Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Общие положения барьеров входа на российских рынках).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
На наш взгляд, некоторые административные барьеры можно рассматривать в качестве неформальных институтов, создающихся в рамках формальных институтов. Например, для получения доступа к части ресурсов, помимо выполнения всех формальных правил, необходимо иметь связи с конкретными людьми, прийти с ними к определенному соглашению. Только выполнение известного алгоритма действий дает предпринимателю гарантии получения необходимого ресурса. На наш взгляд, их появление, прежде всего, связано с ментальностью нашего общества. Не всегда экономические агенты уверены в том, что достаточно выполнения формальных правил для получения необходимых ресурсов. Целесообразно представить классификацию административных барьеров (табл. 3).
Таблица 3 Классификация административных барьеров
Отметим, что проблемы у малых предприятий зачастую начинаются еще до регистрации фирмы. Налоговые органы, пытающиеся бороться с фирмами-однодневками, подозревают все вновь создаваемые фирмы в причастности к указанной категории. Из-за этого сроки регистрации затягиваются, и от них требуют большего количества бумаг, чем это положено по закону. Необходимо ликвидировать двухступенчатую систему регистрации малых предприятий с ее громоздкой схемой постановки на учет при жесткой регламентации по срокам, выполнение которых естественным путем оказывалось нереальным из- за всевозможных бюрократических барьеров. Отметим, что еще 8 августа 2001 г. вступил в силу Закон 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, который существенно упростил процедуру выхода на рынок для юридических лиц [11, стр. 65-68].
Гос. регистрация по новому закону должна осуществляться в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган; взимаемая с юридических лиц пошлина составляет 4000 руб., индивидуальных предпринимателей - 800 руб. Представим стоимостную оценку совокупных издержек и цены преодоления административных барьеров в Центральном федеральном округе.
Анализируя данную таблицу, можно сказать, что издержки по регистрации оказались значительно выше, нежели контрольные цифры, установленные названным федеральным законом: в среднем регистрация занимает в таких городах, как Киров, Ульяновск, Самара, Пермь, по- рядка 15 и выше дней и стоит 8000 руб. В Оренбурге этот срок составляет 5 дней.
Таким образом, законодательно декларированный пятидневный срок регистрации далек от реального положения дел: всего у примерно пятой части фирм процесс регистрации занял время в пределах 5 дней; у большинства же респондентов (как занимавшихся регистрацией самостоятельно, так и использовавших услуги посредников) сроки регистрации составляют от недели до месяца. А фактическая стоимость регистрации, как минимум, в 2,4 раза превышает контрольную, которая равна 4 тыс. руб.
А с 26 декабря 2008 г. введен в действие новый Федеральный закон 294 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”. В соответствии с ним минимизируется количество проверок, осуществляемых по инициативе контролирующих органов (не более одной в два года), регламентируется порядок проведения контрольных мероприятий, устанавливаются права и меры по их защите для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля, определяется круг обязанностей органов государственного контроля (надзора). Проверки наиболее чувствительная для него сфера госрегулирования. В 2013 г. было проведено 2,7 млн проверок, 48 % из них внеплановые. В 55 % случаев были выявлены нарушения, предприниматели заплатили почти 20 млрд руб. штрафов. Каждое третье обращение связано с проверками. Отношения с контрольно-надзорным аппаратом вошли в число основных проблем бизнеса. Количество проверок необоснованно велико, есть невыполнимые или взаимоисключающие требования, устаревшие нормы и их произвольная трактовка. Опросив 2000 предпринимателей, мы узнали, что 94 % из них не в курсе предъявляемых к ним требований. Часто современные технологические линии регулируются нормами, принятыми чуть ли не в 1930-е гг.
Контрольно-проверочная деятельность в России избыточно сложна, противоречива, несомненно дорого обходится бизнесу и бюджету. Система проверок нуждается в обновлении, упрощении, строгой регламентации, открытости (см. Рисунок 2, Приложение 1).
На наш взгляд, большая проблема - отсутствие исчерпывающего списка требований по видам деятельности (или платный доступ к нему). Многие нарушения отнесены на усмотрение конкретного проверяющего, что создает большой простор для коррупционных действий. России необходимо радикальное сокращение числа проверок, упрощение их процедур и повышение прозрачности.
На снижение количества проверок и изменение порядка их проведения ориентирована и новая концепция Закона “О государственном и муниципальном контроле”, который вскоре должна принять Госдума. Концепция подразумевает введение риск-ориентированного подхода к проверкам. Согласно ему проверка предприятия проводится только в случае, если ее оправдывает потенциальный риск последствий нарушения. Степень риска устанавливается соответствующими профилями. Это очень современный и правильный подход. По таким нормам живет большинство развитых экономик мира. В России по таким стандартам уже работают ФНС и МЧС.
Мы полагаем, что для снижения количества проверок важно введение трехлетнего моратория на проверки МСБ (за исключением случаев, угрожающих жизни людей). Затягивание принятия решения о его введении наносит существенный вред бизнесу и, соответственно, экономике всей страны в целом. Все это приводит к нарушениям пропорции на рынке труда, снижает уровень дохода населения, падает потребительский и инвестиционный спрос и т.д [21, стр. 33-38].
Но главное, требуется изменить сам подход к осуществлению деятельности проверяющих органов. Она призвана не карать предпринимателей, а помогать им устранять нарушения. Контролирующие органы должны ориентироваться на профилактику нарушений и, если они совершены впервые и не связаны с угрозой для жизни, выносить предписания об устранении. Пока же проверяющие видят свою функцию в наказании предпринимателей. В 2013 г. всего 12 % проверок заканчивалось предписаниями, а 88 % - штрафами. В закон нужно включить еще одну императивную меру: не более трех плановых проверок на предпринимателя в год; не более одной проверки в год от одного контрольного органа (см. Таблицу 5, Приложение 1). Содержание контрольно-надзорного аппарата ежегодно обходится государству в 1,8 % ВВП.
