Файл: Основы организации хозяйственного учета на предприятии.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы организации хозяйственного учета на предприятии
1.1. Сущность, назначение и виды хозяйственного учета на предприятии
1.2. Элементы хозяйственного учета на предприятии
Глава 2. Организация хозяйственного учета в ООО «Лидер»
2.1. Краткая характеристика ООО «Лидер»
2.2. Организация учетных процессов на предприятии
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации хозяйственного учета в ООО «Лидер»
Для определения конечного финансового результата от обычных видов деятельности в ООО «Лидер» из суммы валового дохода вычитается себестоимость проданным товарам и величина расходов на продажу, относящаяся к проданной продукции и списанная с кредита счета 44 «Расходы на продажу» на дебет счета 90 «Продажи».
Для выполнения записей по указанной схеме бухгалтер ООО «Лидер» ежемесячно сопоставляет совокупные дебетовые обороты по субсчетам 2 «Себестоимость продаж», 3 «Налог на добавленную стоимость» и другие с кредитовым оборотом по субсчету 1 «Выручка». Сумма рассчитанной таким образом прибыли или убытка от продаж за отчетный месяц ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».
Выводы. Основными учетными операциями в ООО «Лидер» являются операции по учету товаров. Бухгалтерский учет товаров ведет по продажным ценам. В налоговом учете ООО «Лидер» товары отражаются по покупным ценам. Учет товаров осуществляется на счете 41 «Товары», субсчете «Товары в розничной торговле». Торговая наценка учитывается на счете 42 «Торговая наценка». Для определения торговой наценки в ООО «Лидер» сначала устанавливается продажная цена на товар, а затем по факту исчисляется сумма торговой наценки. Для отражения торговой наценки в учете ООО «Лидер» использует типовой реестр розничных цен, в котором отражается размер торговой наценки и определяется продажная цена на весь ассортимент товаров, поступающих в розницу. Однако, данная форма не совсем удобна для работы ООО «Лидер», в связи с чем рекомендовано использовать разработанную форму реестра, включающую реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Рекомендуемый реестр розничных цен в ООО «Лидер» должен составляться ежедневно на поступивший товар.
Выручка от продажи товаров учитывается на счете 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка». Списание товаров на продажу производится методом средней стоимости. В результате, на счете 90 «Продажи» автоматически выявляется финансовый результат от продажи товаров ООО «Лидер».
Важнейшим объектом учета в ООО «Лидер» являются расходы. Учет расходов на продажу на предприятии ведется раздельно по каждому виду деятельности на счете 44 «Расходы на продажу».
Для определения конечного финансового результата от обычных видов деятельности в ООО «Лидер» из суммы валового дохода вычитается себестоимость проданным товарам и величина расходов на продажу, относящаяся к проданной продукции и списанная с кредита счета 44 «Расходы на продажу» на дебет счета 90 «Продажи». Сумма прибыли или убытка от продаж за отчетный месяц ежемесячно списывается с субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации хозяйственного учета в ООО «Лидер»
Важнейшим направлением совершенствования учетной деятельности в ООО «Лидер» является формирование центров финансовой ответственности, то есть подразделений, отвечающих за выполнение определенных функций, соблюдение контрольных показателей, характеризующих результаты деятельности. Предлагаемые центры финансовой ответственности, полномочия и показатели для контроля их деятельности представлены в таблице 9.
Таблица 9
Центры финансовой ответственности, их функции, показатели оценки деятельности[30]
Центр финансовой ответственности |
Функции центра ответственности |
Показатели оценки выполнения функций |
Центр затрат: отдел снабжения |
Планирование закупок Нормирование товарных запасов |
Наличие на складе товаров в соответствии с нормативами |
Центр доходов и прибыли: торговый отдел |
Планирование ассортимента Планирование цен Контроль за объемом продаж |
Выполнение плана по товарообороту Выполнение плана по прибыли |
Центр инвестиций: бухгалтерия |
Прогнозирование денежных потоков, связанных с инвестированием |
Рентабельность и срок окупаемости инвестиций |
В целях совершенствования учетной деятельности в ООО «Лидер» предлагается внедрение методики внутреннего контроля центров ответственности, оказывающих наибольшее влияние на эффективность работы предприятия - отдела закупок и торгового отдела. Предлагаемая методика заключается в организации внутреннего контроля путем создания эффективной среды контроля, системы учета и применения соответствующих контрольных процедур.
Предлагаемая схема учета, внутреннего контроля и анализа товарных запасов представлена на рис. 5.
В предлагаемой системе отдел закупок ООО «Лидер» формирует бюджеты закупок, планы платежей и изменения кредиторской задолженности, бюджеты товарных запасов. Торговый отдел формирует бюджеты продаж, планы поступлений и изменения выручки. При формировании бюджетов отдел закупок и торговый отдел балансируют их на предмет достижения контрольных показателей.
ая си
тема
Сбор, регистрация первичной информации о состоянии запасов товаров
Обработка и хранение учётной информации, формирование структурированной отчетности
Передача учётной информации пользователю
Анализ объёмов запасов товаров
Цель - оптимизация товарных запасов
Контроль запасов товаров в соответствии с бюджетом закупок
Принятие управленческих решений
Объект управления
Бюджет прямых затрат на закупку товаров
Рисунок 5 - Схема учета, внутреннего контроля и анализа товарных запасов[31]
Формирование контрольных показателей осуществляется по следующим элементам: доходы от продаж, затраты, товарные запасы, закупки товаров, изменения кредиторской задолженностей, прибыль, денежные активы, обязательства, изменение учетных цен, отклонение от учетных цен, уменьшение товарных запасов из-за недостач и потерь от порчи. Основные финансово-экономические элементы, предлагаемые для построения системы контрольных показателей закупки товаров в ООО «Лидер» отражены на рис. 6.
