Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (тЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ предприятием).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одной из актуальных проблем деятельности современного предприятия является организация эффективного управления, которое как правило, сопряжено с решениями построения адекватной организационной структуры, совершенствованием методов управления и с формированием высокопроизводительной информационной системы, которая способна обеспечить принятие эффективных управленческих решений.

Проблемы эффективности менеджмента предприятий вызваны тем, что обычно осуществляемые в изменяющихся условиях оперативные меры позволяют на короткое время удерживать состояние предприятия стабильным, но не меняют ситуации кардинально.

Целью курсовой работы является изучение особенностей управления предприятием в современных.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты управления предприятием в современных условиях
  • проанализировать особенности управления предприятием ООО «Марс»
  • изучить основные направления совершенствования управлением ООО «Марс» на основе внедрения новых информационных систем управления

Объектом исследования работы является ООО «Марс»

Предметом исследования являются факторы и механизмы, характеризующие процесс управления в современных условиях.

Методологической и теоретической основой исследования послужила теоретическая база, включающая труды классиков экономической науки, исследования современных отечественных и зарубежных ученых.

В процессе исследования применялись следующие методы: сравнительный и статистический методы анализа; метод классификации, ранжирования, экспертных оценок количественных и качественных показателей рассматриваемых явлений.

Информационную базу работы составляют законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы и статистические материалы Банка России, данные Федеральной государственной службы статистики, материалы научно-практических конференций и семинаров, публикаций в сети Интернет, а также отчетность ООО «Марс».

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.

1. тЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ предприятием


1.1. Концептуальные аспекты управления предприятием в современных условиях

Тенденция развития теории управления оказывает непосредственное влияние как на формирование системы управления предприятия в целом, так и на управление персоналом. [16,с.73]

Система управления предприятием рассмотрена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Система управления предприятием [21,с.15]

Обычно для упрощения управления предприятием разделяют его на части: отделы, цеха. Их руководители отвечают за локальные показатели. При этом теряется целостность и не видно общей корневой проблемы. Управление предприятием не может быть несистемным.[23,с.45]

Система - это взаимодействующие между собой элементы: подразделения, бизнес процессы, персонал, показатели деятельности и правила. У системы всегда есть цель, и все элементы должны рассматриваться нами с точки зрения достижения цели системы. Элементы системы должны быть согласованы между собой относительно цели системы. Если элемент системы имеет показатель, который будет подталкивать его действовать вопреки целям системы, то система не достигает своей цели в полной мере.

Это говорит о том, что чтобы управлять предприятием системно, необходимо предпринимать постоянные усилия при принятии тактических и стратегических решений, руководствоваться чем-то, что может не совпадать со здравым смыслом. Нужен системный подход к управлению. [26,с.18]

И такие системные подходы вроде бы существуют: система менеджмента качества, бережливое производство – многие последователи этого подхода называют свои системы управления «производственная система предприятия XYZ», система сбалансированных показателей и т.д.

Система менеджмента качества представляет из себя изначально системный подход. Целью системы в этом случае признается повышение качества, понимаемое как степень удовлетворенности персонала. В стандарте ISO 9001 все подчинено этой цели. [5,с.66]

Программно-целевое управление встречается не только в программно-целевой организационной структуре управления, оно встречается и во всех других структурах управления, даже в линейной. Ведь деятельность предприятия – это не только выполнение долгосрочных стратегий в рамках принятой для достижения стратегических целей структур.

Это и деятельность при возникновении различных нештатных ситуаций, непременно возникающих при изменениях внешней среды: изменение спроса, появление (или уход) конкурентов, выход на рынок новой продукции, и т.д. А также и внутренней среды: недостаток (или избыток) производственных мощностей, возникновение инноваций, и т.д. [7,с.134]


Все это приводит к тому, что необходимо не только управление, определяемое генеральной линией предприятия, а и управление по возникающим новым целям, игнорировать которые предприятие никак не может – это может приводить и к проблемам и кризисам, и к потере потенциальных возможностей развития предприятия. И это управление уже никак не укладывается в рамки принятой для достижения генеральной цели предприятия организационной структуры.

При возникновении подобных целей недопустимо изменять организационную структуру предприятия, но можно временно дополнять ее необходимыми элементами. [17,с.747]

Такие элементы – это временные группы, формируемые под конкретную возникшую цель. Такая группа всегда состоит из руководителя, одновременно являющегося сотрудником одного из структурных подразделений, и подчиненных ему, в рамках программы, сотрудников, также различных структурных подразделений.

Такая группа формируется высшим руководством и руководителями задействованных структурных подразделений и оформляется приказом по предприятию определяющим все аспекты достижения поставленной цели: сроки, ресурсы, вознаграждение, и т.д. При этом члены группы находятся под двойным управлением: линейным со стороны руководителя своего подразделения (сроки, ресурсы) и функциональным со стороны руководителя группы (технические вопросы). При достижении поставленной цели группа прекращает свое существование. [8,с.54]

Бывает и так, что цель возникает, но такие группы явно не формируются, ответственный за достижение цели в комплексе не назначается.

