Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом является главнейшим направлением в деятельности абсолютно любой организации. Чтобы грамотно заниматься управлением персонала, важно помнить о таком аспекте, как психология труда.
Психология труда – это раздел в психологии, который рассматривает психологические особенности деятельности труда человека, а также закономерности развития навыков труда. Она раскрывает комплекс научных дисциплин о труде как особом процессе развития и функционирования человека как субъекте труда, то есть отдельного индивида.
Верно разработанная система управления персоналом помогает значительно повысить эффективность деятельности организации.
Рабочий процесс предполагает установление между работодателем и персоналом компании таких отношений, как социальные, экономические, правовые и психологические. Главная цель улучшений этих отношений – это создание комфортных условий труда персонала предприятия в целях получения максимально возможного результата от их деятельности.
Управление персоналом - это одна из наиболее важных сфер жизни каждого предприятия, которая способна многократно повысить его эффективность. Понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно обширном диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Я считаю данную тему актуальной, так как способы психологического воздействия на персонал трудового коллектива считаются важнейшими элементами психологических методов управления. Они охватывают все наиболее необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на сотрудников для координации в процессе совместной трудовой деятельности.
Цель: изучение методов психологического воздействия на персонал.
Задачи работы:
- Подобрать литературу по теме
- Изучить особенности и методы воздействия на персонал
- Проанализировать полученные результаты по кейсу
- Сформулировать выводы и разработать рекомендации по совершенствованию работы персонала.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач.
Объект исследования: методы психологического воздействия на персонал организации.
Предмет исследования: факторы использования методов психологического воздействия на персонал организации.
ГЛАВА Ⅰ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
Управление является древнейшей областью в деятельности персонала. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Лишь с помощью скоординированных действий люди развивались и создавали огромные материальные и социальные ценности. В 20–е годы известный французский инженер, управляющий гигантской добывающей и металлургической компании Анри Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Его считают основателем науки "менеджмента". Книга А. Файоля "Основы менеджмента", опубликованная в 20–х гг., стала классической. Благодаря ему управление стали считать особой специфической деятельностью.
В современном менеджменте часто употребляется понятие "человеческий фактор" (human factor). Это понятие употреблялось еще во время второй мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор — это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей.
Важность этого фактора определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами.
Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственностью за человеческие жизни.
Человеческий фактор необходим, когда в практику внедряются методы с учетом психологических и психофизиологических свойств человека. В данном случае вероятно уменьшение брака в процессе создания какого-либо вида продукции. Недоучет человеческого фактора приводит к тому, что на производстве повышается число производственных конфликтов, увеличивается текучесть кадров, сбои в работе, в связи с чем появляются потери в производительности труда.
Разумное использование человеческого фактора (учет личностных, социально–психологических, психофизиологических, мотивационных особенностей людей) может способствовать получению значительного экономического эффекта даже без экономических затрат. Примером этому может быть создание малых групп с учетом групповой сплоченности, группового единства и других важных социально–психологических феноменов.
Деятельность современного менеджера определенно зависит от умелого использования человеческого фактора. Менеджеру необходимо обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему подчинены, а также на тех, кто ему не подчиняется, но от которых зависит работа всей организации, которой он руководит.[1]
Психология в управление персоналом – это междисциплинарное направление, которое находится на стыке управленческих и психологических наук, позволяющее оптимизировать управленческую деятельность руководителя компании благодаря грамотному взаимодействию с подчиненными, учитывая их социально–психологические и психофизиологические особенности.[2]
Содержание психологии в управление персоналом – это разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.
Суть управления персоналом на предприятии заключается в том, чтобы установить организационно-экономические, социально-психологические и правовые отношения объекта и субъекта управления. В основании этих взаимоотношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность сотрудников в целях предельного их использования. Если в организации отсутствует четко продуманная стратегия и тактика управления персоналом, то становится очевидно, что в данном учреждении используется далеко не весь потенциал работников, а также, что труд персонала можно сделать более плодотворным.[3]
К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, "взрыв" метод, метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет.[4]
Предлагаю рассмотреть их более подробно.
