Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Место и значение Центрального Банка РФ в экономике страны
Понятие Центробанка и его функции в экономике РФ
Структура Центрального Банка Российской Федерации
Деятельность и цели Центрального Банка Российской Федерации
Деятельность Центрального Банка Российской Федерации
В апреле-сентябре 2016 г., хотя инфляция постепенно замедлялась, что соответствовало прогнозу Банка России, не было определенности относительно устойчивости данной тенденции. Это было обусловлено тем, что значительный вклад в снижение инфляции внесли временные факторы (решения Правительства Российской Федерации о меньшей, чем годом ранее, индексации пенсий и тарифов инфраструктурных компаний, а также снижение мировых цен на продовольствие). Также сохранялись инфляционные риски, связанные с возможным ухудшением конъюнктуры нефтяного рынка, инерцией инфляционных ожиданий, неоднозначностью наблюдаемых изменений в динамике номинальной заработной платы, неопределенностью параметров дальнейшей индексации зарплат и пенсий, а также отсутствием среднесрочной стратегии бюджетной консолидации.
В этих условиях Банк России дважды снижал ключевую ставку (в июне и сентябре) каждый раз – на 50 базисных пунктов (с 11% до 10% годовых) при сохранении умеренно жесткой денежно-кредитной политики.
В связи с неоднократным повышением нормативов обязательных резервов кредитные организации должны были увеличить объем средств, поддерживаемых на корреспондентских счетах. Кроме того, с апреля Банк России стал предлагать кредитным организациям приобрести находящиеся в его портфеле облигации федерального займа. С апреля по сентябрь объем продаж составил 136,7 млрд. руб. по номинальной стоимости. Данные меры повлияли на снижение объема образующихся избыточных резервов в банковском секторе.
В 2016 году среди инструментов по предоставлению ликвидности
по фиксированным ставкам на срок 1 день продолжают преобладать сделки репо. Наиболее востребованы кредитными организациями эти операции были в январе (в среднем в день заключалось сделок примерно на 300 млрд. руб.), наименее востребованы – в апреле-мае (в среднем в день объем сделок составлял 100 млрд. руб.).
В сентябре объем сделок репо, заключенных в среднем в день, составил около 170 млрд. рублей. При этом значительный спрос банки предъявляли ближе к отчетным датам, связанным с выполнением нормативов обязательных резервов. С февраля по сентябрь в один из последних дней месяца такие сделки заключались в объеме, который в 2-3 раза превышал средний дневной объем за соответствующий месяц.
В I-III кварталах 2016 г. кредитные организации предъявляли спрос на кредиты Банка России на срок 1 день. Объемы предоставленных ломбардных кредитов или кредитов овернайт не превышали нескольких миллиардов рублей. Однако объемы 34 предоставленных кредитов Банка России, обеспеченных нерыночными активами, в отдельные дни превышали 300 млрд. рублей.
В 2016 г. кредитные организации также использовали депозитные операции Банка России постоянного действия. При этом средние за месяц остатки средств, размещенных кредитными организациями на соответствующие депозитные счета, менялись незначительно, в диапазоне от 310 млрд. руб. до 385 млрд. руб., а в сентябре снизились до 275 млрд. рублей.
В текущем году Банк России трижды увеличивал нормативы обязательных резервов. Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на отдельных счетах обязательных резервов в Банке России, по состоянию на 01.10.2016 составила 481,9 млрд. руб. (на 01.01.2016 – 369,8 млрд. руб.), в том числе обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации составляли 278,1 млрд. руб. (223,7 млрд. руб.), по обязательствам в иностранной валюте – 203,8 млрд. руб. (146,1 млрд. рублей). Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями в Банке России на счете при невыполнении обязанности по усреднению обязательных резервов, по состоянию на 01.10.2016 составила 1,9 млрд. рублей.
Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ
Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.
Для проведения монетарной политики резервная система Российской Федерации располагает четырьмя основными инструментами:
- изменение уровня резервных требований;
- изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента;
- покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках);
- определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль).
