Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы принятия управленческих решений в менеджменте
1.1 Сущность и характеристика управленческих решений в организации
1.2 Механизмы и методы принятия управленческих решений
2. Анализ механизма принятия управленческих решений на примере деятельности ОАО «ВымпелКом»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности компании ОАО «ВымпелКом»
2.2 Характеристика услуг компании ОАО «ВымпелКом»
3. Мероприятия, направленные на совершенствование принятия управленческих решений ОАО «ВемпелКом»
Вместе с тем члены группы продолжают находиться в подчинении у своего руководителя. В матричных структурах, в отличие от двух предыдущих горизонтальных механизмов, руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся условиях, касающихся все более сложных проблем.
Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:
-декомпозиция – представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;
-диагностика – поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах.
Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах. Экспертные методы принятия управленческих решений.
Эксперт – это человек, конкретное лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе. Эксперты приглашаются для проведения экспертизы.
Экспертиза – проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения. Экспертиза позволяет снизить риск принятия ошибочного решения. Типичные проблемы, требующие проведения экспертизы: определение целей, стоящих перед объектом управления (поиск новых рынков сбыта, изменение структуры управления); прогнозирование; разработка сценариев; генерирование альтернативных вариантов решений; принятие коллективных решений и т.д.
Метод Дельфи – свое название получил по названию греческого города Дельфы, жрецы которого славились умением предсказывать будущее (дельфийские оракулы). Метод характеризуется тремя основными чертами: анонимностью, регулируемой обратной связью, групповым ответом. Анонимность достигается применением специальных опросников или другими способами индивидуального опроса. Неэкспертные методы принятия управленческих решений.
Метод неспециалиста – метод, при котором вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях. Линейное программирование – метод, при котором решаются оптимизационные задачи, в которых целевая функция и функциональные ограничения являются линейными функциями относительно переменных, принимающих любые значения из некоторого множества значений.
Одним из примеров задач линейного программирования является транспортная задача. Имитационное моделирование – способ формирования решения, при котором лицо, принимающее решение, приходит к разумному компромиссу в значениях различных критериев. При этом ЭВМ по заданной программе имитирует и воспроизводит течение изучаемого процесса при нескольких возможных вариантах управления, ему заданных; полученные результаты анализируются и оцениваются [5].
Метод теории вероятности – неэкспертный метод. Метод теории игр – метод, при котором задачи решаются в условиях полной неопределенности. Это означает наличие таких условий, при которых процесс выполнения операции является неопределенным, или противник противодействует сознательно, или отсутствуют ясные и четкие цели и задачи операции. Следствием такой неопределенности является то, что успех операции зависит не только от решений принимающих их людей, но и от решений или действий других людей. Чаще всего с помощью этого метода приходится разрешать конфликтные ситуации. Метод аналогии – поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления. Методы принятия управленческих решений на основе творческого мышления. Психологические методы: «Мозговые атаки»; «Разложение на части»; «Принудительные взаимосвязи»; «Морфологический анализ»; «Латеральное мышление и РО»; «Опросных листов»; «Группового гения».
2. Анализ механизма принятия управленческих решений на примере деятельности ОАО «ВымпелКом»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности компании ОАО «ВымпелКом»
Открытое Акционерное Общество «Вымпел-Коммуникации» (далее – ОАО), является крупнейшим провайдером услуг сотовой связи в России, предоставляющим эти услуги под торговой маркой «БИЛАЙН». Размещенный на рисунке 2.1 логотип торговой марки узнаваем.
Рисунок 2.1. Логотип торговой марки Билайн
ОАО «ВымпелКом» является членом группы компаний, включающей в себя:
-Открытое Акционерное Общество «Вымпел-Коммуникации»;
-Закрытое Акционерное Общество «Макроком»;
-Открытое Акционерное Общество «КБ Импульс»;
-Ряд дочерних предприятий, а также совместных предприятий, в которых группа владеет пакетами акций.
ОАО «ВымпелКом» является держателем лицензий на предоставление услуг сотовой связи стандарта DAMPS в Московском регионе, а также в восьми областях европейской части России: Самарской, Тверской, Владимирской, Новгородской, Калужской, Рязанской, Ульяновской и Вологодской, а также в республике Карелия, где в общей сложности проживает около 28 миллионов человек (19% населения Российской Федерации).
28 апреля 1998 года конкурсная комиссия, образованная Госкомсвязи РФ, подвела итоги рассмотрения предложений операторов сотовой связи относительно создания сетей стандарта DCS-1800 (GSM-1800). В соответствии с решением комиссии, компании группы «ВымпелКом» получают лицензии на работу в следующих регионах: Москва и Московская область, Центральный и Центрально-черноземный регион, Поволжский регион, Северо-кавказский регион, Сибирский регион. Таким образом, ОАО «ВымпелКом» будет владеть операторскими лицензиями на стандарт GSM-1800 в пяти из восьми регионов России, на территории которых проживают 68% населения России.
Надо сказать, что в Московском и Центральном регионах компаниям группы «ВымпелКом» будет противостоять ЗАО «Росико», за которым стоит известная московская финансовая корпорация АФК «Система», контролирующая, в частности, компанию «Мобильные ТелеСистемы».
В конце первого полугодия 1998 года число абонентов обеих сетей (DAMPS, GSM-1800) ОАО «ВымпелКом» составило 135400, число абонентов совместного предприятия (ОАО «ВымпелКом» владеет 50% акций, одним из учредителей является АБ «Инкомбанк») компании только в Самаре возросло до 89001.
ОАО «ВымпелКом» является владельцем торговой марки «БИЛАЙН», которая стала первой широко признанной торговой маркой в сфере сотовой связи в России.
