Файл: Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (Определение понятия «стресс», виды и факторы стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информационный стресс может выступить следствием неэффективной системы управления в компании, организационными проблемами, несогласованностью между различными сотрудниками или подразделениями, потерей или искажением информации на пути от высшего руководства к исполнителю. Информационный стресс выступает «платой» в организациях, характеризующихся повышенной и болезненной конкуренцией, при которой сотрудники сознательно распространяют ложную информацию с целью манипулирования или прессинга конкурентов.

3) Эмоциональный стресс проявляется в переживании работником чувства обиды, несправедливости и разочарования, ощущения того, что его не поняли, обошли, неправильно оценили или предали. Возникновение эмоционального стресса связано с разрушением профессиональных и личностных ценностей, значимых для работника.

Наиболее часто эмоциональный стресс переживают сотрудники компаний, в которых отсутствуют общие и обязательные для всех принципы корпоративной культуры. Кроме того, эмоциональный стресс может быть следствием неэффективного стиля управления, при котором топ-менеджмент или линейный менеджмент применяет сверхдирективный и манипулятивный стиль управления, не считаясь с ценностями, позициями и мнением линейного персонала.

Эмоциональный стресс возникает также при конфликтах, противоречиях в ценностях и интересах, конкурентной борьбе, возрастной, социокультурной и психологической несовместимости работников.

4) Коммуникативный стресс приводит к возникновению трудностей в общении с коллегами, руководством, подчиненными и клиентами. Особенно затрудненными становятся коммуникативные контакты с незнакомыми людьми и общение в ситуациях, связанных с высокой ответственностью (переговорах, презентациях, поступлении на новую работу, увольнениях и т. п.). Обычно работник беспокоится о том, чтобы не выглядеть «глупо» или «не так, как другие».

Обычно коммуникативный стресс ситуативно усиливается, если работник астенизирован и испытывает усталость. Но если сотрудник, работа которого связана с интенсивным общением, находится в перманентном коммуникативном стрессе, могут быть два предположения. Первое: возможно, он является профессионально пригодным к своей работе и нуждается в обучении с целью формирования эффективных коммуникативных навыков. Второе: вполне может быть и так, что постоянный коммуникативный стресс, который испытывает работник, является следствием того, что он профессионально непригоден к трудовой деятельности, связанной с интенсивными коммуникациями, и необходимо решать задачу перевода его на другое место в компании или смены профессии.


На сегодняшний день существует несколько моделей построения программ профилактики трудового стресса. Основная их задача состоит в сокращении числа существующих производственных стрессоров и/или помощи работникам в преодолении последствий воздействия данных явлений (Ivancevich et al., 1990). Большинство моделей базируется на идее динамического комплекса, состоящего из:

- психодиагностики,

- аудита,

- профилактических мероприятий и психологической интервензии .

Для преодоления последствий воздействия стресса (Bornevasser, 1994; Risret al., 1997; F. Covey, 1999). Мерфи (Murphy, 1988) разделил стратегии управления трудовыми стрессами на следующие группы:

- первичные вмешательства, нацеленные на организацию;

