Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Общие положения барьеров входа на российских рынках).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Исследование инвестиционной сферы экономики всегда находилось в центре внимания экономической мысли. Это обусловлено тем, что категория инвестиций является базовым элементом повседневной хозяйственной деятельности субъектов рынка и процесса экономического рост государств мира. экономическая природа инвестиций раскрывается процессом расширенного воспроизведения, а именно из-за использования части национального дохода для увеличения внутреннего валового продукта. Для частного владельца процесс расширенного воспроизведения также составляет экономическую природу инвестиций, но отличие в том, что расходы на расширенное восстановление является сохранением владельца.

Ожидаемая инфляция на 2016 год - 12,2%. Ее пик пришелся на весенние месяцы, когда индекс потребительских цен в годовом выражении достигал 17,5 %. Для сравнения, в 2015 году инфляция составила 11,4 %, в 2013 году - 6,5 %.

Многие зарубежные бренды, планирующие свой выход на рынок России в 2014-2015 годах, заняли выжидательную позицию, но, несмотря на сложные экономические и политические условия российский рынок, общественного питания продолжает свой рост, хотя и не такими быстрыми темпами, как ранее. Это обусловлено слабой насыщенностью и высокой инвестиционной привлекательностью отрасли, особенно если рассматривать экономически развитые регионы.

Теоретические и практические аспекты инвестирования нашли отражение в научных трудах отечественных ученых-экономистов: И.А. Бланка [1, с. 14], М.П. Денисенко [2, с. 7], М.И. Крупки [3,с. 13], Т.В. Майоровой [4, с. 4], Л.А. Пересади [5, с. 8], С.К. Реверчук [6, с. 3], Н.А. Татаренко [7, с. 9], и зарубежных - Л.Дж. Гитман, М.Д. Джонка [8, с. 11], А.В. Мертенса, Д. Норкотта, Е. Хелферт [9, с. 15], Р. Холта, С. Баренс, У. Шарпа [10 с. 17] и других.

Анализ литературных источников дает возможность говорить, что исследования этих авторов касаются преимущественно определения сущности категорий "инвестиции", "инвестиционная деятельность", "инвестиционный процесс "и рычагов государственного воздействия на инвестиционные процессы и на развитие национальных экономик.

Тема данной работы «Административные барьеры входа на российские рынки».

Предметом исследования данной работы является инвестиционная деятельность.

Объектом исследования являются административные барьеры входа на российские рынки.

Целью данной работы является исследование процессов входа на российские рынки.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:


  1. Исследование понятия, целей, особенностей, объектов и субъектов инвестиционной деятельности
  2. Проведение оценки инвестиционных рисков и административных барьеров входа на российские рынки.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1 Общие положения барьеров входа на российских рынках

Развитию малого и среднего бизнеса (МСБ) уделяется серьезное внимание в подавляющем большинстве стран. Разрабатываются и внедряются специальные программы его поддержки. Оказывает содействие его развитию и ряд международных организаций. Межстрановые сравнения показывают, что более богатые страны имеют более высокий показатель доли малого бизнеса в промышленном производстве. В 2014 г. практически во всех странах Европы, да и не только Европы, МСБ играют весьма заметную роль: свыше 50 % ВВП создается малым бизнесом (в России - только 21 %). Свыше 60 % трудоспособного населения занято в секторе МСБ (в России - 22 %) [5, стр. 33-38].

