Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА
1.2. Монополия в условиях рынка
1.3. Оценка степени монополизации рынка
2. МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1. Российские монополии и перспективы их развития
2.2. Оценка уровня монополий в экономике РФ
3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
3.1. Цели и значение антимонопольной политики в России
3.2. Методы антимонопольной политики РФ
3.3. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
1.3. Оценка степени монополизации рынка
Для оценки степени монополизации рынка, которая обратно пропорциональна интенсивности конкуренции применяются сл показатели:
1. Коэффициент рыночной концентрации. Данный коэффициент представляет с т собой отношение реализации продукции, определенным числом крупнейших продавцов, к общему объёму реализации за соответствующий период.
Cri= (1)
2. Индекс ХерФиндаля Хишмана – характеризует равномерность распределения рыночных долей фирм на данном рынке, если больше 0,18- то это высокая монополизация рынка, в этой ситуации требуется вмешательства государства.
(2)
где:
Si - доля каждого конкретного участника рынка
3. Коэффициент относительной концентрации (K) характеризует отношение числа крупных предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара:
K = (20 + 3β)/α (3)
где β – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий в процентах, α – доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции в процентах.
3.Показаться интенсивности конкуренции. Данный показатель рассчитывается как:
Ик = интервал 0 Ик 1 -> min
r - Показатель интенсивности конкуренции учитывающий рентабельность рынка
p – учитывающий доли конкурентов на данном рынке
t – ПИК учитывающий темпы роста объемов продаж.
Иr = 1-Rp – рентабельность продаж рынка; Rp = Прибыль рынка/Емкость рынка
Иp = 1-n *
Иt = (140-Tv)/70
140 и 70 – это придельные значения годовых темпов роста объема продаж.
Tv – это годовой темп роста объемов продаж на данном рынке.
Таким образом, завершая исследование по первой главе можно сказать о том, что в ней были исследованы понятие и сущность рынка, а также рассмотрена специфика монополии в условиях рынка.
2. МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1. Российские монополии и перспективы их развития
Pа последние годы можно в экономике РФ можно наблюдать снижение объемов промышленного производства с отметки в 2.5% в 2014 году, до отметки в 1% в конце 2016 года. Общая динамика данного показателя в РФ за последние годы отображена на рисунке 2.1. [7]10
Рис 2.1. Динамика объема промышленного производства России, %
Переориентация кластерной политики в РФ, введенные экономические санкции Запада против РФ негативно сказываются на общей динамики торговой политики и таких показателей как импорт, экспорт, товарооборот и сальдо. Динамика данных показателей отображена на рисунке 2.2.[8]11
Как можно заметить из данных рисунка 2.2., за последние годы можно наблюдать снижение импорта с отметки в 161 млрд дол в 2013 году до отметки в 94 млрд.дол в 2015 году, экспорт снизился с 252 млрд.дол в 2013 году до 253 млрд.руб
Рис 2.2. Динамика и структура внешней торговли РФ за 2012-2016 годы в млрд дол.
В этой связи можно наблюдать переориентацию структуры экспорта и импорта, которые отображены на рисунке 2.3 и 2.4 соответственно.
Рис 2.3. Структура экспорта РФ в %
Данные рисунка 2.3 наглядно показывают, что за последние годы, основной продукцией, поставляемой на мировые рынки от РФ можно назвать продукцию ТЭК и металлосодержащую продукцию. В отличие от экспорта, на отечественные рынки из-за рубежа поставляются машины и оборудование, продовольственные товары и т.д.
Рис 2.4. Товарная структура импорта РФ
Монополии функционируют главным образом в так называемых социальных отраслях (отраслях общественного пользования). Чаще всего государственные монополии обеспечивают население коммунальными услугами, энергоресурсами, водоснабжением, услугами связи, трубопроводным и железнодорожным транспортом и т.д. [9]12
Таблица 1.
Оборот организаций по сферам деятельности монополий РФ
В большинстве своем, монополии создаются в тех отраслях, где задействован значительный объем постоянного компонента производственных издержек, и, при этом, возможен значительный «эффект масштаба». Иными словами, государственная монополия целесообразна в тех сферах экономической системы, где, разделение отрасли между несколькими предприятиями или их множеством является нецелесообразным и может послужить причиной того, что производство станет затратным и низкорентабельным. [10]13
Таблица 2.
Уровень рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг по сферам деятельности монополий по РФ, млрд.руб.
В таблице 2 приведены уровни рентабельности продукции предприятий, относящихся к ЕМ. Из таблицы 2 следует, что наиболее рентабельной является сфера услуг аэропортов и услуги транспортных терминалов – 113,41%, где прирост составил 13,41%, портов (16,73%, рост составил 10,7%), а также сфера услуг железнодорожные перевозки (11,15%, рост на 8,1%).
Оценим степень монополизации рынков РФ более детально. Данные по проведенному исследованию представим в следующем параграфе.
2.2. Оценка уровня монополий в экономике РФ
Характерной чертой государственных монополий является то, что производимые ими блага, потребитель не в состоянии заменить аналогами (поскольку отсутствуют субституты), а потому спрос на них абсолютно неэластичный. В силу этого, изменение цены на данное благо не способно повлечь за собой сколь-либо существенного изменения спроса. Неоспоримое преимущество естественных монополий – это значительный «эффект масштаба», техническая эффективность, обусловленная концентрацией производства.
