Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА
1.2. Монополия в условиях рынка
1.3. Оценка степени монополизации рынка
2. МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1. Российские монополии и перспективы их развития
2.2. Оценка уровня монополий в экономике РФ
3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
3.1. Цели и значение антимонопольной политики в России
3.2. Методы антимонопольной политики РФ
3.3. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
Предполагается развитие системы расчетов в национальной валюте с Китаем. Сторонам удалось в ходе трудного переговорного процесса достичь компромиссных решений, связанных, в первую очередь, с системой ценообразования (формула цены привязана так же, как и формула исчисления цены для европейских потребителей, к рыночной цене нефти и нефтепродуктов»). Объем инвестиций со стороны России оценивается примерно в 55 млрд. долл., китайская сторона планирует вложить около 20 млрд. долл. (строительство газопровода «Сила Сибири», предприятия по газодобыче и газохимии, новая инфраструктура, создание новых рабочих мест и т.д.). Более того, такое сотрудничество и улучшение отношений с Китаем сможет обеспечить России поддержку этой державы в политических процессах с помощью тех инструментов, которыми она располагает.
Для того, чтобы преодолеть монополизацию в экономике РФ необходимо:
1.Регулирование цен в условиях рынка
2.Усиление контроля за деятельностью крупных корпораций
3.Поддержка конкуренции и ужесточение антимонопольного законодательства и т.д.
Большинство ученых экономистов сходятся на том, что для преодоления проблем экономического развития и улучшения конкурентоспособности РФ в мировом хозяйстве, необходимо принимать целый комплекс мероприятий, таких как:
1.Снижать расходные статьи бюджета;
2.Активно поддерживать малые и средние предприятия;
3.Рационально проводить политику импортозамещения;
4.Развивать торгово-партнерские отношения со странами союзниками в условиях рынка и т.д.
В качестве одного из приоритетных направлений регулирования деятельности монополий является обеспечение прозрачности механизма ценообразования. Это требует от государства разработки эффективной нормативно-правовой базы, которая необходима для формирования наиболее полной базы данных, для определения оптимальной ставки тарифов
В целом же, регулирование тарифов монополий должно:
1.обеспечивать баланс интересов потребителей (которые заинтересованы в доступных ценах и тарифах) и регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, которые были бы привлекательны для инвесторов и кредиторов);
2.осуществлять эффективное регулирование ценообразования, основанное на принципе управления рентабельностью;
3.способствовать сокращению издержек и излишней занятости, улучшать качество обслуживания, повышать эффективность инвестиций и т.п.;
4.управлять развитием экономики в регионах.
Регулирование деятельности монополий, в контексте реализации инновационно-модернизационных целей развития российской экономики, должно решать задачи, связанные с:
1.созданием условий для эффективного развития естественных монополий, что даст возможность обеспечить и сохранить высокие темпы экономического роста;
2.сохранением на оптимальном уровне тарифов на услуги естественных монополий.
Главной целью развития промышленной политики РФ является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед написанием работы были поставлены основные задачи, которые было необходимо исследовать в данной работе. Основываясь на данных задачах, подведем итоги по работе и сделаем выводы:
Монополия представляет собой такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на данном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Государственная монополия – это монополия государства на производство и реализацию стратегически важных товаров и услуг. Для монополии характерны такие черты как:
1.один продавец на рынке
2.контроль за ценами
3.отсутствие конкуренции и т.д.
Основными причинами возникновения и развития государственных монополий являются:
1.Развитие производительных сил
2.Эволюция рынка
3.Действие законов конкуренции
Для того, чтобы сгладить монополизацию рынка применяют механизм государственного регулирования рынка. Государственное регулирование экономики базируется на соблюдении таких принципов, как: гласность, законность, справедливость, рациональность и т.д.
Наиболее основными методами регулирования монополий в зарубежных странах являются:
1.регулирование нормы прибыли;
2.создание конкурентных условий для выхода на монопольный рынок;
3.регулирование верхнего предела тарифа
В целом же, государственное регулирование тарифов монополий должно:
1.обеспечивать баланс интересов потребителей (которые заинтересованы в доступных ценах и тарифах) и регулируемых предприятий;
2.осуществлять эффективное регулирование ценообразования, основанное на принципе управления рентабельностью;
3.управлять развитием экономики в регионах.