Всемирный банк (World Bank) опубликовал аналитический доклад “Ведение бизнеса в 2015 году” - XII издание серии в рамках проекта “Ведение бизнеса” (Doing Business), выпускаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC, входит в группу ВБ). В новом отчете приводится рейтинг 189 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса. Данный рейтинг составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. При подведении итогов для определения рейтинга предполагается, что каждый индикатор имеет равный удельный вес. Развитию малого и среднего бизнеса (МСБ) уделяется серьезное внимание в подавляющем большинстве стран. Разрабатываются и внедряются специальные программы его поддержки. Оказывает содействие его развитию и ряд международных организаций. Межстрановые сравнения показывают, что более богатые страны имеют более высокий показатель доли малого бизнеса в промышленном производстве. В 2014 г. практически во всех странах Европы, да и не только Европы, МСБ играют весьма заметную роль: свыше 50 % ВВП создается малым бизнесом (в России - только 21 %). Свыше 60 % трудоспособного населения занято в секторе МСБ (в России - 22 %). Всемирный банк (World Bank) опубликовал аналитический доклад “Ведение бизнеса в 2015 году” - XII издание серии в рамках проекта “Ведение бизнеса” (Doing Business), выпускаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC, входит в группу ВБ). В новом отчете приводится рейтинг 189 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса. Данный рейтинг составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. При подведении итогов для определения рейтинга предполагается, что каждый индикатор имеет равный удельный вес. При этом не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учета политических аспектов, исключительно на уровне государственного регулирования [8, стр. 84-88]. В итоговом рейтинге все страны ранжируются по уровню благоприятных условий ведения бизнеса с 1-го до 189-го места, 1-е место - наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что ее регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Уровень благоприятствия является средним показателем страны по 10 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес. Данный рейтинг стран по благоприятным условиям ведения бизнеса представлен в табл. 1. Согласно оценке делового климата в России по критерию “удобство ведения бизнеса” в 2015 г. в соответствии с исследованиями Всемирного банка (ВБ), проведенными в 189 странах, Российская Федерация находится на 62-м месте рейтинга. Российская Федерация по сравнению с 2014 г. улучшила свои позиции сразу на 30 пунктов и поднялась с 92-го места на 62-е место в рейтинге. По степени благоприятствования условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между Грецией (61-е место) и Молдовой (63-е место). В целом, Россия улучшила условия ведения бизнеса по пяти из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, а результаты нового доклада оказались для страны лучшими за всю историю наблюдений [12, стр. 53-58].


Таблица 1 Рейтинг стран по благоприятным условиям ведения бизнеса

Тем не менее впереди России в рейтинге по-прежнему находятся экономически развитые страны мира (см. табл. 2).

Из всех критериев, по которым производится оценка, в России лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов. Этот показатель отражает эффективность принудительных мер по соблюдению условий договоров. По этому критерию страна занимает 10-е место в мире. Так, в России рассмотрение коммерческих споров в суде занимает в среднем 270 дней, что заметно меньше, чем во многих развитых странах, при этом количество необходимых процедур и стоимость судебных издержек (13,4 % от стоимости иска) также существенно ниже среднемировых показателей.

Таблица 2 Основные выводы по рейтингу России, представленные группой Всемирного банка

Следует отметить, что в мае 2012 г. Президент России подписал указ “О долгосрочной государственной экономической политике”, в котором говорилось о необходимости принятия мер, направленных на повышение позиции России в рейтинге “Ведение бизнеса” до 50-го места в 2015 г. и до 20-го в 2018 г. Так, за минувший год в России были реализованы две инициативы, способствовавшие улучшению условий ведения бизнеса. Во-первых, была упрощена процедура создания предприятия за счет отмены требований об оплате уставного капитала до регистрации компании и об уведомлении налоговых органов об открытии банковского счета. Во-вторых, была упрощена процедура передачи прав собственности благодаря отмене обязательного нотариального оформления и сокращению времени регистрации. Это позволило улучшить позиции страны в категориях “Регистрация бизнеса” и “Регистрация собственности”. Также Россия переместилась вверх в категории “Получение разрешений на строительство”. По всем остальным пунктам ее позиции ухудшились, главным образом из-за более значительного прогресса других стран [6, стр. 12-18]. Уровень развития отечественного малого предпринимательства по ряду основных показателей весьма заметно уступает достижениям малого бизнеса в развитых странах. Нельзя недооценивать роль, которую играют МСБ в поддержании устойчивости экономики в любой стране, в том числе это важно и для нашей страны. Предпринимательская сущность организации и ведения малого бизнеса обеспечивает экономике необходимую гибкость, оптимизирует аллокацию ресурсов, кроме того, в ней заложен мощный антимонопольный потенциал. Развитие МСБ решает проблемы занятости и другие социальные проблемы.


