому типу профессионального кризиса бухгалтера свойственен свой возрастной период. В рамках данного исследования более детальное внимание было уделено кризису профессиональной карьеры (средний возраст 30–33 года).
Цель исследования: выявить личностные ресурсы бухгалтеров, позволяющие им эффективно преодолевать профессиональные кризисы.
Гипотеза исследования: для успешного преодоления профессиональных кризисов, бухгалтеру необходимо обладать такими личностными ресурсами, как: жизнестойкость, внутренний локус контроля, высокий уровень профессиональной ответственности, а также ориентация на разрешение проблемы, выбор проблемно-ориентированной стратегии совладания.
2.2 Методология проведения исследования
Под способами преодоления профессиональных кризисов, подразумевается индивидуальный способ взаимодействия бухгалтера с ситуацией (или множеством ситуаций) в соответствие с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Эффективность преодоления профессионального кризиса оценивается при его завершении.
Из числа внешних характеристик эффективного преодоления бухгалтерами изучаемого кризиса, были отобраны такие, как:
1) профессиональный рост (выражающийся в повышении бухгалтером уровня свой квалификации);
2) освоение новой специальности в рамках той же профессии (например, бухгалтер, может пройти профильное обучение, для специализации: «Бухгалтерский учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности»; «Бухгалтерский учет, контроль налогообложения и судебно-бухгалтерская экспертиза»);
3) расширение спектра оказываемых услуг (консультативные услуги, сопровождение и т. д.).
Яркими способам не эффективного преодоления кризиса является уход из бухгалтерской профессии, по следующим мотивам:
1) потеря интереса к выполняемой работе – мотивационный конфликт;
2) неудовлетворенность содержанием и способами осуществления профессиональной деятельности – когнитивно – деятельностный конфликт;
3) неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты – поведенческий конфликт.
Для успешного выполнения профессиональной деятельности, и тем более в условиях преодоления профессионального кризиса, человек вынужден прибегать к мобилизации личностных ресурсов. Ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды.
В общем виде, личностные ресурсы можно определить как внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов. Из личностных особенностей главными (в чем и заключается гипотеза исследования) для преодоления кризисных ситуаций являются жизнестойкость (вовлеченность, контроль и принятие риска) и уверенность в своих силах, проявляющаяся в интернальном локус-контроле.
Как было указано выше, в рамках данного исследования более детальное внимание было уделено кризису профессиональной карьеры (средний возраст 30–33 года).
Для достижения цели исследования в выборку исследования вошли 8 бухгалтеров, продолжающих на момент исследования свою профессиональную деятельность, и 6 бухгалтеров, на момент исследования не занимающихся бухгалтерской практикой. Бухгалтера, выбравшие один из названных способов эффективного преодоления кризиса, вошли в группу «А» – «преодолевших» кризис профессиональной карьеры.
В группу Н – «не преодолевших» кризис профессиональной карьеры, вошли бухгалтера, испытывающие все выше перечисленные виды конфликтов не эффективного преодоления кризиса одновременно на момент ухода из бухгалтерской профессии, средний стаж работы в которой составил 2–5 лет.