Файл: Невербальная коммуникация (Сущность невербальной коммуникации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
Глава 2. Виды невербального поведения
2.1. Кинесика
К кинесике или движениям относится зрительный контакт, выражение лица, жесты и смена позы в ходе взаимодействия.
Кинесика – наука, занимающаяся изучением движений и жестов, применяемых в коммуникации.
Зрительный контакт, или взгляд, определяется тем, как и как долго мы смотрим на другого человека в процессе общения. Зрительный контакт выполняет множество функций в нашей коммуникации. Он демонстрирует то, что мы внимательно слушаем собеседника. То, каким образом мы смотрим на партнера, также отражает различные эмоции: любовь, гнев или страх. Помимо этого, интенсивность зрительного контакта выражает доминирование.
Поддерживая зрительный контакт, возможно определить, обращают ли люди на вас внимание или нет, заинтересованы ли они в разговоре или нет, вызывает ли произнесенное какие-либо чувства.
Степень зрительного контакта зависит от индивидуальных характеристик человека и сложившихся обстоятельств. Хотя, как правило, человек смотрит на другого во время диалога, исследования показывают, что люди, которые говорят сами, в течение 40% времени поддерживают зрительный контакт, а слушатели поддерживают этот контакт в течение 70% времени беседы.
Люди склонны поддерживать зрительный контакт, когда обсуждаются приятные темы, в которых человек искренне заинтересован. И напротив, мы избегаем прямых взглядов, когда в диалоге затрагиваются темы, вызывающие дискомфорт, либо отсутствует интересе в теме или собеседнике.
Таким образом, зрительный контакт представляет собой прямой взгляд на человека или людей, с которыми ведется разговор.[6]
Выражение лица или мимика является организацией лицевых мышц, передающей эмоциональное состояние человека или реакцию на информацию. Выражение лица имеет огромное значение в диалоге, так как оно передает шесть базовых эмоций, запросто узнаваемых в любой культуре: радость, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение.
К мимике относят все изменения, которые наблюдаются на лице человека: покраснение или побледнение. Каждая реакция является результатом сокращения большого количества лицевых мышц. Часть экспериментальных исследований говорит о том, что мимику лица возможно проанализировать, основываясь на следующих основаниях:
- непроизвольные движения, обусловленные эмоциями (сведение бровей, прищуренность глаз и т.д.);
- произвольные движения, предназначенные для сознательной передачи определенных сигналов (подмигивание, гримасы, и т.д.);
- физиологические параметры (тонус, сила, динамика, амплитуда);
- социальные особенности (выражения лица, принятые в конкретной культуре, социальной группе; индивидуальный стиль выражения).
Анализ таких мимических состояний, как радость, гнев, отвращение, удивление, страдание, дало возможность выявить мимический признак — единицу анализа лицевого выражения, который включает в себя несколько физиологических характеристик (направление движения лицевых мышц, отношения между движениями мышц, напряжение мышц лица) и представляемый, к примеру, как «поднятые вверх брови, сомкнутые губы».
Сложные мимические признаки постоянны, необходимы для выражения конкретного эмоционального состояния, но одновременно они могут включаться в структуру мимики разнообразных состояний. В связи с этим базовым индикатором психических состояний является совокупность признаков мимики.
Схема описаний мимики (табл. 2) дает возможность обнаружить универсальные признаки для конкретного типа состояний, особенные признаки для определенного состояния, а также неспецифические признаки, приобретающие значение исключительно в контексте с другими признаками. Каждый симптомокомплекс мимики включает в себя признаки, которые в то же время являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения иных. К примеру, признак «глазная щель сужается» может быть показателем как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных состояний (радость).
Тем не менее, в выражении состояний гнева, презрения он остается специфическим, а в выражении радости — неспецифическим.
Табл. 2
Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний
Части и элементы лица |
Мимические признаки эмоциональных состояний |
|||||
Гнев |
Презрение |
Страдание |
Страх |
Удивление |
Радость |
|
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
Рот открыт |
Рот закрыт |
||
Губы |
Уголки губ опущены |
Уголки губ приподняты |
||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты или припущены |
Глаза сужены |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты |
||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
Блеск глаз не выражен |
Глаза блестят |
||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
Брови подняты вверх |
||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
||||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
Горизонтальные складки на лбу |
||||
Подвижность лица и его частей |
Лицо динамичное |
Лицо застывшее |
Лицо динамичное |
Представленные симптомокомплексы мимики соответствуют активным проявлениям состояния и дают полноценную информацию для субъективного распознавания состояний. Наиболее сложны для распознавания те выражения, которые означают переходные состояния и неинтенсивные аффекты. Для решения этой задачи хорошо подходит принцип разделения лица на следующие зоны: верхняя зона — область, включая брови; средняя зона— область глаз, носа, щек, верхней губы; нижняя зона— область рта (или нижней губы) и бородка.[7]
Немецкий психолог К. Леонхард, изучая топографию мимического поля, определил наиболее характерные движения, а также предложил классификацию состояний на основе мин:
- мины области лба— напряжение, страх, внимание;
- мины области подбородка и носа — стремление, порицание;
- мины области рта — удивление, отвращение, упрямство, волевое напряжение, сомнение, обдумывание, терпение, радость;
- мины области глаз — легкое внимание, удовлетворение, симпатия, антипатия, размышление, оценивание;
- мины области щек— страдание, скорбь;
- неспецифические мины — мины смеха, мины слез, смущение;
- мины интегральные— пренебрежение, восхищение, зрение, сострадание, одобрение, нерешительность, счастье.
