Файл: Подходы к управлению человеческими ресурсами (Понятия и методы управления человеческими ресурсами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первое лицо (руководитель) на 80 % определяет то, какой будет выглядеть возглавляемая им организация, какие управленческие технологии она изберет, какие в ней будут работать люди и какие поведенческие нормы приобретать.

Сегодня российским компаниям нужны лидеры, строящие свои отношения с организацией и ее сотрудниками на принципах профессионализма, сотрудничества, взаимного уважения и заинтересованности и четкого понимания взаимных обязанностей.

Сегодня невозможна организация, напоминающая улицу с односторонним движением – приказами, спускающимися с верху вниз, руководитель должен взять на себя роль авторитетного регулировщика организационного движения, направляющего его в желаемую сторону и контролирующего соблюдение правил.

В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, то есть ви­дов деятельности, среди которых нужно выделить, прежде всего, стратегическую функцию, заключающуюся в постановке на основе анализа ситуации и прогнозирования целей организации, ко­ординации процесса разработки стратегии и составления планов. В обычных условиях она считается главной.

В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-плановики, создающие, исходя из текущих реалий, планы и программы развития с «дозированным» риском, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соот­ветствии с плановыми заданиями, организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность с помощью приказов, поощрения и наказаний.

2.2 Методы проектирования систем управления человеческими ресурсами

Управление как целенаправленное воздействие на работников, а через них на материально-вещественные элементы производства, сформировали целый ряд приемов и процедур, направленных на достижение поставленных целей. По своему виду и форме воздействия носят разнообразный характер, дополняют друг друга и в совокупности представляют собой определенную систему воздействий или на управляемую систему. Совокупность таких воздействий получило название методов управления, а по характеру воздействия они делятся на:

- административные методы воздействия,

- экономические методы,

- социально-психологические (когда речь идет об управлении человеческими ресурсами).


Условное выделение воздействий в группы получило название соответственно 1., 2., 3..

Рисунок 1. – Методы управления

* представляет собой организацию и утверждение норм и положений организации, деятельности предприятия и их первичных подразделений

** разработка регламента (распорядок деятельности фирмы и её подразделений),

*** разработка рекомендаций, в том числе методических, по подготовке различных экономических, финансовых и других документов.

Административные или организационно-распределительные. Это методы прямого воздействия на управляющую или управляемую систему. Они однозначно определяют характер действия нижестоящей подсистемы и строгую отчетность перед вышестоящей.

Современное состояние и дальнейшее развитие производственно-хозяйственных систем (ПХС) предполагает, что эти методы не только утратят свое значение в системе производства, но будут приобретать своё дальнейшее развитие, но произойдет определенное смещение их по уровням иерархии, т.е. они будут приобретать всё большее значение на уровне фирмы и наоборот, терять значение на высшем государственном уровне.

Оперативно-распорядительное воздействие выступает в виде прямых указаний, планов направленных на выполнение конкретных поручений исполнителями, системы контроля.

Назначение оперативного управления – своевременно выявлять возмущающие факторы, которые выводят систему из равновесия и при помощи ввода дополнительных ресурсов приводить её в первоначальное состояние. Кроме того, возникает необходимость с помощью оперативных мер реализовывать новые программы, проекты и решать различные разовые мероприятия.

В общем виде оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденными планами. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактических результатов с плановыми. Оперативное управление тесно связано с оперативным планированием. При этом термин «планирование» иногда по-разному понимается отдельными теоретиками и практиками управления. Поэтому целесообразно пользоваться следующим понятийным аппаратом:

- планомерность нужно понимать как основу управления,

- плановость следует понимать как принцип управления,

- планирование следует понимать как функцию управления,

- плановое задание - это метод управления,

- разработка и реализация планов - основное содержание процесса управления.


Планирование включает в себя:

1. Определение конечных и промежуточных цен.

2. Определение задач, решение которых необходимо для достижения целей.

3. Определение средств и способов их решения.

4. Определение требуемых ресурсов и источников их получения.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:

- стратегическое (перспективное),

- среднесрочное,

- тактическое (текущее, бюджетное).

Для целей оперативного управления в большей степени используется текущее планирование. Оно осуществляется путем детальной разработки оперативных планов. Основными звеньями текущего планирования являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые). Реализация планов должна всегда увязываться с финансовым планом или бюджетом фирмы.

Кроме текущих планов в оперативном управлении возникает необходимость разрабатывать планы по реализации отдельных проектов или мероприятий. Для разработки планов используют различные методические приемы и методики, которые принято называть инструментарием планирование. Некоторые авторы называют их средствами планирования. Таким общепринятыми методиками планирования являются следующие:

  1. Метод планирования ключевых событий.
  2. Метод поэтапного планирования.
  3. Метод построения полосовых диаграмм.
  4. Метод построения дерева целей.
  5. Метод сетевого планирования.