Кроме того, для создания оптимальных условий развития денежного рынка в России необходимо:
- совершенствование законодательной базы в сфере денежно – кредитной политики;
- уменьшение долларизации российского денежного обращения;
- усиление стимулов инвестиционной активности;
- совершенствование налоговой системы;
- снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;
- внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;
- развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;
- усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.
Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.
В рамках политики обеспечения оптимальной монетизации - объем денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 28,7% в настоящее время. Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.
В рамках курсовой политики ЦБ РФ не следует переоценивать роль реального обменного курса национальной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того, поддержание курса национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье и товары низких переделов.
Основа действующей системы инструментов денежно-кредитной политики - коридор процентных ставок Банка России в рассматриваемый период сохранится (10,0 %), при этом Банк России рассмотрит возможность его сужения в целях повышения действенности процентной политики.
В области развития банковского сектора приоритетом Банка России на период 2014 - 2016 годов является приведение системы банковского регулировании и банковского надзора в соответствие с международными стандартами, установленными в том числе документами Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН).
В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящем трехлетнем периоде ожидается, что федеральный бюджет будет сформирован с некоторым дефицитом. Планируется, что в среднесрочной перспективе его финансирование будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2013 - 2015 годах. Основными задачами курсовой политики станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 году. После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнями валютного курса. В то же время даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного рынка. Повышение гибкости курсообразования приведет к увеличению значимости для формирования ситуации на внутреннем валютном рынке рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала. Капитальные потоки могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков и с трудом поддаются прогнозированию. Следствием этого, а также результатом отказа от использования курсовых операционных ориентиров станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и финансовом секторе.
Основа действующей системы инструментов денежно-кредитной политики - коридор процентных ставок Банка России в рассматриваемый период сохранится, при этом Банк России рассмотрит возможность его сужения в целях повышения действенности процентной политики.
В области развития банковского сектора приоритетом Банка России на период 2013 - 2015 годов является приведение системы банковского регулировании и банковского надзора в соответствие с международными стандартами, установленными в том числе документами Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН).
Существенную роль в достижении указанной цели играет приведение законодательных условий банковского регулирования и банковского надзора в соответствие с международными подходами.
В целях повышения уровня защищенности банковской системы, кредиторов кредитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и снижения риска злоупотреблений со стороны руководства и собственников кредитных организаций будет продолжена работа по вопросам:
-
- совершенствования системы допуска к управлению кредитными организациями в соответствии с международными подходами. Банк России продолжит работу над проектом федерального закона, направленного на усиление противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию,
- совершенствование механизмов оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций и контроля за приобретением инвесторами акций кредитных организаций - установления уголовной ответственности для руководителя, а также лица, ответственного за составление и представление бухгалтерской и иной отчетности, за внесение в бухгалтерские и иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, существенных изменений, искажающих их действительное содержание, ложных ведений, а равно за представление неполных либо заведомо ложных сведений с целью сокрытия информации о фактическом финансовом положении кредитной организации.
В рамках выполнения задачи по повышению эффективности функционирования российского финансового рынка Банк России будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:
- участие в мероприятиях по созданию в Москве международного финансового центра;
- реализация международных подходов по регулированию инфраструктуры финансового рынка;
- реализация плана мероприятий по включению российского рубля в число расчетных валют системы Continuous Linked Settlement (CLS);
- участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей условия выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов.
В целях повышения доступности платежных услуг, эффективности и конкурентоспособности национальной платежной системы (НПС) совместно с органами государственной власти РФ будут проводиться мероприятия по совершенствованию законодательства о НПС, направленные на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции на национальном рынке платежных услуг, разработки и внедрения национальных стандартов финансовых операций на основе отраслевых международных стандартов, интеграции национальной платежной инфраструктуры с платежными инфраструктурами стран, имеющих тесные экономические и интеграционные связи с Российской Федерацией.