В таком случае (при условии, неизменных постоянных затрат) средние издержки не смогут достичь того минимального уровня, как если бы естественная монополия единолично доминировала на рынке и были бы задействованы ее производственные мощности по максимуму.
Простыми словами, дешевле воспользоваться одной линией электропередач, нежели тянуть две параллельные, которые перекрывали бы друг друга. Аналогичная ситуация с водопроводом или трубопроводами для транспортировки газа и нефти. Стоит отметить, что государственные монополии, все-таки не лишены недостатков. Так, у монополий есть и «обратная сторона медали» - тенденция к единоличному доминированию, приводящая порой к безраздельной диктатуре рыночной власти.
Ограничение рыночной власти государственных монополий принято достигать такими двумя основными способами: посредством установления в сферах, где функционируют государственные монополии государственной собственности, а также посредством государственного регулирования их работы.
Однако, как говорилось ранее, рыночной практике известно очень много фактов злоупотребления монопольным положением в отрасли. Так, в частности, естественный монополист может неоправданно завышать свои издержки, зная, что в любом случае, будет государственная поддержка. Кроме того, монополист может и наоборот, неоправданно «вздувать» прибыль. Все это «умножает на ноль» весь социальный эффект и потребительский излишек. Стоит отметить, что подобного рода злоупотребления зачастую распознать извне довольно трудно, поскольку, реальное положение вещей монополиста может быть тщательно скрыто.
Именно, в силу высокой своей социальной значимости отрасли, а также высокой вероятности злоупотреблений естественные монополии во многих зарубежных странах в свое время были национализированы. Так, к примеру, в ряде стран (Франция, Великобритания и др.) компании одной отрасли (газ, железные дороги, телефон, и т.п.) были объединены в единые государственные корпорации, которые по своим масштабам, порой охватывали целую отрасль.
Крупнейший государственный монополист в РФ – железнодорожная отрасль. Так, удельный вес грузооборота и путевого хозяйства ОАО «РЖД» составляет 85% всех перевозок по стране. Значителен удельный вес и пассажиропотока. Столь высокая значимость железных дорог в России связана с большими сухопутными расстояниями между большинством населенных пунктов, а также между промышленными объектами. В РФ общая протяжённость сети железных дорог общего пользования превышает 85000 км.
Более того, ОАО «РЖД» обеспечивают примерно треть мирового грузооборота. Степень изношенности основных фондов ОАО «РЖД» составляет порядка 27 % Другие крупные государственные монополисты в России – это ОАО «Роснефть», ОАО «Ростелеком» и т. д. Выясним теперь, почему же настолько целесообразно существование государственных монополий в общественном секторе экономики страны. Суть механизма такова: в случае сокращения объема предложения социальных благ, на одних и тех же производственных мощностях, постоянные затраты не снизятся, однако, при этом, увеличатся средние затраты. [11]14
Оценим уровень монополизированности железнодорожной отрасли через призму показателей монополизации рынка.
В железнодорожной отрасли на долю ОАО «РЖД» приходится более 85% всех перевозок. Остальные 15% распределены между 3 компаниями по 5% на каждую.
Рассчитаем уровень монополизации железнодорожной отрасли по таким критериям, как:
1.Индекс Херфиндаля- Хиршмана
2.Индекс концентрации.
Напомним, как рассчитывается каждый из данных показателей:
(4)
где:
Si - доля каждого конкретного участника рынка.
Подставив в данную формулу числа, получим:
HHI = 852 + 3 *52 = 7225 + 75 = 7300
В свою очередь, индекс концентрации рассчитывается по формуле:
(5)
Подставив данные в формулу, получим:
85+ 5 + 5 + 5 = 100
На основании данных расчетов можно сказать о том, что железнодорожная отрасль в РФ достаточно сильно монополизирована и для того, чтобы это устранить, необходимо применять методы и инструменты антимонопольной политики, речь о которой пойдет в следующей главе.
3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
3.1. Цели и значение антимонопольной политики в России
Важнейшим элементом экономической политики можно назвать антимонопольную политику государства. Именно она определяет, как социальное положение населения государства, так и уровень экономического развития страны, степень конкурентоспособности рынка. Свободная конкуренция в обществе является важнейшей предпосылкой экономического, социального и политического развития. Монополия является противоположностью свободной конкуренции, она ведет к застою хозяйственного развития, деградации в социальной сфере, политическому тоталитаризму.
Опыт общественного развития в России и странах зарубежья показал необходимость вмешательства государства в экономические процессы, для того, чтобы согласовать интересы всех участников и найти наилучшие пути прогресса общества. Ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции выражается в антимонопольной политике.
Основным законом, регулирующим антимонопольную (конкурентную) политику в РФ, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». [12]2
Антимонопольная политика - это совокупность мер, которые направлены на демонополизацию экономики, пресечение монополистических действий, уменьшение недобросовестной конкуренции, снижение административных барьеров и т.д. Проведение антимонопольной политики стало необходимостью для экономики страны. Антимонопольное законодательство в России стране слабо воздействует на все сферы экономики, потому что широкое изучение проблематики антимонопольного регулирования начинается только сейчас.
Можно выделить следующие основные задачи антимонопольной политики, к которым относят:
1.Обеспечение баланса интересов потребителей и предприятий
2.Управление развитием экономики в регионе
3.Стимулирование предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости и т.д.
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы