Файл: Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (Определение понятия «стресс», виды и факторы стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, независимо от природы стрессора, физиологические механизмы стрессовой реакции организма одни и те же. В этом и заключается уникальность открытия Г.Селье, он смог доказать, что не зависимо от источника стресса существует общая реакция стресса в организме на внешнее экстремальное воздействие. Таким образом, стресс это неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие нарушающая его гомеостаз (равновесие). При этом, как писал Г.Селье, «не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации».

Из-за неоднозначности трактовки понятия «стресс» многие ученые и по сей день предпочитают другие термины - «психическая напряженность», «операционная и эмоциональная напряженность», «эмоциональное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «психоэмоциональное напряжение». Однако общим для всех является одно - реакция организма на воздействие определенной силы, что, по существу, является стрессом[18, с.92].

В различных исследованиях трудового стресса предпринимаются попытки дать четкое определение этого явления. Л.В. Куликов, О.А. Михайлова приводят следующие виды стресса, возникающие в трудовой деятельности:

- рабочий стресс (в иностранной литературе job stress, work stress), возникающий из-за причин, непосредственно связанных с работой, - условия труда;

- профессиональный стресс (occupational stress) появляется из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности;

- организационный стресс (organizational stress) формируется вследствие негативного влияния на работника особенностей той организации, в которой он трудится.

Однако в литературе данные термины нередко используются как синонимы. Наиболее часто прибегают к понятию профессионального стресса[12, с.17-19].

Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). В литературе встречается также термин «психическое выгорание», под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов. Сравнение особенностей формирования и протекания синдрома «выгорания» в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек - человек». По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессий нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом[15].


Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда, на неудовлетворительном производстве или в коллективе, не устраивающем работника [там же]. Из двух показателей - длительность и интенсивность воздействия - именно длительность выступает наиболее вредоносной характеристикой.

Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации. Зачастую производственный стресс ведет к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает [там же].

Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» – отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной работой с членами организации [там же ].

Можно перечислить множество профессиональных стрессов, их виды – понятие довольно условное, но объемное, это помогает распознать причину стресса и устранить ее. Итак, психологи выделяют следующие виды профессиональных стрессов:

  1. Информационный профессиональный стресс, этот вид стресса сопровождается умственными перегрузками, сильной напряженностью, мешающей справиться с поставленной задачей. Человек, испытывая его, не может принять правильное решение, срывая общие требования эффективности на работе.
  2. Эмоциональный стресс, вызванный неумением приспосабливаться к предложенным обстоятельствам, неправильно выбранной социальной позицией в рабочей группе и непониманием того, что происходит вокруг. Как правило, подобные трудности испытывают те, кто не обладает нужным уровнем профессионализма, способного помочь продвинуться по карьерной лестнице.
  3. Коммуникативный стресс – неумение налаживать нужные связи, противостоять направленной агрессии, неспособность сформулировать жесткий отказ там, где это особенно необходимо, мнительность, склонность к влиянию извне[11].

Проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований трудового стресса позволяет сделать вывод о том, что в целом существует три основных типа моделей данного явления:

- Первый тип определяет стресс в терминах физиологических последствий широкого ряда защитных и отрицательных стимулов. Он трактует стресс как зависимую переменную - как физиологический ответ на опасную среду. Этот подход получил название физиологического.


- Второй тип рассматривает трудовой стресс как создающую негативное отношение или отрицательную характеристику трудовой среды и трактует его как независимую переменную - экзогенную причину нарушения здоровья. Это так называемый инженерный подход.

Оба описанных выше подхода представляют собой линейные модели, отличающиеся только определением понятия "стресс".

Кроме того, приведенные выше типы анализа трудового стресса имеют целый ряд недостатков. Во-первых, краткость даваемых определений в рамках данных моделей делает их неопределенными и затрудняет анализ стресса на рабочем месте. Во-вторых, они концептуально основываются на относительно простой схеме "стимул - реакция" и практически игнорируют индивидуальные различия в психологической природе и процессах восприятия и познания, которые могут быть фундаментальными. В-третьих, эти два подхода трактуют человека как пассивное звено для перевода стимулирующих характеристик среды в психологические и физиологические ответные реакции. Они не принимают во внимание взаимодействие между индивидом и различной средой, что является неотъемлемой частью системных подходов к биологии, поведению, психологии.

