Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса РФ, а также рядом статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Антимонопольное регулирование экономики РФ основывается на антимонопольном законодательстве, структура которого представлена на рисунке 3.1.

Рис 3.1. Структура антимонопольного законодательства РФ

Как можно заметить из данных рисунка 2.5., основными нормативно-правовыми документами антимонопольного регулирования являются:

1.Федеральный Закон №38 «О рекламе»;

2.Федеральный Закон №135 «О защите конкуренции» и т.д.

Антимонопольное регулирование экономики в РФ направлено на ряд объектов, среди которых:

1.Горизонтальные соглашения;

2.Недобросовестная конкуренция

3.Картельные соглашения;

4.Монополизация рынка;

5.Антиконкурентные слияния фирм и т.д.

Меры антимонопольной политики в России определяются спецификой монополистических отношений в экономике. Обычно используются такие правовые средства, как:

а) государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые занимают главные положения на товарном рынке. Если положение фирмы является доминирующим, то устанавливается особый государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности этого хозяйствующего субъекта;

б) принятие определенных мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, если таковые занимают доминирующее положение на товарном рынке.

в) государственный контроль как за реорганизацией, так и ликвидацией хозяйствующих субъектов.

В мировой экономике за последние годы сформировалось мнение о том, что для оценки эффективности государственной антимонопольной политики определяют изменения результатов ее деятельности за последние несколько лет. Голландский исследователь, Ханс Де Брюйн в своих научных трудах установил, что для оценки антимонопольной политики необходимо:

1.составление социально-значимых результатов, которые достигаются совместными действиями органами власти; [13]15

2.наличие между результатами действий временного лага;

3.наличие целей государственной антимонопольной политики.

При оценке эффективности государственной антимонопольной политики различают внешнюю ( социально-экономическую эффективность) и внутреннюю эффективность (эффективность управления).


Внешняя эффективность государственной антимонопольной политики то, насколько деятельность государственных органов успешна в достижении поставленных целей. Данная эффективность характеризуется конечным результатом, а внутренняя эффективность – продуктом или непосредственным результатом.

Для оценки эффективности антимонопольной политики применяются показатели:

1.Уровень определенности цели

2.Коэффициент охвата цели

3.Коэффициент охвата функций и т.д.

На основании вышеназванных коэффициентов, оценим эффективность антимонопольной политики РФ в условиях рынка. Данные представим в таблице 3.

Таблица 3.

Оценка эффективности антимонопольной политики РФ

Показатель

Значение

Рекомендуемое значение

Степень отклонения

Качественная оценка

Бальная оценка

1

0.8

1

0.2

удовлетворительно

6

2

1.1.

1

0.1

соответствует

8

3

1

0.25

удовлетворительно

6

4

0.7

1

0.3

удовлетворительно

5

5

1.1

1

0.1

соответствует

7

6

1.23

1

0.23

удовлетворительно

6

7

1

1

0

соответствует

8

8

0.4

0.33

.0.07

соответствует

8

9

1.28

1

0.28

удовлетворительно

7

На основе проведенного исследования было выяснено, антимонопольная политика в РФ достаточно эффективна. Итоговая бальная оценка является непосредственным доказательством высокой эффективности деятельности антимонопольной политики – чем она выше, тем сильнее значимость показателя[14]16


Антимонопольная политика призвана обеспечить стабилизацию рынка и развивать конкурентные отношения в условиях мирового хозяйства.

3.2. Методы антимонопольной политики РФ

Для того, чтобы функции и задачи государства в условиях рынка выполнялись, данные рыночных отношения необходимо регулировать. Регулирование рыночных отношений осуществляется с помощью определенных форм и методов.

Государственное регулирование экономики базируется на выполнении определенного комплекса задач, которые можно отразить на рисунке 3.2

Как можно заметить из данных рисунка 3.2., к задачам государственного регулирования экономики принято относить:

1.Поддержание стабильного уровня цен

2.Обеспечение экономической свободы

3.Максимально-справедливое распределение доходов и т.д.

Рис 3.2 Задачи государственного регулирования экономики

Помимо основных задач, совокупный механизм государственного регулирования экономики имеет и определенное целевое предназначение, к которому также можно отнести:

1.Обеспечение социальной защиты слабозащищенных слоев населения;

2.Минимизация негативных последствий рыночной экономики;

3.Создание эффективных условий развития и функционирования рыночной экономики и т.д.

Государственное регулирование экономики основано на соблюдении таких принципов, как:

1.Гласность;

2.Законность;

3.Справедливость;

4.Рациональность и т.д.