Кроме названных общеизвестных методов в практике появляется необходимость разрабатывать частные методики. Сущность каждого из методов (I-V) в последовательности от простого к сложному следующие.

Метод планирования ключевых событий.

В данном методе используется табличная форма плана, в которой указывается в вертикальных столбцах календарные даты наступления ключевого события, наименование собственно ключевого события, а также колонка других событий сопутствующих, соответствующих ключевому событию. Под термином «событие» понимается любое действие или состояние системы и ее элементов.

Метод поэтапного планирования.

Отличается от I. тем, что в I-ом ключевые события не фиксировались четко по времени, во втором случае устанавливается строго определенное время достижения ключевого события, а весь процесс разбивается на технологические или логические этапы.

Метод построения полосовых диаграмм.

Этот метод позволяет визуально отобразить связь между видами деятельности, их очередностью и выполнением каждого мероприятия во времени. В некотором роде это представляет из себя уже некую систематизацию.


Таблица 2

Календарные сроки их выполнения

1

2

3

4

5

6

..

...

...

...

...

n

Подготовка задания на проектирование

Получение технической условий

Проектирование рабочих чертежей

и т.д.

Метод построения дерева целей.

Сущность метода заключается в том, что вначале обосновывается основная цель, дается ей чёткая, логическая формулировка или формулируется миссия, а затем цель развертывается на более мелкие цели, которые становятся в свою очередь самостоятельными целями. Основная цель представляет собой желаемый результат. В основе этого метода лежит принцип развертываемости, соподчиненности и принцип соотносительной важности.

Метод сетевого планирования.

Метод имеет строгое научное обоснование и базируется на теории множеств и теории графов. Теоретической сущностью этого метода является разбиение графов на слои. Под графом здесь понимается отрезок, которому дается порядковый номер в соответствии с наименованием мероприятия, которое он отображает.

Практическая значимость метода в том, что он имеет математический аппарат, который упорядочивает графы (цели).

Этот метод позволяет обосновать критический путь, который необходимо брать как конкретный промежуток времени для контроля (метод Перси).

Экономические методы управления.

В отличии от административных экономические методы являются методами косвенного воздействия на управляющую и управляемую подсистемы. Задача этих методов состоит в том, чтобы создать такие предпосылки, которые заставили бы фирмы и предприятия, их подразделения выбрать такое направление своей деятельности, которое было бы выгодно как государству, так и фирме в целом или создать предпосылки для исполнителей выполнять порученную работу с наибольшим эффектом. Экономические методы можно подразделить по виду их воздействия на две группы:


1. Экономическое воздействие государства на производственные и коммерческие структуры.

2. Экономические методы, стимулирующие деятельность внутри фирмы, предприятия.

Методы государственного воздействия делятся на:

а) методы прямого воздействия. По сути это неэкономические меры, которые подразумевают прямое вмешательство государства в функционирование рыночного механизма. Это проявляется через процесс государственного регулирования ценообразования, через политику доходов в виде замораживания роста цен и зарплаты, ограничение на изменение показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других методы воздействия.

б) косвенные воздействия государства. Это экономические методы управления рынком. Сюда относятся все мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики государства, такие как: налоги, субсидии, стимулирование экспорта и импорта, воздействие на валютный рынок и другие методы.

Внутрифирменные экономические методы подразделяются на:

а) коммерческий расчет. Один из важнейших методов хозяйствования, направленный на соизмерение затрат и результатов, обеспечения прибыльности производства, для обеспечения рентабельности, распределение финансовых вложений и размещение производства, для обеспечения финансирования и кредитования, для развития технологий, для обеспечения политики, приобретения предприятий, изменения структуры капитальных вложений.

б) внутрифирменный расчет. Выступает как новый метод хозяйствования и регулирует экономические отношения между отдельными подразделениями как самостоятельными единицами производственной деятельности. Хозяйственные отношения между подразделениями строятся на основе условно-расчетных (трансфертных) отношений.

в) цены и механизм ценообразования. В этом механизме отражаются все стороны экономического действия субъектов рыночных отношений. Этот вид воздействия включает в себя определение уровня цены, расчета с потребителями продукции и имеют в основном два вида:

- цены публикуемые (представляются в виде прейскурантной цены, справочной цены, цены фактической сделки, а также в виде сведений, о которых сообщается в печати);

- расчетные цены (цены поставщика, которые устанавливаются на сложную технически и технологически продукцию, которых нет в прейскурантах).

г) финансовая политика и ее составляющие. Финансовые инструменты: распределение и перераспределение прибыли, финансирование и кредитование различных видов деятельности, обоснование финансовых операций.