- вторичные и третичные вмешательства, нацеленные на работников. Первичные вмешательства заключаются в организационных преобразованиях и перепроектировании работ для преодоления трудовых стрессоров. Примером данного вида вмешательств может быть создание автономных самоуправляемых рабочих команд, ротация работников, оптимизация рабочих заданий, ограничение объема работы и продолжительности рабочего дня, улучшение условий труда. Целью вторичных вмешательств является повышение способности работников справляться с причинами и симптомами трудового стресса. Примерами вторичных вмешательств могут служить тренировки по релаксации, обучение медитации, аутогенной тренировке, базовый тренинг коммуникативной компетентности, обучение управлению временем. Третичные вмешательства необходимо применять, когда работники находятся в третьей стадии развития трудового стресса. Как правило, такие вмешательства заключаются в консультационных беседах с целью изменения их восприятия работы, модели поведения; обучении управлению эмоциями и расширении навыков преодоления стресса. Выбору подходящих форм вмешательства на конкретном рабочем месте должен предшествовать анализ проблем, связанных с профессиональным стрессом. Однако существуют и общие рекомендации. Первичные вмешательства оказываются наиболее эффективными, когда работники подвергаются воздействию стрессоров, имеющих общие источники, и/или нуждаются в одинаковых ресурсах для преодоления стресса, при этом сам источник стресса сравнительно легко устраним, а ресурсы, необходимые для преодоления стрессов, сравнительно легкодоступны. Если же работа по своему содержанию стрессогенна, то вторичные вмешательства становятся более эффективными. Третичные вмешательства применяются, когда наблюдаются острые симптомы стрессовой реакции хотя бы у части персонала или после окончания воздействия сильного стрессогенного события (например, авария с летальным исходом). Но, несмотря на видимую разработанность программ стресс-менеджмента, число организаций в США и Европейском союзе, обратившихся к сознательному управлению стрессом, невелико. Одной из причин исследователи называют то, что на сегодняшний день эффективность подобных программ оценить достаточно трудно. Некоторые специалисты пришли к заключению, что оценки должны включать анализ затрат и доходов, уровня удовлетворенности персонала, рабочих стрессоров, внешнего вида работников, их статуса здоровья, прогулов. Однако все это делается редко. Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость обобщения уже имеющихся исследований по проблемам управления профессиональным стрессом и создания эффективной системы стресс-менеджмента [12, с.15-16].


1.3 Факторы (причины) профессионального стресса

Среди профессиональных стрессовых факторов выделяются: содержание работы, рабочая нагрузка, темп работы, график работы, обязанности, перспективы, а также участие в управлении. Дополнительный стрессовый фактор - проблемы в личной жизни, которые, хотя не имеют прямого отношения к работе, косвенно на ней отражаются.

1) Содержание работы сотрудника становится для него серьезным стресс-фактором при двух условиях: если предмет работы не совпадает с его интересами и способностями, а также если работа связана с монотонностью, рутиной, однообразием, механистичностью и полным отсутствием творческого начала. Другими словами, содержание работы выступает стрессом для человека, если он не имеет условий для профессиональной самореализации и самовыражения.

2) Рабочая нагрузка становится стрессовой, если она слишком высокая для работника или, наоборот, слишком низкая. В первом случае сотрудник не успевает выполнить задание, переживает по причине того, что не справляется, испытывает снижение самооценки, у него повышается тревожность и снижается вера в свои силы. Во втором случае, если нагрузка является слишком низкой для работника, он может переживать невостребованность, ощущение ненужности и низкой значимости.

3) Темп работы становится стресс-фактором, если он не совпадает с индивидуально-психологическими и темпераментными характеристиками сотрудника. Так, для холерика и сангвиника высокий темп работы, необходимость за минимальное время выполнить большое количество дел - благоприятный фактор, а для флегматика и меланхолика - серьезный стрессовый момент.

4) График работы может быть тяжелым стрессовым фактором, особенно в тех случаях, когда присутствует скользящий режим и имеются ночные смены с обязательным условием поддержания высокой точности и производительности.

5) Обязанности становятся источником профессионального стресса в том случае, если они не определены, отсутствует должностная инструкция или они не совпадают с ожиданиями работника, которые у него имелись при поступлении в компанию. Обязанности могут быть также стресс-фактором, если они не согласованы или находятся в противоречии с обязанностями других сотрудников, с которыми работнику приходится взаимодействовать на рабочем месте.


6) Отсутствие на работе перспектив в повышении заработной платы и должностного продвижения - сильный стрессовый фактор, особенно для молодого, образованного и амбициозного сотрудника, обладающего холерическим или сангвиническим темпераментом. Но несмотря на то, что работник с доминирующим флегматическим темпераментом более чувствителен к стабильности, он также может испытывать профессиональный дискомфорт при отсутствии карьерных перспектив. Сотрудник, обладающий меланхолическим темпераментом, ориентирован на позитивную атмосферу и менее других нуждается в росте и продвижении, но если в течение многих лет он будет видеть, как повышают и продвигают других, менее способных сотрудников, данный момент может стать стрессовым фактором и для него.