Наиболее основными методами регулирования монополий в зарубежных странах являются:

1.регулирование нормы прибыли;

2.создание конкурентных условий для выхода на монопольный рынок;

3.регулирование верхнего предела тарифа

В развитых странах конкуренция за право пользования монопольным положением, как правило, организуется на конкурсных началах. Победитель получает исключительное право производства в масштабах региона, локального рынка или даже всей страны. Регулирование деятельности естественных монополий в зарубежных странах осуществляется в соответствии с двумя основными, но различными между собой моделями. Так, одна из них базируется на регулировании нормы прибыли, другая же на регулировании тарифов.

Несмотря на различие в подходах, в обоих случаях регулирование осуществляется со стороны специальных агентств. Органы, регулирующие деятельность монополий, должны соблюдать баланс интересов потребителей, жаждущих низких цен за товары и тарифов за услуги, и экономической жизнеспособностью естественного монополиста.


Рис 3.3. Методы антимонопольного регулирования

Обществом регулирование монополий воспринимается, как правило, далеко не однозначно и является предметом острых дискуссий. В современных российских условиях, для целей повышения эффективности национальной экономики, требуется более эффективное государственное регулирование государственных монополий, а также кардинальный пересмотр его принципов. Кроме этого, необходимо провести большой объем работы, направленной на повышение инвестиционной привлекательности и эффективности общественного сектора экономики. [15]17

При осуществлении механизма антимонопольного регулирования, зачастую применяют определенную методику. Все методы механизма антимонопольного регулирования можно отобразить на рисунке 3.3.

Как можно заметить из данного рисунка, в основном к категории «прямые методы» относятся:

1.Административное установление уровня цен

2.Замораживание цен

3.Установление предельного уровня цен и т.д.

К категории косвенные методы можно отнести:

1.Регулирование системы налогообложения

2.Регламентирование состава затрат и т.д.

На сегодняшний день, государственная монопольная политика в РФ испытывает определенные трудности, которые более детально будут исследованы в следующем параграфе.

3.3. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

Государственная антимонопольная политика имеет определенный спектр направлений, которые представлены на рисунке 3.4.

Как можно заметить из данных рисунка 3.4., основными направлениями антимонопольной политики можно назвать:

1.Ограничения монополизации рынка

2.Запрещеение слияния конкурирующих компаний

3.Сокращение и поддержка конкуренции

4.Запрет на установление монопольных цен и т.д.

Рис 3.4. Направления антимонопольной политики

Необходимость повышения эффективности работы российских монополий обуславливается рядом причин:

1.необходимостью повышения эффективности экономической системы в целом;

2.значительным физическим и моральным износом основных фондов на фоне сокращения инвестиций;


3. непрерывным ростом тарифов на товары и услуги, производимыми естественными монополиями, что отрицательно сказывается на благосостоянии широких слоев населения и совокупном платежеспособном спросе.

На сегодняшний день, на конкурентоспособность предприятий РФ в условиях мирового хозяйства оказывают влияние ряд проблем, среди которых:

1.Увеличение государственного долга;

2. Экономические санкции Запада;

3.Социально-экономические проблемы;

4.Снижение объемов промышленного производства и т.д.

Основными проблемами монополизации рынка можно назвать:

1.Остутсвие должного контроля за деятельностью крупных компаний;

2.Широкий спектр ценовой дискриминации;

3.Поглощение крупными предприятиями более мелких и т.д.

Конкуренция в условиях различных отраслей экономики и национального хозяйства РФ способствует:

1. развитию малого и среднего бизнеса

2.созданию новых рабочих мест и т.д.

3.увеличивает бюджет государства за счет налоговых поступлений и т.д.

В условиях нестабильности рыночной экономики, в РФ начинают активно развиваться теневые структуры, некоторые более крупные предприятия начинают поглощать более мелкие, образуя монополию на рынке. [16]18

Страны Таможенного союза, ближайшие стратегические партнеры РФ, не поддержали ее в политико-экономическом противостоянии санкционного раунда с США и ЕС, разгоревшегося как реакция на события вокруг Украины. Президент Белоруссии А. Лукашенко заявил об отсутствии намерений поддержать действия РФ по введению эмбарго на импорт продовольствия из стран, применивших санкции против России. Другой участник Таможенного союза – Казахстан – тоже занял нейтральную позицию в данном вопросе. Президент Казахстана Н. Назарбаев отметил, что действия России по запрету на импорт пищевой и сельскохозяйственной продукции является односторонней мерой, не предполагающей участия других стран Таможенного союза и Единого экономического пространства. Белоруссия и Казахстан получили в данных условиях значительные конкурентные преимущества: поставщики продовольствия будут искать новые рынки и каналы сбыта, предлагать выгодные условия и т.п.

В конце мая 2014 г. Россия и Китай, после восьмилетних переговоров, заключили один из крупнейших контрактов на поставку газа, сроком на 30 лет, в соответствии с которым в Китай ежегодно будет поставляться 38 миллиардов кубометров российского топлива. Это практически столько же, сколько и в Германию, являющуюся главным европейским покупателем российского газа.