Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Теоретические основы стратегии и тактики кадрового менеджмента).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы стратегии и тактики кадрового менеджмента
1.1 Стратегическое управление персоналом: концепция, цели и главные принципы
1.2 Классификация стратегического управления кадрами
1.3 Стратегическое управление персоналом современной организации
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ кадровой стратегии предприятия
2.3 Оценка стимулирования работников на предприятии
3 Совершенствование кадровой стратегии в АО «Московский машиностроительный завод «Знамя»
3.1 Пути повышения эффективности кадровой стратегии
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Введение
Согласно понятиям современного менеджмента, стратегическое управление персоналом организации состоит в регулировании создания конкурентоспособного кадрового ресурса компании, принимая во внимание существующие и предстоящие перемены во внешнем окружении и внутреннем состоянии компании.
Наличие такого ресурса способствует выживанию, развитию и успешному достижению целей, установленных на долгосрочный период.
Индивидуальная политика направлена на модернизацию функции управления персоналом. Современные компании активно развиваются в изменяющейся среде. Большинство организаций ориентируются на качество, а не на количество выпускаемой продукции или оказываемых услуг, а это в первую очередь зависит от человеческого фактора.
Вот почему преуспевающие фирмы предпочитают вкладывать основной капитал в развитие трудовых ресурсов и рассматривают это не в качестве дополнительных издержек, а в качестве окупаемых активов. Со временем вложенный капитал возрастает, как и средства, задействованные в модернизации технического производства. Человеческие ресурсы позволяют обеспечить конкурентоспособность и экономическую стабильность предприятию.
Кадровая стратегия - это разработанное приоритетное и качественное определение направления действий, необходимых для достижения долгосрочных проектов по созданию коллектива, обладающего высокой степенью профессионализма, ответственности. Все работы проводятся с учетом ресурсных возможностей и стратегических задач организации.
Актуальность работы обусловлена тем, что на сегодняшний день профессиональная политика организации помогает обеспечить четкие взаимосвязи со всеми системами эффективного управления. Новый период в работе с кадрами характеризуется обеспечением повышенного внимания к личности работника, поискам новых стимулов и обеспечением социальных гарантий. Запланированная работа с персоналом помогает достичь поставленных целей с минимальными ресурсными затратами.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании кадровой стратегии в АО «Московский машиностроительный завод «Знамя», и предложении рекомендаций направленные на повышение ее эффективности.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Изучить теоретические основы стратегии и тактики кадрового менеджмента.
- Провести исследование и оценить кадровую стратегию деятельности в АО «Московский машиностроительный завод «Знамя».
- Предложить мероприятия направленные на совершенствование кадровой стратегии в АО «Московский машиностроительный завод «Знамя».
Объектом исследования курсовой работы является АО «Московский машиностроительный завод «Знамя».
Предмет исследования заключается в исследовании кадровой стратегии в АО «Московский машиностроительный завод «Знамя».
В настоящей курсовой работе были применены совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, концепции различных школ маркетинга.
Теоретической основой исследования послужили труды следующих российских авторов по проблемам кадровой стратегии персонала на предприятии: Андреева Н. Е., Армстронг М., Травин, В.В. и т.д.
В качестве информационной базы в работе использованы организационно-экономическая характеристика предприятия, а так же статистические данные АО «Московский машиностроительный завод «Знамя» за 2015-2017 гг.
1 Теоретические основы стратегии и тактики кадрового менеджмента
1.1 Стратегическое управление персоналом: концепция, цели и главные принципы
Стратегическое управление кадрами - это система менеджмента, опирающаяся на кадровый потенциал, которая гибко и оперативно отвечает на вызовы и изменения внешнего окружения и организует соответствующие изменения в компании. Это повышает конкурентоспособность организации, позволяет больше ориентироваться на потребности клиентов и способствует выживанию компании в условиях растущей конкуренции[1].
Стратегическое управление кадровым потенциалом имеет следующие цели[2]:
- Создание перспективного резерва для удовлетворения будущих кадровых потребностей компании.
- Управление уровнем заработной платы, который должен соответствовать задачам отбора, удержания и стимулирования сотрудников.
- Важная роль развития лидерских качеств на ведущих должностях.
- Планирование тренингов для повышения профессионального уровня сотрудников, создание соответствующей кадровой динамики внутри компании.
- Развитие качественных систем взаимосвязи между отделами и службами и между административным персоналом и другими работниками.
- Разработка механизмов преодоления психологического неприятия изменений.
Цель стратегии кадрового развития состоит в трансформировании общей стратегии компании в направлении расширения перспектив использования сотрудников в будущем. Эта стратегия разрабатывается для координации внутреннего состояния компании и внешнего окружения, а также на долгосрочное развитие кадрового потенциала.
Стратегическое управление кадрами строится на принципах[3]:
- долгосрочный анализ перспектив;
- ориентированность на изменение кадрового потенциала;
- обеспечение реализации трудового потенциала;
- многовариантный выбор в соответствии с изменениями внутреннего состояния компании и внешнего окружения;
- отслеживание статуса и динамики изменений внешнего окружения и своевременная модификация административных решений.
Стратегическое управление сотрудниками компании направлено на следующие объекты:
- коллектив компании;
- условия работы;
- структура трудового коллектива.
