Файл: Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (Определение понятия «стресс», виды и факторы стресса).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Определение понятия «стресс», виды и факторы стресса
1.1 Понятие и сущность стресса
1.3 Факторы (причины) профессионального стресса
Глава 2 Практика управления стрессами в организации ОАО «Пензастрой» (аналитическая часть)
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия ОАО «Пензастрой»
Введение
Стресс - обычное и привычное явление в нашей повседневной жизни. Легкий стресс постоянно сопровождает человека, поскольку являясь реакцией на внешние раздражители, он позволяет адекватно оценивать происходящие во внешней среде изменения, мобилизовать силы на преодоление этих изменений, и, преодолевая их, делать человека сильнее, умнее и профессиональнее. В стрессовых ситуациях человек способен проявлять скрытые способности и таланты, не раскрываемые в обычной жизни. И наряду с этим стресс оказывает весьма пагубное влияние на организм, выматывая его ресурсы в течение длительного времени и ведя его к разрушению. Это явление имеет наиболее яркое отражение в трудовой среде, где существует множество обстоятельств для возникновения реакций на опасные для человеческого существования факторы.
В настоящее время профессиональный стресс является «бичом» практически всех организаций, он даже выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10). По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, не говоря уже о недостаточной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив. Причиной сильного нервного перенапряжения могут служить условия труда: плохие освещение и вентиляция, тесное помещение и др. К факторам, прямо или косвенно способствующим профессиональным стрессам, можно также отнести отсутствие информации и отсутствие времени. Как полагают специалисты по профессиональным стрессам, последние два фактора являются фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение. К сожалению, полное избавление от перечисленных факторов невозможно и это определяет его изначальную большую интенсивность и продолжительность, заставляя иметь дело с хроническими и острыми его проявлениями. А результатом таких стрессов становится ухудшение результатов деятельности организации, увеличение затрат на ведение дела и снижение качества как трудовой, так и личной жизни людей. Снижается работоспособность, профессиональная надежность работников, ухудшается здоровье, увеличивается вероятность принятия ошибочных решений, провоцируются конфликтные ситуации. Как следствие, еще более нарастает напряженность, создается порочный круг: изначальная причина усиливается ее последствиями. Последствия стресса становятся настолько разрушительными, что имеют значение не только для индивида, но и для всего общества.
В связи с этим возникли и продолжают создаваться многочисленные технологии, направленные на защиту от воздействия стрессовых ситуаций в условиях профессиональной деятельности. Но несмотря на большое количество публикаций на эту тему, на отечественных предприятиях не особо стремятся воплощать рекомендации в жизнь, предпочитая применять время от времени те или иные методы в случайном порядке, что не приносит необходимого результата. Во многом такому положению дел соответствует, во-первых, излишнее многообразие различных форм стресс-менеджмента, которые не имеют общих моментов, во-вторых, отсутствие системного подхода к решению проблемы, когда особый упор делается либо в сторону практики, либо теории, а способ решения задач объясняется на примерах, мало соизмеримых с имеющимися данными.
Поэтому я решила взять для исследования эту тему с целью объединить наиболее известные методологии из различных источников и построить их в виде одной общей схемы, позволяющей проанализировать имеющиеся стрессы, устранить их негативное воздействие, устранить последствия и заблаговременно предупредить появление новых.
При этом основной подход, который я буду использовать в работе - это анализ самого понятия стресс, поскольку всестороннее изучение проблемы - это на пятьдесят процентов уже ее решение. Прежде чем предпринять какие-либо действия, в первую очередь, необходимо изучить противника: выяснить слабые и сильные стороны, найти причины, его породившие, обозначить стадии протекания - этому будет посвящена первая глава работы и в ней уже можно будет найти ответы на многие вопросы. Во второй главе на основании первой будут представлены непосредственно сами методы управления стрессом, причем если процесс управления представляет собой единообразный механизм, в чем можно будет убедиться в начале главы, то конкретные способы регулирования различных типов стресса будут сильно различаться.
Хочу отметить, что, к счастью, в моей профессиональной деятельности нет особых сложностей, связанных с явным проявлением такого явления как стресс, поэтому применение тех методов, которые описываются мною в работе, не оказалось возможным на практике. Но в качестве наработки навыков для будущей управленческой деятельности считаю такой опыт для себя весьма полезным и продуктивным.