Программно-целевое управление необходимо для успешной деятельности предприятия, для оперативного преодоления проблем и кризисов, для быстрой реализации новых открывающихся возможностей, для постоянного развития предприятия – постоянного повышения его конкурентоспособности. Эффективная модель программно-целевого управления следующая: [18,с.69] 

  • цель, принятая руководством. 
  • руководитель группы. 
  • состав группы. 
  • программа деятельности по достижению цели, четкое планирование.
  • практическая реализация программы, анализ промежуточных результатов.
  • достигнутый результат, приемка результата.

Отметим в заключении, что модель программно-целевого управления работает только при постановке локальных целей – целей эволюционного развития предприятия, подобных описанной в примере. [11,с.69]

Постановка серьезных целей развития предприятия, требующих организационных изменений, должна проводиться другими методами – методами революционного развития предприятия.


1.2. Особенности управления предприятием

В современных условиях наряду с финансовыми, материальными и человеческими ресурсами выделяется не менее важный ресурс организации – эффективное управление. Это значит, что для наилучшего совершенствования деятельности предприятиям необходимо повышать уровень эффективности управленческой деятельности. [13,с.78]

Самым популярным способом достижения данной цели в настоящее время является автоматизация трудового процесса. Но у данного явления есть свои сложности, которые обусловлены спецификой управленческого труда, отличительной особенностью которого является его сложность и многообразие. Автоматизация управленческой деятельности изначально применялась только к некоторым вспомогательным операциям, так как управленческий труд, в первую очередь, это творческий и интеллектуальный процесс, который не поддается формализации. Но за счет того, что последнее десятилетие информационные компьютерные технологии активно развивались, появилось множество новых программных продуктов, а подходы к автоматизации управленческой деятельности изменились. [22,с.30]

Чтобы любой современный руководитель мог преуспеть в современной рыночной экономике, ему нужно как можно чаще улучшать свои знания, расширяя свой кругозор, перенимая опыт коллег, применяя новые передовые технологии в области управления и обработки информации. [6,с.10]

Современным специалистам, которые работают в областях экономики (экономисты, бухгалтеры, финансисты) необходимо обладать знаниями экономических законов, владеть методами, которые позволяют эффективно управлять производством, проводить точный экономический анализ и заниматься менеджментом, контролем и аудитом. После проведения реформы российской системы образования, специалистов начали обучать использованию в работе инновационных технологий еще во время обучения в университете [15, с.89].

Информационные системы управления способствуют решению задач, стоящих перед органами управления предприятия:

- повышению обоснованности принимаемых решений (с помощью оперативного сбора и обработки информации);

- обеспечению своевременности принятия решений по управлению предприятиям в современных нестабильных рыночных условиях;

- повышению роста эффективности управления (единый информационный фонд позволяет руководителям различных уровней получать актуальную и достоверную информацию, когда это необходимо);


- согласованности принятия управленческих решений на разных уровнях;

- обеспечению роста производительности труда (с помощью информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта). [4,с.55]

Информационная система управления предприятием рассмотрена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Информационная система управления предприятием

У большинства организаций объемы перерабатываемой информации постоянно увеличиваются. Информационные технологии справляются с данным явлением и позволяют сократить сроки обработки такого потока данных. [19,с.1]

Сама система управления предприятия состоит из: управляющей части и управляемых процессов. Управляющая часть оказывает некое влияние на управляемый процесс, но данной явление действует и в обратную сторону. Это связано с тем, что управляющей части необходимо сопоставить фактическое состояние управляемого процесса с целью управления для осуществления самого управления. [22,с.30] Следовательно, оба элементы системы управления оказывают некое воздействие друг на друга, которое осуществляется через передачу информации. Это говорит о существовании некоего замкнутого информационного контура. Внутри данного контура происходит передача информация о состоянии управляемого процесса и о состоянии управляющих воздействий. [25,с.29]

Таким образом, информационная система предприятия состоит из нескольких элементов, которые включают в себя информационный контур, средства сбора информации и каналы ее передачи, средства обработки и хранения информации, персонал, который занимается обслуживанием информационного контура. [24,с.66]

Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях предприятия постоянно расширяют свой ассортимент, а технологии производства постоянно совершенствуются. Все это приводит к быстрому росту объема данных. Следовательно, предприятию необходимы современные методы и формы управления для повышения продуктивности своей деятельности. Чтобы информационные технологии управления действовали наиболее эффективно, необходимо проводить соответствующие изменения всей системы управления, которые должны включать в себя и совершенствование организационной структуры предприятия и внедрение процессного подхода к управлению.

В современных условиях рыночной экономики и в современных условиях функционирования отдельного предприятия внедрение информационных технологий – это один из наиболее важных инструментов повышения качества системы управления предприятием. [18,с.51]