При создании стратегии управления кадрами, направленной на улучшение методики управления, базовую основу составляют трудовые ресурсы в контексте различных компонентов системы кадрового управления:
- условия работы и требования безопасности;
- формы и способы регламентации трудовых отношений;
- способы решения конфликтов в области социальных отношений и производства;
- внедрение норм поведения и взаимоотношений среди персонала, утверждение корпоративного кодекса;
- политика трудоустройства в компании, в том числе анализ трудового рынка, система подбора персонала, режим труда и отдыха;
- работа по профессиональной ориентации и адаптация трудового коллектива;
- мероприятия по увеличению общего кадрового потенциала и использованию сотрудников;
- улучшение способов прогнозирования и составление перспективных планов по развитию персонала с учетом будущих потребностей компании на основании исследования требований к работникам в области специальных навыков и квалификации и обустройству рабочих мест;
- развитие новых требований к специалистам в области специальных навыков и компетенций на основании постоянного анализа и составления планов работ, осуществляемых на различных позициях;
- новые способы отбора и профессиональной аттестации специалистов;
- создание концепции развития персонала, в том числе новые способы обучения, повышения квалификации, планирования продвижения по служебной лестнице, создание трудового резерва, опережая возникновение новых потребностей в кадрах;
- создание новой системы начисления заработной платы, материальной и моральной мотивации персонала;
- меры по совершенствованию системы разрешения правовых проблем в области трудовых взаимоотношений и экономической деятельности;
- подготовка новых и применение существующих мер по развитию социальной сферы;
- улучшение информационной системы работы с персоналом в соответствии с разработанной стратегией;
- меры по улучшению всей структуры управления кадрами или отдельных компонентов этой системы.
Таким образом, рассмотрение вопроса о стратегическом управлении персоналом в современной организации требует общего определения термина стратегического управления компанией.
Термин «стратегическое управление» появился в научной литературе во второй половине двадцатого века. Такой термин был введен для обозначения различий между операционным менеджментом на уровне отделов, филиалов и служб и высокоуровневым менеджментом.
В конце двадцатого века управление как вид практической работы вступило в новую стадию своего развития, когда топ-менеджеры стали уделять большое внимание вопросам внешней среды.
Такой подход позволяет вовремя реагировать и принимать соответственные меры в связи с изменениями внешнего окружения, что также способствует созданию конкурентного преимущества для компании.
1.2 Классификация стратегического управления кадрами
Существует несколько видов стратегического управления персоналом: стратегия инновационных компаний, диверсификационная стратегия, стратегии прибыли, стратегии с упором на потребителей, организационные стратегии и так далее. Выделяют и другие виды стратегий управления кадрами[4].
1) Стратегия расчета на собственные силы.
Эта стратегия предполагает, что компания занимает прочную позицию на рынке, имеет представление о будущих изменениях в течение следующих нескольких лет и планирует изменение стратегических задач, принимая во внимание рыночные изменения.
Компания планирует создать группу специалистов для производства и сбыта будущих продуктов. Период планирования зависит от уровня нового продукта. Затраты зависят от стоимости работ по отбору специалистов и их подготовки. Расходы также будут включать стоимость тестирования навыков будущих специалистов.
Присутствует определенный риск того, что обученные специалисты не смогут решить новые задачи и удовлетворить новые потребности в трудовых ресурсах.
Но этот риск можно минимизировать с помощью рациональной системы подбора кадров и обеспечения определенной избыточности относительно количества подбираемых специалистов - то есть избыточного соотношения числа принимаемых работников и количества специалистов, запланированных на определенный период в будущем в соответствии со стратегическим прогнозом. Успех такой стратегии зависит от нескольких параметров[5]:
- уровень привлекательности на трудовом рынке;
- число молодых сотрудников, которые уже осуществляют работы в компании, и число профессионалов, которые могут быть трудоустроены в компании;
- сегодняшний уровень компетенции и квалификации сотрудников компании;
- существование перспектив для возможного роста молодых работников.
Такая стратегия применяется в крупных компаниях.
2) Стратегия получения уже подготовленных специалистов.
Опора только на эту стратегию может вызвать некоторые трудности в связи с большими расходами и сложной адаптацией различных специалистов со стороны в существующих группах и отделах компании.
Разработка такой стратегии занимает не очень большое время, так как компания планирует приобретать уже готовых работников, а рыночные условия требуют быстрого вывода на рынок новой продукции и завоевания новых сегментов. Затраты будут довольно большими в связи со следующими факторами:
- расходы на разработку плана внедрения и определение потребностей компании относительно квалификационного уровня и компетенции набираемых специалистов;
- расходы на приобретение требуемых работников и адаптацию к существующим условиям работы;
- затраты на предполагаемую высокую заработную плату новых специалистов.
Реализация поставленной цели займет немного времени при высоком уровне вероятности успешного выполнения поставленных задач, если отобранные специалисты смогут адаптироваться к существующей системе управления, или администрация компании предоставит таким специалистам достаточно прав и самостоятельности для выполнения поставленных перед ними задач.
3) Стратегия отбор небольшого числа специалистов с высокой квалификацией (выполнение необходимых работ с помощью малого числа высококвалифицированных работников).
Эта стратегия характерна для небольших консалтинговых компаний, которые должны быстро и с хорошим уровнем качества решить научную, проектную, внедренческую или иную подобную задачу.
Данная стратегия применяется для управления трудовыми ресурсами, если общая стратегия менеджмента компании относится к концепциям «динамического роста», «динамики изменений» или «предпринимательства». Если компания перейдет к стратегии «прибыльности», то может уменьшиться потребность компании в высококвалифицированных работниках, и сами отобранные специалисты могут отказаться выполнять рутинные и обычные задачи в этой компании или за ее пределами. Часто это становится причиной смены состава сотрудников в компаниях малого бизнеса после нескольких лет работы.