Следующим препятствием для развития бизнеса является увеличение налогового бремени. С 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. 213-Ф3 значительно увеличивается ставка ЕСН (с 26 до 34 %). Динамика ставок предложена нами в табл. 4.
Таблица 4 Динамика ставок ЕСН в 2010, 2013, 2014 гг., %
Анализ данных таблицы показывает, что в период с 2013 г. по 2014 г. ЕСН снизился до 30 %, что существенно отличается от ставки ЕСН в 2010 г. В 2014 г. ставка взносов в Пенсионный фонд понизилась до 22 %, а ставка в Фонд обязательного медицинского страхования повысилась на 3 %. Платежи направляются полностью в федеральный фонд, в территориальные фонды не платятся.
Общеизвестно, что повышение налоговых ставок служит существенным препятствием для развития бизнеса, в том числе и малого.
Особым препятствием является обязательная сертификация продукции, процесса производства товаров и оказания услуг, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Проблем, связанных с этими процедурами, настолько много, что они требуют от- дельного специального исследования.
Сегодня для роста малого бизнеса проблемой выступает недостаточная доступность кредитов, хотя известно, что во всем мире одним из инструментов, способствующим развитию любого бизнеса, служат именно они. От величины учетной ставки по кредитам зависит поведение всего рынка частного предпринимательства:
с увеличением учетной ставки по кредитам хозяйственная активность падает, при снижении - растет; так происходит во всем мире. Более доступные кредиты ведут к оживлению экономики, а целевое кредитование - к росту того или иного сектора экономики.
В нашей же стране в отношении малого и среднего бизнеса при декларируемых на всех уровнях намерениях поддерживать его эта система практически не действует. Сегодня ни один российский или иностранный банк не даст кредитов на открытие бизнеса с нуля. Рассчитывать на помощь кредитной системы могут только те фирмы, которые уже работают на рынке не менее полугода.
Одним из основных препятствий развития сегмента является нежелание заемщиков предоставлять банку информацию о своем бизнесе, ведь ни для кого не секрет, что большинство малых предприятий работает с применением так называемых серых схем [2, стр. 13-18].
Вторая причина - довольно долгий срок рассмотрения кредитной заявки: часто заемщикам деньги нужны “прямо сейчас”. Банк отдает предпочтение заемщикам, которые планируют свои финансовые потоки и заранее приходят за кредитом. Кредитное решение действует в течение 60 дней, что позволяет заемщику заранее подготовиться к “высокому” сезону, собрать все документы, получить кредитное решение и взять деньги в тот момент, когда они ему будут необходимы.
Выход из ситуации очень простой - повышение доверия между банками и заемщиками. Банк и клиент должны выступать как деловые партнеры. Заемщики должны понимать, что банку выгодно, чтобы бизнес заемщика работал прибыльно. Более того, банк может выступать в качестве финансового консультанта для клиентов.
Практика показывает, что исследование административных барьеров отрицательно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса. По отзывам предпринимателей, изменений к лучшему почти не видно, а в некоторых случаях ситуация с административными барьерами даже ухудшилась. Административные барьеры на сегодня являются основной нормой, которую предприниматель обязан выполнить. Он должен следовать этой норме, в конечном итоге в случае невыполнения он столкнется с проблемами, возникшими со стороны других экономических агентов. Преодоление административных барьеров требует значительных финансовых затрат, связанных с прохождением процедур открытия бизнеса.
Несмотря на отрицательное влияние административных барьеров на развитие и функционирование экономики, можно выделить их положительное влияние на экономику. Например, лицензионный барьер - это механизм, обеспечивающий достижение таких важных для общества целей, как недопущение на рынок недобросовестных производителей, обеспечение безопасности предпринимателей. Целью проверок выступает приведение деятельности предприятия в соответствие с требованиями действующего законодательства, а не выявление нарушений и наложений взысканий.
Глава 3 Предложение по совершенствованию мероприятий по снижению уровня административных барьеров
Барьеры входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.
Необходимые для хозяйствующих субъектов сроки и затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок, а также преодолимость барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок могут оцениваться путем опроса фактических и потенциальных продавцов или отраслевых специалистов (экспертов)
По каждому из рынков, входящих в перечень приоритетных и социально значимых рынков, осуществляется определение административных барьеров, экономических ограничений, иных факторов, являющихся барьерами входа на рынок (выхода с рынка).
С целью выявления избыточных административных барьеров анализируется влияние каждого из них на ситуацию на том или ином рынке.
По результатам анализа административных барьеров рассматриваются следующие возможности их минимизации (устранения):
- отмена административных процедур, предусмотренных административными регламентами и признанных избыточными;
- сокращение времени рассмотрения заявлений и прилагаемых к ним документов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности;
- сокращение перечня необходимых для ведения предпринимательской деятельности документов, представляемых хозяйствующими субъектами в органы власти;
- повышение открытости в процессе рассмотрения органами власти представленных хозяйствующими субъектами документов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности.
С целью уменьшения экономических ограничений может использоваться в частности:
- облегчение доступности финансовых ресурсов для предпринимателей (в том числе льготное кредитование);
- адресное представление государственных и муниципальных преференций.
Заключение
К барьерам входа на товарный рынок относятся:
а) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе: