Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация финансовой работы – важный этап формирования, функционирования и развития предприятия. Финансы не терпят дилетантства. Престиж предприятия, в конечном счете, определяется не количеством занятых на нем работников и объемом выпускаемой продукции, а его финансовой устойчивостью. Процесс этот не простой и требует профессионалов, способных завести механизм финансовой работы предприятия. Практика показывает, что где на предприятиях имеются хорошие финансисты, там успешно решаются и производственные дела. Несмотря на различие в видах деятельности, финансы предприятий имеют одинаковые принципы организации. К ним относятся:

– жестокая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая предприятию быструю маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно – хозяйственной деятельности;

– финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования;

– формирование крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной конъюктуры;

– безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами.

Финансы предприятия обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала и взаимоотношения с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы [12, с. 145].

Предпринимателю важно обратить внимание на две функции финансов: воспроизводственную и контрольную.

Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами кругооборота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений.

Контрольная функция – это финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия [25, с. 38].

Финансовый контроль позволяет выявить не только непроизводительное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, но и найти резервы повышения эффективности производства, предупредить возможные потери и непроизводительные затраты.

Улучшению содержания финансовой работы предприятия способствует и возросший интерес к финансовому планированию в условиях формирования рынка. Как составная часть бизнес-плана, финансовый план предприятия отражает конечные итоги плановых расчетов по всему кругу показателей, характеризующих получение разных видов финансовых ресурсов и направления их использования. Баланс доходов и расходов предприятия отражает содержание финансовых процессов, опосредующих все направления деятельности субъекта хозяйствования, и структурно состоит из следующих четырех разделов.


Раздел I. «Доходы и поступления средств», куда включаются все финансовые ресурсы предприятия, кроме полученных от банка и государства (из бюджетных и внебюджетных фондов). В составе показателей этого раздела выделяются: прибыль от основной деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности, проценты и дивиденды по ценным бумагам, доходы по договорам за работы научно-исследовательского характера, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, прирост устойчивых пассивов и т.д.;

Раздел II. «Расходы и отчисления средств». Он отражает использование финансовых ресурсов на расширение производства, стимулирование лучших результатов деятельности, операционные и прочие расходы. Поскольку денежные расходы, связанные с производством и реализацией продукции, не требуют дополнительного привлечения финансовых ресурсов сверх авансированных ранее, они в финансовый план предприятия не включаются. По разделу II проходят: капитальные вложения, отчисления в фонды экономического стимулирования, расходы на приобретение ценных бумаг, отчисления в различные благотворительные фонды и т.д.

Раздел III. «Кредитные взаимоотношения предприятия с банковскими учреждениями», где фиксируются полученные предприятием ссуды, их возврат и уплата процентов за пользование кредитом. Этот раздел состоит из двух частей: в расходной – их постепенное погашение и уплата процентов за пользование ими;

Раздел IV. «Взаимоотношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами», состоящий по аналогии с предыдущим разделом из двух частей, – доходной и расходной. В этот раздел включены, с одной стороны, налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а с другой – получаемые ассигнования. Специфика IV раздела заключается в том, что он вместе с разделом III является балансирующим: превышение платежей в бюджет и внебюджетные фонды над полученными ассигнованиями должно точно соответствовать разнице между доходами (раздел I) и расходами (раздел II) с учетом сальдо кредитных взаимоотношений (раздел III).

Финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой и служит необходимым условием для рациональной организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия [17, с. 111].


Глава 2. Анализ эффективности формирования и использования финансовых ресурсов предприятия на основе финансового анализа ИП Васильев И.А.

2.1. Общая характеристика деятельности индивидуального предпринимателя Васильев И.А.

Васильев И.А. зарегистрировал индивидуальную предпринимательскую деятельность в марте 2013 года, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) регистрирующим органом – Межрайонной инспекцией ФНС России № 5 по Астраханской области - была внесена соответствующая запись.

В начале своей деятельности предприниматель организовал комплексную ремонтно-строительную бригаду и выполнял отдельные заказы по техническому обслуживанию и ремонту жилого фонда, монтажу водопроводных и тепловых сетей. Но уже в 2017 году предприятие увеличило масштабы своей деятельности за счет расширения круга заказчиков и освоения новых видов строительных работ. В том числе бригады ИП Васильев И.А. привлекались в качестве субподрядчиков на проведение работ для государственных и муниципальных учреждений (генеральными подрядчиками выступали организации, выигравшие конкурсы, проводимые в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

В настоящее время предприятие ИП Васильев И.А. включает 3 комплексные строительно-монтажные бригады, кроме того, для проведения узкоспециализированных работ привлекаются соответствующие квалифицированные рабочие. Предприятие ИП Васильев И.А. может выполнять следующие виды работ:

  • реконструкция и монтаж внутренних и наружных сетей водопровода и канализации из полиэтиленовых и стальных труб;
  • производство общестроительных и специализированных строительных и монтажных работ;
  • благоустройство территории;
  • ремонтно-отделочные работы, устройство полов, санитарно-технические работы;
  • выполнение пуско-наладочных работ и предоставление других услуг по заказам организаций и населения;
  • работы по техническому обслуживанию (содержанию) местных кабельных (подземных) телефонных и прочих линий связи, включая вспомогательные работы по индивидуальным заказам;
  • работы по монтажу, обслуживанию и ремонту линий электропередачи;
  • работы по техническому обслуживанию (содержанию) жилого фонда.

