Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия. Основы судебной власти..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Судебная власть — это одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а вся система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе. С учетом этого судебную власть можно было бы определить, как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы.

Важнейшая задача государственной власти — охранять права и свободы человека— требует демократизации уголовного процесса и практического внедре­ния в жизнь права граждан на судебное обжалование дейст­вий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуще­ствления всех функций государства, она в то же время обре­тает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законода­тельной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу кон­тролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией сво­боды народа.

С 90 – х годов и особенно их второй половины в России начался процесс коренного обновления судебной системы, ее демократизации. Из орудия репрессий и придатка правящей бюрократии суд превращается в инструмент защиты прав человека – важнейший институт правового государства.

Целью курсовой работы является исследование судебной власти государства, ее организацию и полномочия.

В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить основы судебной власти;
  2. Рассмотреть порядок организации судебной власти России;
  3. Изучить полномочия судебной власти России.

Глава 1. Основы судебной власти.

Конституция РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Правосудие же достигается деятельностью судов.

Судебная власть в РФ согласно принципу разделения властей, является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия.


Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах (гл.7 ст.118 Конституции РФ).

Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам и обладают особым статусом судьи (гл.7 ст.120 Конституции РФ).

Судьи в РФ осуществляют деятельность в соответствии с принципами: 1) правосудие осуществляется только судом; 2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.

Конституция РФ устанавливает основные принципы судопроизводства в РФ: 1) гласность судопроизводства; 2) непосредственное рассмотрение дел судами; 3) состязательность и равноправие сторон.

Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т. е. в зале судебного заседания при рассмотрении дела могут присутствовать все желающие лица, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).

Конституционный принцип непосредственного рассмотрения судом дел означает недопустимость проведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение.

Принцип судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон означает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.

Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основании ходатайства подсудимого.

Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.

Федеральные суды: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.


Суды субъектов РФ: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.

Численность судей, за исключением судей Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, ежегодно устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Такой подход объясняется тем, что установить эту численность единожды как постоянную величину сложно: она меняется в связи с созданием новых участков мировых судей, последовательным учреждением арбитражных апелляционных судов, в перспективе – административных судов и т. д., а финансирование судов должно быть предусмотрено именно в федеральном бюджете.

Глава 2. Порядок организации судебной власти России.

Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к носителям судейской мантии. Общие конституционные предписания детализируются в Законе РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с изм. и доп.

Общие требования к кандидату на должность судьи (согласно гл.7 ст.ст.120-122 Конституции РФ):

• гражданство РФ;

• возрастной ценз – не моложе 25 лет;

• высшее юридическое образование;

• стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования: работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и т. п.);

• отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствование; перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержден Постановлением Совета судей РФ от 26.12.2002 № 78).

Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования. Такие дополнительные (повышенные) требования установлены, в частности, для судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей окружных арбитражных судов, флотских и окружных военных судов, судов общей юрисдикции регионального уровня и др.

Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ; судьи других федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ; судьи конституционных (уставных) судов назначаются на должность законодательными органами субъектов РФ; мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении полномочиями судей велика роль самого судейского сообщества. Прежде всего обязательное условие для назначения на должность судьи – успешная сдача квалификационного экзамена, проводимого квалификационными коллегиями судей.


В правовом государстве судебная власть независима, решения суда не подвержены влиянию любого властного органа. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции. Система федеральных органов судебной власти включает: Конституционный Суд, Вер­ховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные су­ды. Впервые в структуру судебной власти Конституция включи­ла органы прокуратуры Российской Федерации, которые осуществляют уголовное преследование и поддерживают государ­ственное обвинение в судебном разбирательстве.

Назначение судебной власти — защита прав и свобод граждан, конституционного строя России, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении законов. В своей работе судебная власть опирается на Конституцию, федеральные конституционные законы о судебной системе. В России нет и не может быть государственных и об­щественных органов, которые имели бы право рассматривать уголовные, гражданские и другие дела.

Правосудие представляет собой строго определенный законом порядок рассмотрения в суде исковых заявлений, уголовных, гражданских дел, а также материалов об административных правонарушениях. Правосудие как вид государственной деятельности осуществляется с соблюдением особого порядка, закрепленного Конституцией и процессуальным законодательством — это является характерной чертой правосудия. Суд проводит судебное разбирательство на основе закона, а не создает новые нормы права. Он применяет к индивидуальному случаю уже существующий закон. Суд решает конкретные дела, в процессе рассмотрения которых выносит решение о восстановлении нарушенных прав, возмещении вред, наказании виновных лиц и др. Судебная власть в нашей стране едина, неделима и осуществляется в форме конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. В понятие судопроизводства входит не только рассмотрение конкретного дела по существу, но и досудебное разбирательство, а также все вопросы, связанные с исполнением приговоров и решений по уголовным и гражданским делам.

В своей работе суды различной компетенции руководствуются определенным процессуальным законодательством:

• Конституционный Суд применяет нормы, закрепленные в

Законе о Конституционном Суде;

• суды общей юрисдикции при рассмотрении дел применяют нормы гражданско — процессуального и уголовно — процессуального кодексов, а также кодекса об административных правонарушениях;


• арбитражные суды в своей деятельности руководствуются

арбитражно — процессуальным законодательством.

Конституционный Суд Российской Федерации — один из высших федеральных судов. Конституционный Суд решает вопросы:

• о соответствии Конституции федеральных законов, указов

Президента, нормативных актов Совета Федерации, Государст­венной Думы, Правительства России, актов субъектов Федера­ции. При этом Конституционный Суд решает только правовые вопросы. Не все субъекты имеют право обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности нор­мативных актов органов власти. Этим правом обладают только: Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума,

группа депутатов (1/5 всех членов Совета Федерации или Госу­дарственной Думы), Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации;

• Конституционный Суд разрешает споры о компетенции.

Такие споры возникают тогда, когда один орган берет полномочия другого органа, т.е. присваивает чужие полномочия. Это

споры, прежде всего, между федеральными органами власти —

Президентом, Федеральным Собранием, Правительством Рос­сии, федеральными судами, а также споры между высшими государственными органами субъектов Федерации. Обращение в Конституционный Суд о разрешении спора о компетенции называется ходатайством. Конституционный Суд также рассмат­ривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод, проверяет конституционность закона, который применялся в конкретном деле;

• толкование, разъяснение отдельных положений Конституции необходимо в связи с тем, что не все конституционные нормы полно и доступно раскрывают смысл, органы и гражда­не одинаково понимают и применяют конституционные нор­мы. Конституционный Суд является единственным государственным органом, который дает толкованием разъяснение по­ложений Конституции. Оно обязательно для всех государствен­ных органов и граждан: Если Конституционный Суд признал

нормативные акты неконституционными, они лишаются юридической силы. Не соответствующие Конституции, еще не вступившие в силу для Российской Федерации международные до­говоры не вводятся в действие и не могут применяться;

• еще одно полномочие Конституционного Суда связано с

его участием в процедуре отрешения Президента от должности.

Конституционный Суд дает заключение только о соблюдении