Файл: Управление рентабельностью организаций гостиничного, ресторанного бизнеса (1. Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии (1. Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии
1.1 Понятие рентабельности и его сущность
1.2 Показатели оценки рентабельности
1.3 Принципы управления рентабельностью
2. Анализ управления рентабельностью на предприятии ООО «Сливки» ресторан «Грильяж»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка управления прибылью и рентабельностью на предприятии
3. Мероприятия, направленные на увеличение рентабельности и прибыльности предприятия
Относительно прибыли от продаж, видим, что в 2015 г. в стоимостном объеме она увеличилась на 1% (или 37 тыс.р.), однако ее уровень рентабельности наоборот снизилась на 1,41%.
Оборот общественного питания является важнейшим показателем предприятия.
Для углубленного анализа увеличения выручки предприятия общественного питания 2015 года к 2014 году рассмотрим по структуре, используя информацию таблицы 3.
Таблица 3 - Динамика и структура выручки ресторана «Грильяж» в 2013-2015 гг.
Товарная группа |
Выручка, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
||||||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
отклонение |
2013 |
2014 |
2015 |
отклонение |
|||
2014 - 2013 |
2015-2014 |
2014-2013 |
2015-2014 |
|||||||
Продукция собственного производства, всего |
5518,0 |
6490,4 |
6562,0 |
972,4 |
71,6 |
55,28 |
55,86 |
55,12 |
0,58 |
-0,74 |
в том числе |
||||||||||
первые блюда |
1576,2 |
1856,7 |
1906,0 |
280,5 |
49,3 |
15,79 |
15,98 |
16,01 |
0,20 |
0,03 |
вторые блюда |
2363,7 |
2744,5 |
2756,0 |
380,8 |
11,5 |
23,68 |
23,62 |
23,15 |
-0,05 |
-0,48 |
салаты и закуски |
860,4 |
1044,4 |
1053,6 |
184,0 |
9,2 |
8,62 |
8,98 |
8,85 |
0,36 |
-0,13 |
кондитерские изделия |
455,2 |
543,8 |
556,0 |
88,6 |
12,2 |
4,56 |
4,68 |
4,67 |
0,11 |
0,00 |
напитки |
262,5 |
301,0 |
290,4 |
38,5 |
-10,6 |
2,63 |
2,59 |
2,44 |
-0,04 |
-0,15 |
Покупные товары, всего |
4464,0 |
5128,6 |
5343,0 |
664,6 |
214,4 |
44,72 |
44,14 |
44,88 |
-0,58 |
0,74 |
в том числе |
||||||||||
пиво |
2088,2 |
2413,4 |
2484,6 |
325,2 |
71,2 |
20,92 |
20,78 |
20,87 |
-0,14 |
0,09 |
крепкие спиртные напитки |
813,7 |
974,7 |
1006,0 |
161,0 |
31,3 |
8,15 |
8,39 |
8,45 |
0,24 |
0,06 |
вино |
759,6 |
852,8 |
885,7 |
93,2 |
32,9 |
7,61 |
7,34 |
7,44 |
-0,27 |
0,10 |
соки |
531,0 |
581,0 |
637,0 |
50,0 |
56,0 |
5,32 |
5,00 |
5,35 |
-0,32 |
0,35 |
вода минеральная |
202,6 |
225,4 |
238,1 |
22,4 |
12,7 |
2,03 |
1,94 |
2,00 |
-0,09 |
0,06 |
табачные изделия |
45,9 |
56,9 |
59,5 |
11,0 |
2,6 |
0,46 |
0,49 |
0,50 |
0,03 |
0,01 |
прочие |
23,0 |
24,4 |
32,1 |
1,4 |
7,7 |
0,23 |
0,21 |
0,27 |
-0,02 |
0,07 |
Всего |
9982 |
11619 |
11905 |
1637,0 |
286,0 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
В течение трех лет отмечается увеличение объема реализации товаров по всем группам товаров, входящих как в продукцию собственного производства, так и покупных товаров. Это является положительным моментом, так как говорит о росте спроса покупателей на продукцию и товары ресторана, представленные к продаже.