Внушение является психологическим целенаправленным воздействием на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду. Внушение может вызвать у человека, иногда помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к совершению человеком определенного поступка. Крайне негативной формой внушения является зомбирование личности, когда человеку прививаются строго определенные формы поведения, выходящие за пределы моральных норм.
Убеждение основывается на аргументированном и логическом воздействии на психику человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.
Подражание - способ воздействия на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства, образцы поведения которого являются примером для других.
Вовлечение является психологическим приемом, с помощью которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например, выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе.
Побуждение - позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации.
Принуждение - крайняя форма морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют, вероятно, даже против его воли и желания, выполнять определенную работу. Применять принуждение желательно лишь в чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельствах, в случаях, когда бездействие может привести к жертвам, ущербу, гибели имущества, людей, а также несчастным случаям.
Осуждение – это прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны. Такой прием не может применяться для воздействия на людей со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.
Требование имеет силу распоряжения. Поэтому, оно может быть эффективным только в случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В остальных случаях этот прием может оказаться бесполезным или даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично с запрещением, выступающим в виде легкой формы принуждения.
Командование применяется в тех случаях, когда требуется быстрое и точное исполнение без каких-либо критических реакций. При выполнении команд не рассуждают. В жизни встречаются запретительные и побудительные разновидности команд. Первые: «Перестаньте!», «Прекратите нервничать!», «Замолчите!» - направлены на немедленное торможение нежелательных актов поведения. Они подаются твердым спокойным голосом или голосом с эмоционально окрашенным оттенком. Вторые: «Идите!», «Принесите!», «Делайте!» - нацелены на включение поведенческих механизмов людей.
Плацебо давно используется в медицине как прием внушения. Его суть заключается в том, что врач, прописывая больному какое-нибудь индифферентное средство, утверждает, что именно оно даст нужный эффект. Психологический настрой больного на благоприятное воздействие прописанного лекарства часто приводит к положительному результату. На производстве плацебо — это пример поведения авторитетного лица, когда работникам с легкостью демонстрируют какие-либо действия, превозмогая боль, чрезмерную усталость, страх высоты и т. п. Видя это, работники могут с такой же легкостью повторить показанные действия, не испытывая при этом неприятных ощущений. Если же наблюдатели заметят, что демонстрация осуществляется через силу, то эффекта не будет. Вообще, эффект плацебо удерживается лишь до первой неудачи, пока работники не поймут, что ритуальные действия, которые они так скрупулезно выполняли, не имеют под собой реальной почвы.
Порицание обладает убеждающей силой только в условиях, когда собеседник идентифицирует себя с руководителем: «он один из нас». В других случаях порицание воспринимается как назидание, которое можно выслушать, но которому не обязательно следовать. В силу того, что человек довольно активно защищает свое «Я», он часто рассматривает этот прием как покушение на свою самостоятельность.
Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. К нему мы относим запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что, в сущности, является вариантом внушения, а также запрещение недозволенного поведения (выпивка, бездеятельность, попытка хищения или брака). Этот метод стоит на грани двух главных методов воздействия - принуждения и убеждения.
«Взрыв» - прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Применение «взрыва» требует создания специальной обстановки, в которой возникли бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью. В такой обстановке у человека происходит сбой нервных процессов. Неожиданный раздражитель вызывает у него сильный стресс. Это приводит к коренному изменению взглядов на вещи, события, отдельных людей и даже мир в целом.
Метод Сократа основывается на стремлении оградить собеседника от того, чтобы тот сказал «нет». Как только собеседник скажет «нет», его очень трудно повернуть в обратную сторону. Метод назван именем древнегреческого философа Сократа, который часто пользовался им, стараясь вести беседу так, чтобы собеседнику было легче сказать «да». Как мы знаем, Сократ непременно доказывал свою точку зрения, не вызывая со стороны оппонентов не только явного негодования, но даже самых незначительных негативных реакций.