Файл: Определение рынка сбыта, как один из этапов организации коммерческой деятельности (Роль и место сбыта в процессе коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль и место сбыта в процессе коммерческой деятельности
1.1. Предпринимательская деятельность как источник формирования системы сбыта
1.2. Понятие товара и товарной политики фирмы
1.3. Взаимосвязь сбыта и комплекса маркетинга
2. Анализ системы сбыта на примере ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева»
2.1. Оценка места ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева» на локальном рынке
2.2 Исследование процесса принятия решений при определении рынка сбыта
2.3 Поиск рынка сбыта для продукции садоводства
3. Повышение эффективности системы сбыта за счет рационального медиапланирования
ВВЕДЕНИЕ
Рынок сбыта представляет собой экономическое пространство, на котором осуществляется предложение товаров и услуг компаниями, и выбор и приобретение этих товаров и услуг потребителями. Рынок сбыта может существовать и функционировать только в рамках конкретного товарного рынка. В зависимости от того, что предлагается покупателям на рынке и какие потребности определяют спрос на товар или услугу, рынок сбыта бывает потребительским, рынком предприятий, рынком государственных учреждений, рынком промежуточных продавцов. Существует также множество других классификаций рынков, но все они предназначены для одной цели – найти спрос на продукцию или услугу предприятия.
Рынку сбыта свойственна такая характеристика, как емкость рынка. Под емкостью рынка понимается тот объем товаров и услуг, который можно реализовать на данном рынке за конкретный период. Емкость рынка сбыта зависит от конъюнктуры, и является величиной переменной: при повышении конъюнктуры, то есть росте спроса, емкость рынка сбыта возрастает, и наоборот. И задача-максимум каждого предприятия занять как можно более весомую (и при этом посильную) нишу рынка.
На сегодня, одним из самых оптимальных и эффективных средств приведения в соответствие условий рынка и внутренних возможностей развития предприятий является формирование и распространение инноваций в сфере маркетинга. Опыт доказывает, что практически все субъекты хозяйствования, с успехом развивающиеся на рынке, всем обязаны правильной политике медиапланирования и рекламы.
Говоря об обособленных предприятиях, организациях, учреждениях, можно отметить, что анализ и выбор возможностей, реализуемых ими на рынке в перспективе развития инноваций, осуществляется с помощью маркетинговой концепции. При этом, исходя из практики, теоретическая база и методический набор классического маркетинга для новаций в большинстве случаев очень трудно или невозможно использовать. Основные причины этого следующие:
- специфика рыночного анализа инновационных продуктов, в частности ориентированных на удовлетворение неявных (скрытых) потребностей или на формирование принципиально новых потребностей;
- проблематика направленности производства для потребителей, имеющих вероятностную оценку своих потребностей;
- сложности выбора оптимальных способов установления первоначального спроса, его подпитки в будущем, а также выработки стратегии установления цен на инновационные товары, формирование сбыта продукции и т.д.
Коммерческая деятельность эффективна, если предоставляемая услуга, а в данной работе – произведенный товар, находят спрос у потребителей. Удовлетворяя запросам покупателей, товар приносит прибыль предприятию.
Товарная политика и товар – ядро маркетинговых решений, для обслуживания которых принимаются другие решения, которые связаны, например, с условиями товароприобретения и способами его реализации потребителям.
Вот почему данная тема работы является в настоящий момент весьма актуальной.
Цель работы заключается в определении рынка сбыта нового вида продукции ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева» путем проведения маркетинговых мероприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- раскрыть суть предпринимательской деятельности, понятия «товар» и «товарная политика»;
- определить взаимосвязь сбыта и комплекса маркетинга на предприятии;
- оценить место ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева» на локальном рынке с/х продукции.
- проанализировать систему сбыта;
- исследовать процесс принятия решения в системе сбыта;
- предложить направление деятельности предприятия и определить рынок сбыта потенциальной продукции;
- предложить пути повышения эффективности системы сбыта за счет рационального медиапланирования.
Объект исследования – рынок сбыта ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева».
Предмет исследования – товар и система маркетинга как основные компоненты формирования рынка сбыта ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева».
В работе были использованы такие методы, как сравнение, анализ и синтез, табличный, индукция, дедукция, прогнозирование, графический методы и другие.
Все разработки и исследования являются самостоятельными.
Достоверность исследования обеспечена комплексным использованием различных научных методов, мониторингом перечня библиографических ресурсов, опорой на научно-исследовательскую литературу, справочные материалы.
Теоретическую базу данной работы составили труды различных зарубежных и отечественных ученых, занимающихся исследованием данной темы. Практическую – данные, полученные в результате анализа сельскохозяйственной кооперации Московской области, а также информация органов власти, СМИ и официальные статистические данные.
Методологическая база сформировалась в результате изучения научных трудов авторов, которые исследуют предпринимательство и сбыт - Волков О.И., Куртов Д.О., Ореховский П.В.; стратегические исследования – Жигалко З.М., Семенов И.А.; маркетинговые исследования – Аакер Д., Березин И.О., Залтман Дж.,Шишкин А.В.; рекламные аспекты деятельности – Бурцева Т.И., Блюм М.А., Горелова А.С. и др.
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на обеспечение обнаружения и закрепления ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева» на рынке сбыта своей продукции.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, библиография.
1. Роль и место сбыта в процессе коммерческой деятельности
1.1. Предпринимательская деятельность как источник формирования системы сбыта
Историография вопроса о рынках сбыта, товарах и маркетинге начинается с Хуана де Матьенсо, который еще в 16 веке пытался описать явление, которое впоследствии в экономической теории получило называние рынка сбыта. [Волков О. И., 2012, С. 32]
После него классики предприняли попытку — и небезуспешную — представить все разнообразие экономического мира как единое целое, свести в систему отдельные положения, догадки, наблюдения, выводы, вычленить и согласовать категории и понятия.