За последние годы в связи с нестабильной экономической ситуацией в мировом хозяйстве, данный показатель существенно снижается с отметки в 2000 млрд.дол в 2015 году до отметки в 1200 млрд.дол в 2016 году. Размер ВВП по ППС несмотря на неблагоприятный экономический климат увеличился за последние годы с отметки в 2400 млрд.дол до отметки в 2600 млрд.дол
Одним из важных элементов в регулировании монополии на рынке выступает антимонопольная политика. Антимонопольная политика представляет собой деятельность государства, направленную на поддержание конкуренции в условиях рынка и предотвращение монополизации рынка в тех или иных отраслях производства.
Основными направлениями антимонопольной политики можно назвать:
1.Ограничения монополизации рынка;
2.Запрещение слияния конкурирующих компаний;
3.Сокращение и поддержка конкуренции и т.д.
Основные задачи антимонопольной политики, к которым относят:
1.Обеспечение баланса интересов потребителей и предприятий
2.Управление развитием экономики в регионе
3.Стимулирование предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости и т.д.
Таким образом, подводя общий итог по всей работе можно сказать о том, что монополии являются неотъемлемой частью экономики любого государства, однако для наиболее эффективного экономического развития государства необходимо развивать конкуренцию и поддерживать развитие малого и среднего бизнеса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakonrf.net/o_estestvennykh_monopoliyakh (дата обращения: 12.03.2016 г.).
2.Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс». - Режим доступа. - : http:// www.consultant.ru
3.Атаева Э.М. Роль и место монополий в экономике России // В сборнике: Социально-экономические проблемы развития современного общества. Материалы VIII региональной научно-практической студенческой конференции.- 2017. - С. 14-17.
4.География мирового хозяйства : учеб. пособие / А.А. Паикидзе, А.М. Цветков, Т.С. Шмайдюк. — М. : ИНФРА-М - 2017. — 256 с.
5.Гильманова Д.Р., Вишневер В.Я. Государственная монополия в современной экономике // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2017 - . № 1 - С. 451-456.
6.Зубенко В.В. Пространство Евразийского экономического союза. Противостояние глобализации и глокализации (теория и практика) // Региональная экономика: теория и практика - 2016. – № 11.-С.4-18
7.История экономики: Учебник / Рос. эконом. акад. им. Г.В.Плеханова; Под общ. ред. проф. д.т.н. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкиной - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М - 2016 - 416 с.
8.Коломыцева О.А. Естественные монополии в экономике России // В сборнике: Вопросы экономики и экономического образования Сборник научных трудов. Под редакцией С.Е. Урванцевой. Москва - 2017. - С. 91-98.
9.Кошкуль Д.В. Особенности формирования региональных валютно-финансовых систем // Валютное регулирование. Валютный контроль - 2016. – № 7.-С.9-25
10.Малкова А.А., Мальцев Н.В. Роль естественных монополий в экономике РФ // В сборнике: Уральская горная школа - регионам сборник докладов Международной научно-практической конференции.- 2017. - С. 890-891.
11.Маркин С.В., Курбатова Ю.И. Экономика знаний как один из секторов функционирования экономической системы. / М-во образ. и науки РФ ; Волгоградский гос. технич. ун-т ; редкол.: Л.С. Шаховская, П.А. Мотосова.— Волгоград: ВолгГТУ. - 2016. - 229 с.
12.Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве: Учебное пособие / Шкваря Л. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М - 2016. - 315 с.
13.Мировая экономика: Учебное пособие / М.А.Гуреева - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М - 2016. - 368 с.
14.Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Могзоев А.М. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М - 2016. - 228 с
15.Платонова И.Н. Мировая долговая проблема и устойчивое развитие глобальной экономики // Экономика.Налоги.Право - 2016. – № 2.-С.51-59
16.Перская В. Пять сторон света. Саммит определит новые сферы взаимодействия экономик стран БРИКС / Перская В., Эскиндаров М. // Российская газета, 2015. – 3 июля.-№ 144.-Спец. выпуск "Дыхание Китая".-С.16-21
17.Савельев И.И. Необходимость изменения современной системы планирования: отраслевые и функциональные блоки, методологические подходы.; под ред. Е.Н. Харитоновой, П.С. Селезнева, К.А. Артамоновой. — М.: Финуниверситет - 2016 – 132 с.
