Файл: "Центральный банк Российской Федерации".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.Департамент операций на финансовых рынках

11.Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках

12.Департамент финансового мониторинга и валютного контроля

13.Департамент платежного баланса

14.Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

15.Юридический департамент

16.Департамент полевых учреждений

17.Департамент информационных систем

18.Департамент персонала

19.Департамент по работе с территориальными учреждениями Банка России

20.Финансовый департамент

21.Департамент внутреннего аудита и ревизий

22.Департамент международных финансово-экономических отношений

23.Департамент внешних и общественных связей

24.Административный департамент

25.Главное управление недвижимости Банка России

26.Главное управление экспертизы

27.Главное управление безопасности и защиты информации.

В процессе своей деятельности департаменты центрального аппарата Банка России тесно взаимодействуют между собой. Так департамент пруденциального надзора[3] является заказчиком ряда инспекционных проверок. Он же является и потребителем «продукции», которую производят работники департамента инспектирования. В свою очередь, на основании актов проведенных инспекционных проверок задача департамента пруденциального надзора заключается в том, чтобы сделать выводы о качестве представляемой коммерческими; банками отчетности. Департамент лицензирования кредитных организаций и аудиторских фирм совместно с подразделениями безопасности, эмиссионно-кассовой работы проводит отбор наиболее достойных претендентов на занятие высоких должностей в коммерческих банках. Сводно-экономический департамент и департамент пруденциального надзора взаимодействуют с департаментами инспектирования, департаментом валютного регулирования и департаментом валютного контроля при планировании мероприятий по предотвращению сбоев в деятельности коммерческих банков. Департамент по организации банковского санирования совместно с департаментом инспектирования осуществляет мероприятия по выводу коммерческого банка из состояния «старения».

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБР. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБР. Территориальные учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.


Деятельность и цели Центрального Банка Российской Федерации

Деятельность Центрального Банка Российской Федерации

Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ — юридическое лицо, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБ РФ, обязательны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение.

ЦБ РФ подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

В то же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель банка или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, ЦБ РФ консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган — Совет директоров. В этот коллегиальный орган входят Председатель ЦБ РФ и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров:

    1. разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления единой государственной денежно-кредитной политики,
    2. устанавливает экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций,
    3. принимает решения об изменении процентных ставок Банка России,
    4. определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных денег из обращения.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет три основные цели его деятельности (ст. 3) :

1) защита и обеспечение устойчивости рубля;

2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Достижение этих целей осуществляется путем выполнения Банком России своих функций, сформулированных в ст. 4 Закона, о которых было сказано в прошлой главе.

Макроэкономическая ситуация в РФ на 2016 год

Ксения Юдаева, занимающая пост первого зампреда Центробанка, заявила, что ситуация в экономике России оказалась в целом лучше, чем ожидалось первоначально. По словам Юдаевой, российская экономика справилась со второй волной падения стоимости нефти и приспособилась к новым условиям. Зампред заметила, что сейчас следует говорить не о кризисе, а о новой экономической реальности, в которой приходится жить России. Юдаева отметила, что такая новая реальность предоставила российской экономике новые возможности.

Замглавы Центробанка отметила, что уже в минувшем году отдельные секторы российской экономики и некоторые компании показали существенный рост прибыли и объёмов выпускаемой продукции. Некоторым компаниям уже удалось найти новые возможности и воспользоваться ими, подчеркнула Юдаева. Банковский сектор России способен справиться с любыми внешними шоками, уверена зампред.

По оперативным данным, по итогам восьми месяцев сальдированный финансовый результат[4] по основным видам экономической деятельности вырос на 17,1 % г/г. Наибольшую положительную динамику в годовом исчислении демонстрируют производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, строительство, обрабатывающие производства.

Снижение убытков за восемь месяцев 2016 года в целом по экономике составило 31,8 % г/г. При этом доля убыточных предприятий в их общем количестве снизилась до 29 % по сравнению с 37,6 % в январе текущего года.

Реальная заработная плата работников в сентябре, по оценке, выросла на 2,8 % г/г. В целом за девять месяцев рост реальной заработной платы составил 0,4 % г/г.

После максимального с 2009 года снижения, зафиксированного в августе текущего года, сокращение реальных располагаемых доходов в сентябре существенно замедлилось до -2,8 % г/г. Однако из-за негативной динамики июля-августа снижение реальных располагаемых доходов в III квартале превысило сокращение предыдущих кварталов и составило 6,1 % г/г. В целом за девять месяцев текущего года реальные располагаемые доходы сократились на 5,3 % г/г.