Анализ структуры продаж дает возможность отметить, что наибольший удельный вес приходится на продукцию собственного производства 55,28% в 2013 г., 55,86% в 2014 г. и 55,12% в 2015 г., а из нее – на вторые блюда (удельный вес составляет соответственно 23,68%, 23,62% и 23,15% соответственно). Это является характерным для предприятий общественного питания. В то же самое время достаточно высокий удельный вес покупных товаров (44,72% в 2013 г., 44,14% в 2014 г. и 44,88% в 2015 г.) обусловлено, прежде всего высоким спросом на пиво (его удельный вес в общей сумме объема продаж составляет соответственно 20,92%, 20,78% и 20,87%). Кроме того, достаточно высокий удельный вес реализации пива, обусловлен широким ассортиментом и относительно высоким уровнем цен на данную группу товаров.
Динамика рассмотренных показателей характеризует неравномерное удовлетворение спроса покупателей на товары. Причинами этого могут быть недостатки в изучении покупательского спроса, снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.
2.2 Оценка управления прибылью и рентабельностью на предприятии
Прибыль и рентабельность относится к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Более чем, какой либо другой показатель прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы.
Информация о динамике прибыли предприятия за 2013-2015 год представлено в таблице 4.
Таблица 4 - Информация о динамике прибыли предприятия
Показатель |
Тыс. руб. |
Уровень в % к обороту |
||||||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
отклонение |
2013 |
2014 |
2015 |
отклонение |
|||
2014 - 2013 |
2015-2014 |
2014-2013 |
2015-2014 |
|||||||
Валовой доход |
4392 |
6478 |
6805 |
+2086 |
+327 |
43,99 |
55,75 |
57,16 |
11,76 |
1,41 |
Прибыль от продаж |
3014 |
3696 |
3733 |
+682 |
+37 |
30,19 |
31,81 |
31,36 |
1,62 |
-0,45 |
Чистая прибыль |
2411 |
2957 |
2986 |
+546 |
+29 |
24,15 |
25,45 |
25,08 |
1,3 |
-0,37 |
Общий объем продаж |
9982 |
11619 |
11905 |
+1637 |
+286 |
- |
- |
- |
- |
- |
Судя по таблице 4, можно отметить что по сравнению с прошлым годом в 2015 году прибыль от продаж возросла на 37 тыс.руб. (на 1,%), при этом рентабельность продаж снизилась на 0,45%.
Увеличение чистой прибыли за отчетный год составило 29 тыс.руб., что выше показателя 2013 года на 23,85%.
Анализируя данные таблицы 15, следует отметить, что деятельность предприятия за 2013-2015 гг. является прибыльной.
Прибыль от продаж собственной продукции и покупных товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, уровня издержек обращения. Их влияние на прибыль приемом абсолютных разниц.
Рассмотрим влияние вышеперечисленных факторов на прибыль от продаж в таблице 5.
Таблица 5 – Расчет влияния факторов на динамику прибыли предприятия
№ расчёта |
Факторы |
Результативный показатель |
Влияние факторов |
|||||
Т |
УВД |
УИО |
||||||
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
|||
1 |
11619 |
11905 |
55,75 |
57,16 |
23,94 |
25,8 |
(11905-11619)*31,81/100 |
+90,97 |
2 |
11905*(57,16-55,75)/100 |
+167,54 |
||||||
3 |
11905*(25,8-23,94)/100 |
-221,51 |
||||||
Совокупное влияние факторов |
+90,97+167,54-221,51 = +37 |
Судя по таблице 5 многие из факторов положительно повлияли на динамику прибыли от продаж. Так, за счет роста товарооборота прибыль возросла на 90,97 тыс.руб.
В результате роста уровня валового доходов на 1,41% к обороту прибыль предприятия возросла на 167,54 тыс.руб. При этом увеличение уровня издержек обращения повлияли на снижение прибыли от продаж на 221,51 тыс.руб. В результате совокупного влияния этих факторов прибыль по сравнению с прошлым годом увеличилась на 37 тыс.руб.
Важной задачей анализа и управления прибылью предприятия торговли является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.
Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение организации, внедрение новых технологий и т.д.