18.Современный этап развития мировой экономики и формирование глобальных дисбалансов // Финансы ,деньги ,инвестиции. – 2016. – № 2.-С.3-28
19.Толкачев С.А., Маликова О.И. Реиндустриализация и импортозамещение: как от слов перейти к делу. В поисках утраченного роста. II Междунар. форум Финансового университета - 2015 (24-26 ноября, Москва): Сборник научных статей / Финуниверситет ; отв. ред. Д.Е. Сорокин; вступит. слово М.А. Эскиндарова. — М.: Финуниверситет - 2016 — 244 с.
20.Усманова Т.Х. Менеджмент устойчивого социально-экономического развития регионов в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2016. – Т.7.-№ 1.-С.123-13
21.Хайкин М.М., Кныш В.А. Естественные монополии в экономике РФ// Управленческое консультирование.- 2017. - № 5.- С. 44-55.
-
3 Атаева Э.М. Роль и место монополий в экономике России // В сборнике: Социально-экономические проблемы развития современного общества. Материалы VIII региональной научно-практической студенческой конференции.- 2017. - С. 14 ↑
-
4 География мирового хозяйства : учеб. пособие / А.А. Паикидзе, А.М. Цветков, Т.С. Шмайдюк. — М. : ИНФРА-М - 2017. — С.25 ↑
-
5 Гильманова Д.Р., Вишневер В.Я. Государственная монополия в современной экономике // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2017 - . № 1 - С. 451 ↑
-
6 Зубенко В.В. Пространство Евразийского экономического союза. Противостояние глобализации и глокализации (теория и практика) // Региональная экономика: теория и практика - 2016. – № 11.-С.14 ↑
-
7 История экономики: Учебник / Рос. эконом. акад. им. Г.В.Плеханова; Под общ. ред. проф. д.т.н. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкиной - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М - 2016 – С.41 ↑
-
8 Коломыцева О.А. Естественные монополии в экономике России // В сборнике: Вопросы экономики и экономического образования Сборник научных трудов. Под редакцией С.Е. Урванцевой. Москва - 2017. - С. 91 ↑
-
10 Малкова А.А., Мальцев Н.В. Роль естественных монополий в экономике РФ // В сборнике: Уральская горная школа - регионам сборник докладов Международной научно-практической конференции.- 2017. - С. 890 ↑
-
11 Маркин С.В., Курбатова Ю.И. Экономика знаний как один из секторов функционирования экономической системы. / М-во образ. и науки РФ ; Волгоградский гос. технич. ун-т ; редкол.: Л.С. Шаховская, П.А. Мотосова.— Волгоград: ВолгГТУ. - 2016. – С.22 ↑
-
12 Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве: Учебное пособие / Шкваря Л. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М - 2016. – С.31 ↑
-
13 Мировая экономика: Учебное пособие / М.А.Гуреева - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М - 2016. – С.36 ↑
-
14 Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Могзоев А.М. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М - 2016. – С.22 ↑
-
2 Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс». - Режим доступа. - : http:// www.consultant.ru ↑
-
15 Платонова И.Н. Мировая долговая проблема и устойчивое развитие глобальной экономики // Экономика.Налоги.Право - 2016. – № 2.-С.51 ↑
-
16 Перская В. Пять сторон света. Саммит определит новые сферы взаимодействия экономик стран БРИКС / Перская В., Эскиндаров М. // Российская газета, 2015. – 3 июля.-№ 144.-Спец. выпуск "Дыхание Китая" - С.16 ↑
-
17Савельев И.И. Необходимость изменения современной системы планирования: отраслевые и функциональные блоки, методологические подходы.; под ред. Е.Н. Харитоновой, П.С. Селезнева, К.А. Артамоновой. — М.: Финуниверситет - 2016 – С.13 ↑
-
18 Современный этап развития мировой экономики и формирование глобальных дисбалансов // Финансы ,деньги ,инвестиции. – 2016. – № 2.-С.23 ↑