Различают три типа сигналов лица:
- стабильные, которые включают цвет кожи, форму, конструкцию лица;
- относительно стабильные, характеризующиеся внешним видом кожей, расположением морщин, тонусом мышц лица (признаки, изменяющиеся);
- нестабильные, представляющие кратковременные изменения движений мышц лица — подмигивание, наморщивание носа и т.д.
Второй вид невербального поведения – жесты, а именно движения рук и пальцев, применяемые при рассказе о чем-либо или для обращения на себя внимания собеседника.
Жесты анализируются как внешние проявления внутреннего состояния индивида, одновременно они выражают информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об уровне интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они сигнализируют об отношении человека к определённому лицу, событию, предмету.
В психологии невербального общения не разработана универсальная классификация жестов. Популярные классификации выстроены на различных основаниях, но даже в совокупности, они не предоставляют возможным во всей полноте определить связи жестов со структурой личности и ее общением.
Согласно самой распространенной классификации, жесты делятся на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).
По мнению Т.М. Николаевой, при делении жестов на виды важно учитывать тот факт, что у индивида отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве. В ходе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, следовательно, для описания жеста необходимо указать орган, реализующий движение; либо его направленность; цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Подобные принципы описания лежат в основе словарей жестов.[8]
В соответствии с классификацией известного исследователя вербального поведения А. Штангля выделяются:
- жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивно, говорит о недостатке воли; скрещенные на груди руки — тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.;
- жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление, отдача; спрятаны в карманах — сокрытие неуверенности; рука сжатая в кулак — концентрация, стремление к самоутверждению и др.;
- «игры рук»: пальцы стучат по столу — демонстрация заинтересованности; стирающие движения по лбу — стирание плохих мыслей, неприятных представлений и др.;
- жесты пальцев: палец во рту — инфантильность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту - стремление остановить всякое проявление; палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, подавленное настроение, стеснительность и др.;
- рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, слабое и др.
В классификации австралийского исследователя А. Пиза показаны наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:
- жесты ладони: открытая ладонь, демонстрирующая правдивость, честность, преданность; пальцы собраны в кулак и заметен только указательный палец — «указующий перст», сила, принуждение;
- жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье свидетельствует о неоправданных ожиданиях и стремлению к самоконтролю; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.;
- жесты «рука к лицу»: «рука к носу» говорит о недоверии к говорящему; потирание глаза — стремление блокировать ложь; почесывание шеи — выражение сомнения, неуверенности и др.; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглаживание подбородка – говорит о процессе принятия решения; потирание тыльной стороны шеи — сигнал неоправданных ожиданий и др.;
- барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, свидетельствуют о враждебном отношении к партнеру; дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности и др.;
- барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, стремление защититься от чего-то и др. [9]
В классификации жестов психолога Е.А. Петровой, учитываются не только особенности жестов, но и разнообразные функции, которые они выполняют:
- аффективно-коммуникативная — жесты, отражающие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функция); жесты, свидетельствующие о течении перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, говорящие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);
- регулятивно-коммуникативная — фатические жесты (жесты вхождения в контакт); конативные жесты (жесты, направленные на поддержание и усиление контакта); эндные жесты (жесты сворачивания контакта);
- информативно-коммуникативная — презентация информации об объекте, о себе, о другом.[10]
Соотношение вербальной и невербальной информации в ходе коммуникации отражено в классификации Н.И. Смирновой:
- коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (приветственные жесты, жесты прощания, угрозы, привлечения внимания, привлечения внимания, приглашающие, дразнящие, жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, отражающие благодарность, примирение и др.);
- описательно-изобразительные жесты, представленные как сопровождение к речи и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, означающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.);
- модальные жесты, свидетельствующие об оценки предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверенности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления).
Чтобы отразить разнообразие информации, передающейся жестами партнеру, их делят на следующие группы:
- жесты-регуляторы, отражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.);
- жесты-эмблемы — специфические заменители слов в коммуникации (поднятый вверх большой палец и др.);
- жесты-иллюстраторы — жесты сообщающие, передающие общую картину сообщения («вот какого размера» и др.);
- жесты-адаптеры, свидетельствующие о специфических привычках человека, связанных с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.);
- жесты-аффекторы, выражающие с помощью движения конкретные эмоции (растерянность, удивление, отвращен радость);
- жесты оценки получаемой информации (один палец отставлен, остальные под подбородком — критика; потерание подбородка — обдумывание предстоящего высказывания; почесывание пальцем спинки носа — озабоченность, сомнение)