Организационная структура предприятия ИП Васильев И.А. представлена на рисунке 2.

Рис. 3. Организационная структура предприятия ИП Васильев И.А.

Руководство предприятием осуществляет индивидуальный предприниматель Васильев И.А. В его непосредственном подчинении находятся: коммерческий директор, бригадиры комплексных бригад.

ИП Васильев И.А. занимается поиском и привлечением заказов, подбором персонала, выезжает на строительные объекты, контролируя сроки и качество выполняемых работ.

Основными функциями коммерческого директора являются: поиск и привлечение заказов, материально-техническое снабжение выполняемых ремонтно-строительных и других работ.

Организация и контроль работы ремонтно-строительной бригады – основная функция бригадира. Бригадир должен знать:

  • технологию выполнения работ, организацию, оплату и нормы труда, применяемые в бригаде;
  • правила производства и приемки работ, формы и условия применения бригадного хозяйственного расчета;
  • требования, предъявляемые к качеству строительно-монтажных работ, а также к строительным материалам, изделиям и конструкциям, используемым на рабочих местах бригады;
  • номенклатуру приспособлений и оснастки, необходимые для производства работ;
  • правила эксплуатации ручного и механизированного инструмента, приспособлений и инвентаря; инструкции по охране труда, технике безопасности, промышленной санитарии и противопожарной безопасности при выполнении работ, порученных бригаде;

Бригадиры должны уметь читать рабочие чертежи и монтажные схемы, пользоваться нормами и расценками на строительные и монтажные работы, применять документации по организации труда и калькуляции трудовых затрат, производить замеры выполненных бригадой работ.

Ежедневно по завершении рабочего дня бригадиры докладывают руководителю о ходе выполнения ремонтно-строительных и других работ, исполнении трудовой дисциплины и т.д. Кроме того, почти ежедневно или по мере необходимости бригадир составляет и передает коммерческому директору заявки на поставку строительных материалов, приспособлений, инструментов, спецоборудования и т.д.

Организационная структура предприятия – линейно-функциональная - создана с учетом специфики деятельности на данном рынке и фактически осуществляемых работ. При небольших численности работников и масштабах деятельности данная организационная структура способна обеспечивать быстрое реагирование, своевременное и точное исполнение приказов и распоряжений руководства всеми подразделениями.


Действующая структура предприятия ИП Васильев И.А. обеспечивает исполнение основных производственных функций. Кадровая служба отсутствует: подбор персонала осуществляет сам предприниматель при содействии коммерческого директора и бригадиров. Финансово-экономическое обслуживание осуществляет привлекаемый на договорных условиях специалист-бухгалтер. Оформление трудовых договоров, договоров с заказчиками, оперативный учет доходов и расходов, а также текущей финансово-экономической документации и др. предприниматель Васильев И.А. осуществляет самостоятельно.

Общую характеристику деятельности индивидуального предприятия ИП Васильев И.А. дополняют основные экономические показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Основные экономические показатели деятельности предприятия

Показатели

Ед. изм.

2017год

2018 год

Отклонения к предыдущему году

2019 год

Отклонения к предыдущему году

абс.

отн.,%

абс.

отн.,%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Объем выполненных работ в сопоставимых ценах

тыс. руб.

7476,2

4585,4

-2890,8

-38,7

6206,1

+1620,7

+35,3

Доходы - выручка от продажи продукции (работ, услуг)

тыс. руб.

5864,6

3647,3

-2217,3

-37,8

3667,2

+19,9

+0,5

Расходы - себестоимость продукции (работ, услуг)

тыс. руб.

6255,0

3342,5

-2912,5

-46,6

3657,6

+315,1

+9,4

Продолжение таблицы 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Затраты на 1 рубль реализации

руб.

1,07

0,92

-0,15

-14,1

0,997

+0,08

+8,8

Среднесписочная численность работников

чел.

19

20

+1

+5,3

18

-2

-10,0

Годовой фонд оплаты труда

тыс. руб.

1266,4

1396,8

130,4

10,3

1588,4

191,6

13,7

Среднегодовая заработная плата одного работника

тыс. руб.

66,7

69,8

3,2

4,8

88,2

18,4

26,4

Среднегодовая выработка на одного работающего

тыс. руб.

393,5

229,3

-164,2

-41,7

344,8

+115,5

+50,4

Среднегодовая стоимость основных средств

тыс. руб.

447,2

385,6

-61,6

-13,8

328,8

-56,8

-14,7

Фондоотдача

руб.

руб.

13,1

9,5

-3,7

-27,9

11,2

1,7

17,9

Прибыль (убыток) до налогообложения

тыс. руб.

-390,4

230,9

+621,3

+159,1

7,7

-223,2

-96,7

Чистая прибыль

тыс. руб.

-390,4

196,3

+586,7

+150,3

6,5

-189,8

-96,7

Рентабельность продукции

%

-

5,87

+5,87

+100,0

0,18

-5,70

-97,0

Рентабельность продаж

%

-

5,38

+5,38

+100,0

0,18

-5,20

-96,7