Конечно, за прошедшие 200 с лишним лет (труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», с которого обычно начинают отсчет политэкономии как науки, вышел в 1776 г.) мир заметно изменился. [Гончаров В. И., 2010, С. 71] Однако прежние теории не следует торопиться списывать в архив. Вокруг наследия классической школы по-прежнему продолжаются дискуссии, обсуждения, споры.
Введенный Марксом термин «классическая школа» вошел в оборот и был использован экономистами, придерживавшимися иных взглядов и следовавшими иной традиции. Согласно их трактовке классическую школу отличают временные рамки — период с середины XVIII до середины XIX в. — и ряд общих черт. Основными представителями классиков являются А. Смит, Ж.-Б. Сэй, Т. Мальтус, Н. Сениор, Дж. Ст. Милль. [Аакер Д., 2010, С. 43]
Согласно А. Смиту, порядок в рыночной экономике устанавливается через механизм конкуренции. Если растет спрос, объем производства увеличивается, конкуренция усиливается, что заставляет снижать издержки. При падении спроса происходит обратный процесс. В условиях свободной конкуренции регулятором производства выступает цена. Она регулирует объемы, распределение ресурсов, движение рабочей силы.
«Невидимая рука» рыночных законов направляет к цели, которая совсем не входила в намерения отдельного человека. Смит показал побудительную силу и значимость личного интереса как внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма.
Дж.С. Милль утверждал, изучая рынок, что не только цена изменяется под воздействием спроса и предложения. [Волков О. И., 2012, С. 33] Имеет место и обратная зависимость: сама цена оказывает влияние и изменяет спрос и предложение. Здесь важен методологический принцип: причина и следствие в экономической практике нередко меняются местами. То, что было причиной, может стать затем следствием, и наоборот, следствие занимает место причины.
Постулат, получивший наименование «тождество Сэя» или «закон рынков», гласит: «Производство всегда равняется потреблению». Всякое производство само порождает доходы, на которые и покупаются все товары, стоимость которых соответствует всем доходам. «Каждый продукт с того самого момента, когда он произведен, открывает собою сбыт для других продуктов на полную сумму своей ценности».
Закон рынков сбыта Сэя практически исключает общее перепроизводство товарной массы. Из него следует, что совокупный спрос соответствует совокупному предложению, «сбыт для продуктов создается самим производством». [Аакер Д., 2010, С. 44]
Согласно теории предельной полезности (К. Менгер) стоимость (ценность товара) зависит от субъективной оценки его полезности потребителем и от редкости блага, что выявляется на рынке. [Гончаров В. И., 2010, С. 72] Поэтому стоимость - это категория обмена. В её создании участвуют не только труд, но и все факторы производства.
Основоположник современного направления в теории ценности и цен - известный английский экономист А. Маршалл сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат). [Волков О. И., 2012, С. 34] Тем самым он осуществил поворот в экономической теории стоимости от субстанционного анализа к функциональному, то есть единовременному определению взаимовлияния полезности, спроса - предложения, издержек и цены.
Экономисты и маркетологи 20 века, такие, как Кейнс, Макконелл, Брю, Котлер, Блум и другие описывали рынки сбыта и маркетинг с различных сторон, то преуменьшая их значение, то преувеличивая. Но к 21 веку сформировалась система знаний, которые мы может использовать в своей деятельности, в т.ч. при написании этой работы.
Итак, предпринимательство, предпринимательская деятельность — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. [Куртов Д. О., 2013, С. 56]
Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлеченные со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведенное будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.
Множество форм и родов деятельности в предпринимательстве основывается на разнообразии рыночных факторов, явлений и характеристик как объектов, так и субъектов бизнеса.
Известно, что фундаментом рыночных отношений служит право частной собственности, а основой бизнеса является труд каждого индивида. Фирма, пользующаяся наемным трудом, трактуется как «частная фирма». [Ореховский П.В., 2011, С. 29]
Наиболее популярной формой хозяйствования является ООО - общество с ограниченной ответственностью, предполагающее ответственность его основателей по обязательствам предприятия только в пределах их взноса в уставный капитал.
В ситуации, когда совладельцы несут ответственность не только имуществом фирмы, а и своим собственным в равных долях, предприятие имеет форму полного общества (товарищества с полной ответственностью). особенностью является то, что соучредитель не может выступать в том же качестве к каком-либо другом юридическом лице.
Более солидные компании выбирают форму акционерного общества - объединения физических или юридических лиц, путем приобретения ими акций на праве частной собственности. Акционерные общества бывают открытого и закрытого типов. Членом открытого акционерного общества (ОАО) может стать любой гражданин, который приобрел акцию. Членом же закрытого акционерного общества может стать только член трудового коллектива предприятия, выпустившего акции. [Волков О. И., 2012, С. 52]
Управление акционерным обществом осуществляется с помощью важных рыночных признаках предпринимательской деятельности, а именно:
- делегировании полномочий;
- либерализации отношений;
- четком обозначение экономических взаимоотношений. [Жигалко З.М., 2012, С. 35]
Общее собрание акционеров назначает выборным путем членов Совета директоров, которые в свою очередь выбирают Председателя. Собрание акционеров назначает генерального директора сроком на 5 лет. Совет директоров назначается лишь на один год. Все сроки устанавливает Собрание акционеров. Генеральный директор назначает членов исполнительного комитета, подотчетных Совету директоров. [Куртов Д. О., 2013, С. 57]