- Третий тип рассматривает трудовой стресс в условиях динамичного взаимодействия человека и его рабочей среды. Особое место в данных моделях отводится перцептивным и когнитивным процессам, направленным на определение характера индивидуального реагирования, поэтому модели этого типа относят к так называемому психологическому подходу [12, с.18].

По другой, более общей классификации, стрессы разделяют в зависимости от продолжительности: кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия. Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. Долговременный стресс не обязательно является следствием острого. Возникая из-за малозначительных факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженные отношения с коллегами и родственниками и т.п.) он имеет более сильные негативные последствия. По своим проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее, в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие с разной интенсивностью. Одним из наиболее значимых последствий, особенно в профессиональной среде является синдром профессионального выгорания.


Таким образом, выделяются стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям. В зависимости от частоты и силы проявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие – несколько раз в год, но чрезвычайно сильно. В зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя), на коллег и начальников (работник винит других работников). В зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу), но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием». Самоукина предлагает довольно интересные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса. Основные правила  поведения в условиях стресса: наблюдать за самим собой; искать способы «остановки» самого себя (типа «сделать паузу в общении»); перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься); задуматься над тем, что помогает снять напряжение, о том, что радует[21. с.56].

1.2 Виды стресса

Наиболее часто специалисты в области труда представляют классификацию стресса выявляя, на какую область человеческого существа приходится большее негативное воздействие, и на основании этого различают:

1) физиологический стресс - представляет угрозу биологической цельности организма, его вызывают физические воздействия: это могут быть разного рода препятствия, а также сильные звуки, интенсивное освещение, повышенная или пониженная температура воздуха, вибрация и т. д.

2) психологический стресс - представляет угрозу психологическому статусу человека. Гораздо более сложное и многогранное явление ввиду разнообразных индивидуальных особенностей людей, в отличие от физиологического, для которого характерны более общие черты и свойства. В психологическом стрессе экстремальность ситуации задается отношением человека к создавшемуся положению и оценкой его сложности. Неожиданное изменение задания, отсутствие необходимой подготовки, дефицит времени, высокая значимость работы, а также личная ответственность за успех порученного дела - вот типичные ситуации возникновения психологического стресса. В свою очередь может делиться на информационный и эмоциональный (по М. И. Станкину).


В зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия экстремальных условий различают:

1) хронический стресс - стресс, возникающий при очень сильном психическом воздействии или при многократном, на протяжении длительного времени повторяющемся слабом.

2) острый стресс - результат сверхсильного нервного напряжения.

Поскольку данная работа посвящена изучению организационных методов управления стрессами, то нас больше будет волновать специфический вид стресса - профессиональный, который, включая в себя все выше представленные, отличается конкретной областью проявления - рабочей средой.

Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - С. 132

Формы стресса, которые возникают на работе: управленческий, информационный, эмоциональный и коммуникативный.

1) Управленческий стресс, или «невроз руководителя», выражается в повышенной требовательности руководителя к подчиненным и сниженной требовательности к самому себе, слишком частых и не всегда нужных совещаниях, суетливости, высокомерии, частых ошибках в решениях по причине их поспешности и непроработанности, применении сверхдирективного, жестко-авторитарного, субъективного и манипулятивного стиля в управлении, повышенной вспыльчивости и агрессивности.

Управленческий стресс может возникать по причине отсутствия опыта руководства и являться начальной стадией управленческой адаптации. В этом случае у молодого руководителя проявляются страх перед ошибкой, повышенная старательность и мотивация на высокий уровень работы.

Управленческий стресс может ситуативно возникать в условиях резкой критики со стороны высшего руководства, лимита времени, повышения конкуренции.

Однако если руководитель не справляется с собственным стрессом и испытывает его постоянно в течение года и более, а также если он не способен к развитию внутренних средств эффективной саморегуляции и самоконтроля, можно с уверенностью говорить о его профессиональной непригодности к выполнению управленческой деятельности.

2) Информационный стресс возникает при нехватке профессиональной информации и необходимости принимать решения в неопределенной ситуации. Информационный стресс может возникнуть также при избыточной информации, характеризующейся противоречивостью и разрывами в логике.