7) Участие в управлении (принятии решений, организации работы и оценки результатов) - серьезное условие для успешной работы всех работников, но особенно для холериков и сангвиников. И наоборот, отсутствие этого условия повысит уровень их профессионального стресса.

8) Личностные факторы связаны с сильными отрицательными, а иногда и положительными эмоциями от событий в частной жизни человека, которые далеко не всегда связаны с его работой.

Кроме того, стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, из-за плохого освещения или чрезмерного шума.

Содержание деятельности акушерки роддома и женской консультации зависит от конкретных особенностей работы. Она самостоятельно или вместе с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных. Она активно выявляет гинекологических больных, проводит психопрофилактическую подготовку женщин к родам, наблюдение за беременными, обеспечивает им прохождение всех необходимых исследований. Акушерка, как и медицинская сестра поликлиники, проводит большую патронажную работу, выполняет непосредственно обязанности медицинской сестры[там же].

Для выполнения своих обязанностей фельдшер, медицинская сестра и акушерка должны обладать определенным объемом знаний и практических навыков, нести ответственность за процесс ухода и проявлять милосердие. Они совершенствуют свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход, удовлетворить физиологические потребности пациента и защитить здоровье населения[там же, с.5-7].

Они участвуют в работе по ликвидации инфекционных очагов, проводят профилактические прививки, осуществляют вместе с врачом санитарный надзор детских учреждений. Средние медицинские работники, имеющие специальную подготовку, могут работать в рентгенологических, физиотерапевтических и других специализированных отделениях и кабинетах. За присвоение функций, на которые они не имеют права, средние медицинские работники несут дисциплинарную или уголовную ответственность[там же].


Специалисты оказывают значительное влияние на качество предоставляемых медицинских услуг и функционирование всей системы здравоохранения области. Первый год работы является самым критическим периодом профессионализации специалистов. Они испытывают значительное психологическое напряжение из-за трудностей адаптации на рабочее месте (вхождение в профессиональную деятельность, неуверенность в себе, отсутствие практических навыков, недостаточный коммуникативный потенциал). Низкая стрессоустойчивость, неуверенность, отсутствие практических и коммуникативных навыков побуждают к смене профессиональной деятельности[9, с.8-11].

Студенты имеют низкую профориентацию и профпригодность, 48% испытуемых имели поверхностные знания о будущей профессии и предстоящей деятельности. Это создаёт значительные трудности в период адаптации на рабочем месте и обуславливает высокую миграцию специалистов как внутри профессии, так и усиливая текучесть кадров. По данным анкетирования, 52% выпускников медицинского колледжа (по специальности акушерское и лечебное дело) считают себя неготовыми к самостоятельной профессиональной деятельности. Треть студентов (33%) высказали пожелание увеличить количество часов практических занятий по специальности и каждый пятый (21%) – ввести дополнительные часы по психологии, что подтверждает несовершенство процесса обучения[там же, с.19].

Традиционно в структуре клинических проявлений профессионального стресса рассматриваются три компонента :

  1. Эмоциональная истощённость — состояние, близкое к, так называемой, anaesthesia dolorosa psychica (болезненной/скорбной психической бесчувственности), заключающееся в «уплощённости» эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций (особенность здесь по сравнению с «традиционной» anaesthesia dolorosa в том, что такое состояние субъективно напрямую связывается с собственной работой).
  2. Цинизм — холодное, бесчувственное, негуманное отношение к пациенту, усмотрение в нём не живого человека, а лишь «организма», объекта определённых действий (в западной — и основанной на ней отечественной — литературе этот компонент нередко именуется «деперсонализацией», что совершенно не соответствует отечественной традиции употребления данного термина).
  3. редукция профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.