Рисунок 1 Виды административных барьеров

Для граждан занятие малым бизнесом является не только возможностью приобретения средств к существованию, но и позволяет им более полно раскрыть свой личностный потенциал. С позиции акмеологического подхода “личностный потенциал” включает в себя не только способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр., но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов - интеллектуальных, психологических, волевых и пр [14, стр. 33-38]. Все указанное обусловливает необходимость выявления факторов, препятствующих его развитию. Мы полагаем, что особое внимание следует уделить той роли, которую здесь играют административные барьеры (см. Рисунок 1). Эффективное развитие российской предпринимательской среды во многом определяется институциональными аспектами взаимодействия субъектов предпринимательства с институтами, организациями и инфраструктурой делового окружения бизнеса. В современной экономике России наблюдается высокая диспропорциональность в развитии малых предприятий. Она имеет отраслевой и территориальный аспекты. Причиной этих диспропорций является различие условий функционирования предприятий МСБ, в том числе степень развития административных барьеров и интенсивность их влияния на хозяйственную деятельность МСБ.

Стремление структурировать и упорядочить ведение малого бизнеса в стране на деле оберну- лось высокими темпами развития государственных институтов, увеличением транзакционных издержек и гипертрофией различных процедур, связанных с регистрацией, перерегистрацией, контролем, отчетностью и т.д. Итогом являются рост транзакционных издержек и формирование всевозможных видов оппортунистического по- ведения. В результате, по нашему мнению, про- изошла подмена целей, и вместо изначального содействия развитию предпринимательства и малого бизнеса сформировалась устойчивая система административных барьеров, которая не только тормозит развитие МСБ, но и воспроизводит рентообразующие отношения. Все это мешает нормальному экономическому развитию всей страны [18, стр. 100-108].

На наш взгляд, на пути эффективного развития существуют следующие препятствия:

во-первых, высокие входные административные барьеры;

во-вторых, избыточное количество проверок различными инстанциями;

в-третьих, чрезмерное налоговое бремя;


в-четвертых обязательная сертификация продукции;

в-пятых, порядок получения разрешений на строительство;

в-шестых, подключение к электросетям;

в-седьмых, недостаточная доступность кредитов.

Настоящая статья посвящена исследованию содержания лишь части из перечисленных административных барьеров.

На сегодняшний день необходимость снижения бремени административного регулирования хозяйственной деятельности в сфере МСБ признается на всех уровнях государственного управления, включая и федеральные органы власти. По-прежнему серьезным барьером является вмешательство в деятельность предприятий налоговых органов. Мы присоединяемся к исследователям, по мнению которых, в деятельности налоговых органов явно прослеживается репрессивный уклон.

Глава 2 Природа и понятие административных барьеров

В деловой и правовой оборот термин “административные барьеры” вошел в середине 1990-х гг. Это произошло в связи с обсуждением проблем малого предпринимательства. А непосредственно об административных барьерах как самостоятельном институте стали писать в начале 2000-х гг.

Главная функция институтов - снижение транзакционных издержек. К сожалению, административные барьеры, как правило, вызывают рост транзакционных издержек. На наш взгляд, данное обстоятельство оправдывает специфику административных барьеров как особых институтов. С другой стороны, всякое правило может рассматриваться в качестве барьера, так как создает ограничительные рамки деятельности с позиции предпринимателей. И большая часть правил воспринимается ими как барьеры, поскольку они препятствуют быстрому росту и максимизации прибыли. С позиции государства, все создаваемые правила призваны упорядочить деятельность государственных и предпринимательских структур и защитить внутренний рынок от недобросовестной конкуренции. Однако обе стороны понимают, что существуют некие правила, которые, действительно, являются препятствиями [9, стр. 54-56].

Нельзя не согласиться с П. Крючковой, которая пишет, что “предумышленно созданные административные барьеры выражаются в утверждении формальных институтов, не облегчающих процесс обмена, а, наоборот, осложняющих их”. В связи с этим она отмечает, что “административные барьеры можно рассматривать как формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки, от введения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды от введения с учетом эффекта дохода”.