Кроме того, «ВымпелКом»:
-крупнейший провайдер услуг сотовой связи в России: по данным компании на конец первого полугодия 1998 года рыночная доля ОАО «ВымпелКом» составляла 53% от всего рынка сотовой связи в Москве;
-обладатель права на использование частотного спектра полосой 2Х30 Мгц с оценочной технической емкостью, достаточной для обслуживания 1,2 млн. абонентов в городе Москве;
-держатель лицензий на предоставление услуг сотовой связи стандарта DAMPS в восьми областях европейской части России;
-один из победителей конкурса Госкомсвязи на право операторской деятельности в стандарте GSM-1800 в регионах: Москва и Московская область, Центральный и Центрально-черноземный регион, Поволжский регион, Северо-кавказский регион, Сибирский регион;
-имеет крупнейшую дистрибьюторскую сеть для распространения услуг сотовой связи в Москве: три офиса продаж и более 29 независимых дилера; свыше 136 точек реализации. По состоянию на декабрь 1997 года абоненты московской сети стандарта DAMPS могли пользоваться услугами роуминга в 44 регионах России и 5 странах СНГ, а также в США и Канаде. Абоненты сети стандарта GSM-1800 имеют возможность пользоваться услугами роуминга в странах Европы и прочих регионах, где функционируют системы стандартов GSM-900 или GSM-1800. На конец 1997 года заключено 10 международных роуминговых соглашений.
«ВымпелКом» неоднократно становился лауреатом и победителем различных профессиональных премий. По результатам независимых исследований наша компания также входит в число лучших работодателей.
Исходя из данных таблице 2.1, проведем анализ основных экономических показателей компании ОАО «ВымпелКом»
Таблица 2.1
Основные экономические показатели компании ОАО «Вымпелком» за 2015-2016 гг., млн.руб.
Наименование показателя |
2015г. |
2016г. |
1 |
2 |
3 |
Выручка от реализации услуг |
10 339 584 |
10 538 602 |
Реализация оборудования и принадлежностей |
314 696 |
377 938 |
Прочая выручка |
13 851 |
31109 |
Итого выручка по операционной деятельности |
10668131 |
10947649 |
Операционные расходы: |
||
Себестоимость услуг |
(2 752 871) |
(2 812 565) |
Себестоимость оборудования и принадлежностей |
(376 507) |
(351 931) |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы |
(3 297 297) |
(3 134 344) |
Износ основных средств |
(1 413 151) |
(1 464 270) |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
Амортизация нематериальных активов |
(416 099) |
(370 847) |
Убыток от обесценения |
(526 275) |
(26 168) |
Убыток от выбытия внеоборотных активов |
(45 435) |
(162 359) |
Итого операционные расходы |
(8 827 635) |
(8 322 484) |
Прибыль по операционной деятельности |
1 840 496 |
2 625165 |
Финансовые расходы |
(782 091) |
(836 983) |
Финансовые доходы |
240 732 |
365 559 |
Чистые положительные курсовые разницы |
183 108 |
31 792 |
Прочие внеоперационные доходы/(расходы) |
(138 213) |
583 970 |
Доля в прибыли ассоциированных компаний и совместных предприятий, учитываемых по методу долевого участия |
65496 |
62 075 |
Прибыль до налогообложения |
1 409 528 |
2 831 578 |
Расход по налогу на прибыль |
(486 611) |
(495 571) |
Прибыль за год |
922 917 |
2 336 007 |
Приходящаяся на: |
||
Собственников материнской компании |
1 061 027 |
2 280 096 |
Неконтрольные доли участия |
(138110) |
55 911 |
Итого |
922 917 |
2 336 007 |
Как видно из данных таблицы 2.1, в 2016 году компания получила прибыль в размере 2 336 007 млн.руб., что представляет собой показатель успешной деятельности. В 2015 году, согласно данным таблицы 2.1 компания получила меньшую прибыль в размере 922 917 млн.руб.
Проанализировав показатели за два года, можно отметить, что рост прибыли произошел за счет прибыли от операционной деятельности и за счет сокращения убытков от обесценивания, так же увеличились неоперационные доходы.
Структура управления компании «ВымпелКом» является Линейно-штабной. Она приведена на рисунке 2.2.
Финансовый директор
Технический директор
Бухгалтерия
Отдел продаж
Техническая дирекция
Отдел маркетинга и PR
Хозяйственный отдел
Коммерческий директор
Коммерческий отдел
Генеральный директор
Зам. генерального директора
Административный отдел
Президент компании
«ВымпелКом»
Рисунок 2.2. Организационная структура ОАО «ВымпелКом»
Основу составляет, так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса. По каждой подсистеме департамента формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Информационный сектор является специализированным подразделением, который не обладает правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями.
Уровень компетентности руководителей и подчиненных в компании очень высок. Все руководители и топ менеджеры имеют огромный опыт, прошли множество тренингов и аттестаций. Менеджеры принимаются на работу на основе конкурса, проходят тщательный отбор. Таким образом, приступив к работе, они обладают большим количеством необходимой информации. Дальнее обучение и аттестация персонала происходит постоянно.
Взаимодействие между подчиненными достаточно интенсивные, менеджер как ключевой элемент взаимодействует с большим количеством сотрудников по мере своей работы.
Уровень технического оснащения компании в целом является очень высоким. Каждое рабочее место оборудовано персональным компьютером, телефоном, доступом в Интернет.
Такая норма управляемости позволяет максимально эффективно руководителям управлять своими подразделениями, позволяет разбирать как совокупность работы отдельных структурных единиц, так и личный вклад работы каждого. Такая норма позволяет расширить пределы, в которых руководитель выполняет работы неуправленческого характера, снижая тем самым нагрузку руководителей.