Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия. Основы судебной власти..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Если Конституционный Суд принял решение о том, что поря­док не соблюден, рассмотрение обвинения прекращается.

Верховный Суд возглавляет систему судебных органов, которые осуществляют надзор за деятельностью судов общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации является высшей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам — верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, то есть Верхов­ный Суд пересматривает дела, рассмотренные высшими судами субъектов Федерации и выносит по ним окончательные постановления. Верховный Суд также изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения по вопросам применения законодательства. Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

1. Пленума Верховного Суда.

2. Судебной коллегии по гражданским делам.

3. Судебной коллегии по уголовным делам.

4. Военной коллегии.

5. Президиума Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда — коллегиальный орган, который дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, административных и иных дел. Разъяснения даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда, которые публикуются в Бюллетене Верховного Суда. Свои разъяснения Верховный Суд основывает на обобщении решений судов, их целью является обеспечение единообразия в судебной практике.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия рассматривают:

  1. в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела, которые законом отнесены к их ведению (т.е. любые

дела особой сложности и особого общественного назначения).

Эти дела Верховный Суд принимает к своему производству по

собственной инициативе или по инициативе прокуратуры. Верховный Суд может изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству;

2) в качестве суда второй (кассационной) инстанции — дела

по жалобам и протестам на решения и приговоры, вынесенные

нижестоящими судами и не вступившими в законную силу;

3) в порядке надзора — дела по протестам на уже вступившие в законную силу решения, приговоры, вынесенные всеми судами. Акты Верховного Суда, который является высшим судебным органом, окончательны и обжалованию не подлежат.


Президиум Верховного Суда в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, материалы изучения и обобщения судебной практики; дела по протестам на решения, приговоры судебных коллегий Верховного Суда, т.е. осуществляет судебный надзор за деятельностью Верховного Суда, когда тот сам осуществляет правосудие.

Высший Арбитражный Суд наряду с Конституционным Судом и верховным

Судом входит в судебную систему России. При этом он возглавляет систему

арбитражных судов, которая включает все арбитражные суды субъектов Федерации. К ведению Высшего Арбитражного суда отнесено разрешение эконо­мических споров (то есть споров, втекающих из экономических правоотношений). Участниками гражданских споров, как правило, выступают юридические лица и граждане — предпринима­тели. К таким спорам относятся разногласия, возникающие в связи с признанием права собственности на имущество, которое находится в государственной собственности Российской Федерации (федеральной собственности); в связи с истребованием федеральной собственности из чужого незаконного владе­ния, а также споры в сфере управления, возникающие с участием государственных и иных органов Российской Федерации, например, дела о признании недействительными актов государственных и иных органов Российской Федерации, Дела о банкротстве и другие. Таким образом, арбитражные суды рассматривают две категории споров: экономические (имущественные) и споры в сфере управления. Процедура судебного разбирательства арбитражных судов во многом совпадает с гражданским процессом в судах общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом, отсюда вытекают его полномочия:

• дача разъяснений по вопросам судебной практики, которые принимает Пленум Высшего Арбитражного Суда и кото­рые являются обязательными для всех арбитражных судов в Российской Федерации;

• судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, суть которого состоит в проверке законности и обоснованности, вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов. Высшему Арбитражному Суду принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Военные суды входят в федеральную систему и создаются в гарнизонах, армиях, других воинских соединениях.

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им


административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия. Районный суд рассматривает:

1. все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Мировые суды относятся к низшему звену в системе судов общей

юрисдикции, они рассматривают самые простые гражданские дела. Мировые судьи осуществляют деятельность на судебных участках, которые образованы по всей территории Российской Федерации. Каждая улица, каждый дом относится к какому-то судебному участку. В случае временного отсутствия одного мирового судьи его заменяет другой мировой судья, как правило, с соседнего участка. Подсудность гражданских дел мировым судьям закреплена в статье 23 Гражданского процессуального кодекса РФ. Мировой судья рассматривает следующие категории споров:


1.Дела о выдаче судебного приказа. Все дела о выдаче судебного приказа рассматривают только мировые судьи.

2.Дела о расторжении брака. Брак можно расторгнуть в органах ЗАГС при обоюдном желании супругов и отсутствии у них детей до 18 лет. Если согласие одного из супругов отсутствует или есть дети, необходимо обращаться в суд.

3.Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества. Такие дела рассматриваются мировыми судьями, если супруги не смогли заключить соглашение о разделе имущества добровольно, а стоимость всего подлежащего разделу имущества не превышает 50 тысяч рублей.

4.Другие дела из семейно-правовых отношений. Мировым судьям подсудны и другие дела по спорам между супругами. Исключением из этого правила являются дела об оспаривании или установлении отцовства, о лишении или ограничении родительских прав, об усыновлении детей, которые рассматриваются по первой инстанции районными судами.

5.Дела по имущественным спорам, при цене иска не превышающей 50 тысяч рублей. Общим критерием разграничения гражданских дел между мировыми судьями и районными судами является цена иска. Законодательно граница разграничения установлена в 50 тысяч рублей.

6.Дела об определении порядка пользования имуществом. Мировой судья рассматривает по первой инстанции все дела, касающиеся споров по пользованию движимым и недвижимым имуществом.

Глава 3. Полномочия судебной власти России.

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:

  • по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;
  • по обязательному толкованию норм права
  • нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);
  • контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.

Полномочия судебных органов власти включают:

основные (исключительные):

  • осуществление правосудия;
  • конституционный контроль;

вспомогательные:

  • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
  • обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
  • дача разъяснений по вопросам судебной практики;
  • участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.
  • Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате деятельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей населения.

Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу судебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной сис­теме Российской Федерации». Этими правовыми актами определяются предназначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимосвязей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.

Закон о судебной системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов. Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отношению к мировым судьям.

Заключение.

Многостороннее исследование организации судебной власти в России позволяет сделать вывод, что молодая судебная власть, рожденная 12 декабря 1993 г. в результате проведенного референдума по принятию Конституции Российской Федерации, состоялась как власть и продолжает развиваться.

Принято около 300 законов, регламентирующих деятельность самой судебной власти и позволяющих успешно разрешать воп­росы, входящие в ее компетенцию.

Открытый доступ к статистическим данным о работе органов судебной власти и складывающейся практике применения законов, ежегодно публикуемым в официальных юридических изданиях, способствует прозрачности и понятности деятельности судов для населения.

В заключение хотелось бы подчеркнуть тот момент, что тема данной работы очень актуальна в наше время, так как несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то, принятие новой Конституции Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс, новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в целях повышения «качества» работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу, основой которой и послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала основополагающие принципы работы судебной власти, но не может регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого необходимы еще новые Кодексы и огромное количество нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в наше время.