Норма сбережений с исключением сезонного фактора в сентябре 2016г. повысилась до 12,9 % располагаемых доходов с 12,1 %, зафиксированных месяцем ранее. Несмотря на увеличение, значение показателя не превышает среднего значения, сложившегося в текущем году.

В сентябре на потребительском рынке возобновился рост цен, однако сохранился на низком уровне - после нулевого прироста потребительских цен в августе в сентябре инфляция составила 0,2 % (в сентябре 2015 г. – 0,6 %).

Положительное сальдо торгового баланса в январе-сентябре 2016 г., по оценке, составило 63,1 млрд. долл. США, относительно января-сентября 2015 г. снизилось на 46,6 процента. В сентябре укрепление номинального эффективного курса рубля составило 0,7 %, а в целом за январь-сентябрь 2016 г. (из расчета сентябрь 2016 г. к декабрю 2015 г.) – 6,9 процента. Реальный эффективный курс за сентябрь укрепился на 0,9 %, в целом за первые девять месяцев текущего года его укрепление оценивается Банком России в 9,6 процента.

За сентябрь текущего года объем валовых международных резервов возрос на 2,545 млрд. долл. США против 1,286 млрд. долл. США месяцем ранее (в сентябре 2015 г. - на 4,924 млрд. долл. США). При этом положительная валютная переоценка резервов, номинированных в евро, фунтах стерлингов, йенах, канадских и австралийских долларах составила за сентябрь около 0,13 млрд. долл. США из-за укрепления курса единой европейской валюты, а также японской йены и австралийского доллара по отношению к доллару США, положительное изменение стоимости монетарного золота –чуть более 0,8 млрд. долл. США, прочие изменения составили положительную величину в 1,6 млрд. долл. США. В целом за январь-сентябрь прирост резервов составил 29,344 млрд. долл. США (в январе-сентябре годом ранее – сокращение на 14,193 млрд. долл.США). По состоянию на 1 октября 2016 г. объем международных резервов составил 397,743 млрд. долл. США.

Дефицит федерального бюджета на кассовой основе в январе-сентябре текущего года составил, по предварительным данным Минфина России, 1575,53 млрд.

Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, за сентябрь увеличился на 5,5 %, а в целом за январь-сентябрь – на 4,5 % и составил по состоянию на 1 октября текущего года 11541,2 млрд. рублей.

Совокупный объем кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам за сентябрь уменьшился на 0,9 % до 41765 млрд. рублей. При этом объем кредитов нефинансовым организациям сократился на 1,3 % и составил 31039,1 млрд. руб.; объем кредитов физическим лицам увеличился на 0,3 % до 10725,9 млрд. рублей. В целом за январь-сентябрь совокупный объем кредитов нефинансовым организациям и населению сократился на 5 %, кредиты нефинансовым организациям - на 6,8 %, кредиты физическим лицам – увеличились на 0,4 %.


Совокупный объем государственного долга составил по состоянию на

1 октября 10634,67 млрд. руб. и сократился за сентябрь на 11,86 млрд. руб., или на 0,1%, а в целом за январь-сентябрь текущего года – на 317,24 млрд. руб., или на 2,9%. В структуре государственного долга на 1 октября внешний долг составил 30,6%, внутренний долг – 69,4%.

За январь-август текущего года широкая денежная масса сократилась на 2,8%. Уменьшение широкой денежной массы сопровождалось сокращением чистых иностранных активов банковской системы (на 2,2 трлн. руб.), тогда как объем кредитов экономике и чистые требования банковской системы к органам государственного управления показали одинаковый рост. Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, уменьшился за январь-август 2016 г. на 0,9%, или на 0,1 трлн. руб.

Регулирование, реализация и инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ на 2016 год

Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан. Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции[5], и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть достижение стабильно низкой инфляции. С учетом структурных особенностей российской экономики установлена цель по снижению инфляции до 4% в 2017 году и сохранению ее вблизи данного уровня в среднесрочной перспективе.

Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным ее параметром является ключевая ставка Банка России. Ввиду распределенного во времени характера действия денежно-кредитной политики на экономику Банк России при принятии решений исходит из прогноза развития экономики и оценки рисков для достижения цели по инфляции на среднесрочном временном горизонте, а также учитывает возможные риски для устойчивости экономического роста и для финансовой стабильности.

Банк России проводит активную информационную политику, разъясняя причины и ожидаемые результаты своих решений в области денежно-кредитной политики, понимание которых широкой общественностью имеет большое значение для повышения действенности мер Банка России.

При выборе траектории ключевой ставки Банк России исходит из цели снижения инфляции до 4% к концу 2017 г., учитывая при этом состояние экономики и условия сохранения финансовой стабильности. В конце 2015 – начале 2016 г. в период очередного внешнего шока Банк России сохранял ключевую ставку неизменной.