Бюджет
продаж
Бюджет доходов и расходов
План товарооборота
Рентабельность
Бюджет прямых затрат на закупки
Остатки товарных запасов
Изменение дебиторской задолженности
Изменение кредиторской задолженности
Чистая прибыль
Доходы от продаж (выручка)
Себестоимость
проданных товаров
Объем продаж
Потребность в товарных запасах
Изменение товарных запасов материалов
Поступления денежных средств
Центр Сводного Бюджетирования, Планирования и Контроля
Закупка товаров
Бюджеты затрат, прибыли бизнес-единиц
Платежный бюджет организации
Рисунок 6 - Основные финансово-экономические элементы для построения системы контрольных показателей закупки товаров в ООО «Лидер» [32]
Процедуры оперативного контроля хода выполнения планов продаж целесообразно осуществлять по нижеописанной схеме.
Работник отдела продаж ООО «Лидер» — лицо, осуществляющее первичный контроль хода выполнения планов продаж, — на основе ежедневных товарных отчетов подготавливает и ежедневно по установленному порядку передает начальнику отдела продаж отчеты о выполнении планов продаж за день и с начала отчетного периода, а также ежедневные отчеты (рапорты) о выполнении оперативно-календарных планов продаж.
Начальник начальника отдела продаж: анализирует полученные отчеты; устанавливает причины отклонений; выявляет виновников, принимает меры в пределах своей компетенции и ежедневно по установленному порядку передает сведения о ходе выполнения планов продаж директору; Получив данные о ходе выполнения планов продаж, в том числе данные по отклонениям, директор анализирует выявленные причины отклонений, оценивает принятые начальником отдела продаж меры и принимает меры (по отклонениям) в пределах своей компетенции, в том числе принимает решения по выявленным виновникам (налагает соответствующие дисциплинарные взыскания).
Предлагаемые рекомендации повысят эффективность контроля за товарными запасами, обеспечат достоверность их учета.
Выводы. Важнейшим направлением совершенствования учетной деятельности в ООО «Лидер» является формирование центров финансовой ответственности, то есть подразделений, отвечающих за выполнение определенных функций, соблюдение контрольных показателей, характеризующих результаты деятельности. В предлагаемой системе отдел закупок ООО «Лидер» формирует бюджеты закупок, планы платежей и изменения кредиторской задолженности, бюджеты товарных запасов. Торговый отдел формирует бюджеты продаж, планы поступлений и изменения выручки. При формировании бюджетов отдел закупок и торговый отдел балансируют их на предмет достижения контрольных показателей.
Заключение
Хозяйственный учет - это система наблюдения, измерения и регистрации процессов деятельности организации с целью контроля и управления ею. Хозяйственный учет объединяет в себе три вида учета: оперативный, статистический и бухгалтерский.
Оперативный учет осуществляется в момент совершения определенной хозяйственной операции непосредственно на месте. Статистический учет отражает и обобщает массовые явления и их закономерности финансово-хозяйственной деятельности организации, общественной жизни и природы. Бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
С помощью учетных измерителей выявляются: объем, количество, время и прочие показатели деятельности предприятия. Существуют три вида учетных измерителей: натуральные, трудовые и денежные.
Основными учетными операциями в ООО «Лидер» являются операции по учету товаров. Бухгалтерский учет товаров ведет по продажным ценам. В налоговом учете ООО «Лидер» товары отражаются по покупным ценам. Учет товаров осуществляется на счете 41 «Товары», субсчете «Товары в розничной торговле». Торговая наценка учитывается на счете 42 «Торговая наценка». Для определения торговой наценки в ООО «Лидер» сначала устанавливается продажная цена на товар, а затем по факту исчисляется сумма торговой наценки. Для отражения торговой наценки в учете ООО «Лидер» использует типовой реестр розничных цен, в котором отражается размер торговой наценки и определяется продажная цена на весь ассортимент товаров, поступающих в розницу. Однако, данная форма не совсем удобна для работы ООО «Лидер», в связи с чем рекомендовано использовать разработанную форму реестра, включающую реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Рекомендуемый реестр розничных цен в ООО «Лидер» должен составляться ежедневно на поступивший товар.
Выручка от продажи товаров учитывается на счете 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка». Списание товаров на продажу производится методом средней стоимости. В результате, на счете 90 «Продажи» автоматически выявляется финансовый результат от продажи товаров ООО «Лидер».
Важнейшим объектом учета в ООО «Лидер» являются расходы. Учет расходов на продажу на предприятии ведется раздельно по каждому виду деятельности на счете 44 «Расходы на продажу» с открытием субсчетов: 44.1.1 «Издержки обращения складские»; 44.1.2 «Издержки обращения в розничной торговле»; 44.2 «Издержки обращения управленческие». Регистром учета издержек обращения является анализ счета 44 «Расходы на продажу», в котором отражаются статьи затрат по соответствующим субсчетам.
Для определения конечного финансового результата от обычных видов деятельности в ООО «Лидер» из суммы валового дохода вычитается себестоимость проданным товарам и величина расходов на продажу, относящаяся к проданной продукции и списанная с кредита счета 44 «Расходы на продажу» на дебет счета 90 «Продажи». Сумма прибыли или убытка от продаж за отчетный месяц ежемесячно списывается с субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».