Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия. Основы судебной власти..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
Введение
Судебная власть — это одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а вся система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе. С учетом этого судебную власть можно было бы определить, как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы.
Важнейшая задача государственной власти — охранять права и свободы человека— требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.
С 90 – х годов и особенно их второй половины в России начался процесс коренного обновления судебной системы, ее демократизации. Из орудия репрессий и придатка правящей бюрократии суд превращается в инструмент защиты прав человека – важнейший институт правового государства.
Целью курсовой работы является исследование судебной власти государства, ее организацию и полномочия.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- Изучить основы судебной власти;
- Рассмотреть порядок организации судебной власти России;
- Изучить полномочия судебной власти России.
Глава 1. Основы судебной власти.
Конституция РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Правосудие же достигается деятельностью судов.
Судебная власть в РФ согласно принципу разделения властей, является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия.
Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах (гл.7 ст.118 Конституции РФ).
Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам и обладают особым статусом судьи (гл.7 ст.120 Конституции РФ).
Судьи в РФ осуществляют деятельность в соответствии с принципами: 1) правосудие осуществляется только судом; 2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.
Конституция РФ устанавливает основные принципы судопроизводства в РФ: 1) гласность судопроизводства; 2) непосредственное рассмотрение дел судами; 3) состязательность и равноправие сторон.
Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т. е. в зале судебного заседания при рассмотрении дела могут присутствовать все желающие лица, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).
Конституционный принцип непосредственного рассмотрения судом дел означает недопустимость проведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение.
Принцип судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон означает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.
Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основании ходатайства подсудимого.
Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.
Федеральные суды: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Суды субъектов РФ: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.
Численность судей, за исключением судей Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, ежегодно устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Такой подход объясняется тем, что установить эту численность единожды как постоянную величину сложно: она меняется в связи с созданием новых участков мировых судей, последовательным учреждением арбитражных апелляционных судов, в перспективе – административных судов и т. д., а финансирование судов должно быть предусмотрено именно в федеральном бюджете.
Глава 2. Порядок организации судебной власти России.
Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к носителям судейской мантии. Общие конституционные предписания детализируются в Законе РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с изм. и доп.
Общие требования к кандидату на должность судьи (согласно гл.7 ст.ст.120-122 Конституции РФ):
• гражданство РФ;
• возрастной ценз – не моложе 25 лет;
• высшее юридическое образование;
• стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования: работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и т. п.);
• отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствование; перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержден Постановлением Совета судей РФ от 26.12.2002 № 78).
Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования. Такие дополнительные (повышенные) требования установлены, в частности, для судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей окружных арбитражных судов, флотских и окружных военных судов, судов общей юрисдикции регионального уровня и др.
Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ; судьи других федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ; судьи конституционных (уставных) судов назначаются на должность законодательными органами субъектов РФ; мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении полномочиями судей велика роль самого судейского сообщества. Прежде всего обязательное условие для назначения на должность судьи – успешная сдача квалификационного экзамена, проводимого квалификационными коллегиями судей.
В правовом государстве судебная власть независима, решения суда не подвержены влиянию любого властного органа. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции. Система федеральных органов судебной власти включает: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды. Впервые в структуру судебной власти Конституция включила органы прокуратуры Российской Федерации, которые осуществляют уголовное преследование и поддерживают государственное обвинение в судебном разбирательстве.
Назначение судебной власти — защита прав и свобод граждан, конституционного строя России, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении законов. В своей работе судебная власть опирается на Конституцию, федеральные конституционные законы о судебной системе. В России нет и не может быть государственных и общественных органов, которые имели бы право рассматривать уголовные, гражданские и другие дела.
Правосудие представляет собой строго определенный законом порядок рассмотрения в суде исковых заявлений, уголовных, гражданских дел, а также материалов об административных правонарушениях. Правосудие как вид государственной деятельности осуществляется с соблюдением особого порядка, закрепленного Конституцией и процессуальным законодательством — это является характерной чертой правосудия. Суд проводит судебное разбирательство на основе закона, а не создает новые нормы права. Он применяет к индивидуальному случаю уже существующий закон. Суд решает конкретные дела, в процессе рассмотрения которых выносит решение о восстановлении нарушенных прав, возмещении вред, наказании виновных лиц и др. Судебная власть в нашей стране едина, неделима и осуществляется в форме конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. В понятие судопроизводства входит не только рассмотрение конкретного дела по существу, но и досудебное разбирательство, а также все вопросы, связанные с исполнением приговоров и решений по уголовным и гражданским делам.
В своей работе суды различной компетенции руководствуются определенным процессуальным законодательством:
• Конституционный Суд применяет нормы, закрепленные в
Законе о Конституционном Суде;
• суды общей юрисдикции при рассмотрении дел применяют нормы гражданско — процессуального и уголовно — процессуального кодексов, а также кодекса об административных правонарушениях;
• арбитражные суды в своей деятельности руководствуются
арбитражно — процессуальным законодательством.
Конституционный Суд Российской Федерации — один из высших федеральных судов. Конституционный Суд решает вопросы:
• о соответствии Конституции федеральных законов, указов
Президента, нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, актов субъектов Федерации. При этом Конституционный Суд решает только правовые вопросы. Не все субъекты имеют право обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов власти. Этим правом обладают только: Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума,
группа депутатов (1/5 всех членов Совета Федерации или Государственной Думы), Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации;
• Конституционный Суд разрешает споры о компетенции.
Такие споры возникают тогда, когда один орган берет полномочия другого органа, т.е. присваивает чужие полномочия. Это
споры, прежде всего, между федеральными органами власти —
Президентом, Федеральным Собранием, Правительством России, федеральными судами, а также споры между высшими государственными органами субъектов Федерации. Обращение в Конституционный Суд о разрешении спора о компетенции называется ходатайством. Конституционный Суд также рассматривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод, проверяет конституционность закона, который применялся в конкретном деле;
• толкование, разъяснение отдельных положений Конституции необходимо в связи с тем, что не все конституционные нормы полно и доступно раскрывают смысл, органы и граждане одинаково понимают и применяют конституционные нормы. Конституционный Суд является единственным государственным органом, который дает толкованием разъяснение положений Конституции. Оно обязательно для всех государственных органов и граждан: Если Конституционный Суд признал
нормативные акты неконституционными, они лишаются юридической силы. Не соответствующие Конституции, еще не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры не вводятся в действие и не могут применяться;
• еще одно полномочие Конституционного Суда связано с
его участием в процедуре отрешения Президента от должности.
Конституционный Суд дает заключение только о соблюдении