Фонд социальной сферы может использоваться на обще коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).
Рассмотрим структуру распределения чистой прибыли предприятия ресторана «Грильяж» в 2013-2015 г.г. по фондам специального назначения согласно таблице 6.
Таблица 6 – Распределение чистой прибыли ресторана «Грильяж» в 2013-2015 г.г.
Вид фонда |
Сумма отчислений, тыс. руб. |
Доля отчислений, % |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
Резервный |
361,65 |
393,28 |
379,22 |
15,0 |
13,3 |
12,7 |
Накопления |
1232,02 |
1688,45 |
1710,98 |
51,1 |
57,1 |
57,3 |
Потребления |
752,23 |
789,52 |
803,23 |
31,2 |
26,7 |
26,9 |
Соц. сфера |
65,09 |
85,75 |
92,57 |
2,7 |
2,9 |
3,1 |
Чистая прибыль |
2411,00 |
2957,00 |
2986,00 |
100 |
100 |
100 |
Представим графически структуру использования прибыли ресторана «Грильяж» на рисунке 3.
Рис. 3. Структуру использования прибыли предприятия
ООО «Сливки» ресторана «Грильяж»
Из таблицы 6 видно, что за счет получения чистой прибыли произошло увеличение отчислений во все фонды предприятия. Большая часть прибыли (порядка 55%) идет в фонд накопления для финансирования затрат на расширение организации. Более 25% тратится на материальное поощрение сотрудников организации; причем численное значение этой суммы выросло за последний год на 19,9 тыс. руб.
Для оценки эффективности работы ресторана «Грильяж» недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно. Абсолютная величина прибыли не позволяет судить о доходности, рентабельности предприятия. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли имеют различные объемы выручки, разные издержки, ресурсы. В этом отношении для оценки эффективности работы предприятия используется показатель рентабельности.
Если предприятие работает прибыльно, следовательно оно работает рентабельно.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. Для оценки уровня рентабельности работы предприятия рассчитываются показатели рентабельности (таблица 7).
Таблица 7 – Динамика показателей рентабельности
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Отклонение, 2014 от 2013 гг. |
Отклонение, 2015 от 2014 гг. |
1. Выручка, тыс.руб. |
9982 |
11619 |
11905 |
+1637 |
+286 |
2. Сумма активов баланса, тыс.руб. |
1544 |
1865 |
1861 |
321 |
-4 |
3. Сумма собственного капитала, тыс.руб. |
670 |
948 |
1046 |
278 |
98 |
4. Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
5590 |
5141 |
5100 |
-449 |
-41 |
5. Валовой доход, тыс.руб. |
4392 |
6478 |
6805 |
+2086 |
+327 |
6. Сумма управленческих и коммерческих затрат, тыс.руб. |
1378 |
2782 |
3072 |
+1404 |
+290 |
7. Прибыль от продаж, тыс.руб. |
3014 |
3696 |
3733 |
+682 |
+37 |
8. Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
3014 |
3696 |
3733 |
+682 |
+37 |
9. Чистая прибыль, тыс.руб. |
2411 |
2957 |
2986 |
+546 |
+29 |
Коэффициент затрат (стр.4/стр.1) |
0,56 |
0,44 |
0,43 |
-0,12 |
-0,01 |
Коэффициент управленческих и коммерческих затрат (стр.6/стр.1) |
0,14 |
0,24 |
0,26 |
0,1 |
0,02 |
Коэффициент окупаемости собственного капитала, лет(стр3/стр9) |
0,28 |
0,32 |
0,35 |
0,04 |
0,03 |
Рентабельность основной деятельности,% (стр.7/стр.4×100) |
53,92 |
71,89 |
73,19 |
17,97 |
2,0 |
Рентабельность продаж,% (стр.7/стр.1×100) |
30,19 |
31,81 |
31,36 |
1,62 |
-0,45 |
Рентабельность активов (стр.8/стр2) |
1,95 |
1,98 |
2,0 |
0,03 |
0,02 |
Рентабельность собственного капитала (стр.9/стр.3) |
3,60 |
3,12 |
2,85 |
-0,48 |
-0,27 |