Также хочу акцентировать внимание, что в работе я сознательно опущу моменты, связанные с негативными методами снятия стресса, такими как употребление алкоголя, наркомании, проституции и т.д., поскольку считаю эти проявления показателями реальной болезни работника, излечением которых должны заниматься специализированные учреждения, поскольку методы антистрессовой защиты для них будут явно не достаточны.
Глава 1 Определение понятия «стресс», виды и факторы стресса
1.1 Понятие и сущность стресса
Представления о стрессе были экспериментально разработаны выдающимся физиологом, канадским врачом Гансом Селье (Hans Selye). В 1936 г. он написал маленькую заметку под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами» в журнал «Природа» («Nature»), которая была опубликована в разделе «Письма к редактору». Селье заинтересовался неспецифическими, общими болезненными симптомами, такими, как повышение температуры тела больного, изменения артериального давления, биохимических реакций, и сделал вывод об общем адаптационном синдроме, при котором повышаются защитные силы организма с целью борьбы против болезни.
Стресс (англ. stress - давление, напряжение) - неспецифическая приспособительная реакция на воздействие экстремального фактора. Эта реакция, независимо от характера экстремального фактора, проявляется в срочной мобилизации защитных сил организма для того, чтобы правильно отреагировать на непосредственную трудность или найти приемлемый способ ее преодоления. До тех пор, пока этот способ не найден, организм работает в режиме сверхзатрат.
Поскольку резервы человека ограничены, то частые или продолжительные стрессовые переживания могут привести к развитию целого ряда заболеваний и деформации личностных качеств человека. Схематически такое развитие можно отобразить в виде трех стадий стресса, предложенных Г. Селье:
1) стадия тревоги - наступает при начальном контакте организма с неблагоприятными условиями;
2) стадия адаптации - возникает при продолжающемся воздействии неблагоприятного фактора и связана с повышением защитных сил человека;
3) и стадия истощения - наступает при интенсивном и длительном воздействии стрессового фактора, в результате которого происходит истощение защитных сил организма и может быть негативный конец вплоть до летального исхода
Динамика стресса и переход от одной стадии к другой зависят от интенсивности и продолжительности воздействия стрессового фактора, относительно которых можно рассчитать индивидуальную меру адаптационной энергии или, говоря иначе, индивидуальной стрессоустойчивости человека. Так, один человек может переживать стресс высокого уровня напряжения длительное время без изменения самочувствия, а другой даже при незначительном и кратковременном стрессе испытывает резкое ухудшение состояния.
Стресс подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный. Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе — при высокой ответственности за последствия решений. Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы — импульсивная, тормозная, генерализованная — приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность — дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса[10].
Таким образом, мы видим, что понятие стресса используется для характеристики обширного круга состояний человека. Оптимальный уровень стресса способен вызвать положительные эффекты: приятное возбуждение, душевный и творческий подъем, сверхмобилизация адаптационных возможностей. С другой стороны, стрессом называются все раздражители (физические, социально-психологические), которые вызывают состояние высокой напряженности, физического и психического дискомфорта, душевного потрясения и другие стресс-эффекты [4, с.12-13].
Стресс характеризуется динамикой и имеет логику своего развития. Последствия для организма в результате развития стресса могут быть самые разные. В том случае, когда человек справляется со стрессорным воздействием, в динамике развития стресса отражается течение адаптивных функций. При длительном или постоянном стрессе могут возникнуть нарушения функционирования адаптивных механизмов и появиться необратимые изменения: неврозы, сердечнососудистая патология, заболевание желудочно-кишечного тракта и т. п.[23, с.3].
Биологическая функция стресса — адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое физическое состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций. По мере того как стресс развивается, меняются физические состояния и реакции организма. Таким образом, стресс — нормальное явление в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы [там же].
Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др. Психологические стрессоры — это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи [там же, с.4-6].
Согласно Г. Селье, I стадия стресса (тревоги) состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта, уже описанных как «триада стресса». Если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.
II стадия стресса — стадия сопротивления. Если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизируется фаза сопротивления. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного.
III стадия — фаза истощения. В результате длительного действия стрессорного раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии постепенно истощаются. Тогда вновь возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает[4, с.20].
Сущность реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимой для преодоления «препятствия» и возвращения организма к нормальным условиям существования. Если стрессовая реакция выполняет эту функцию, ее адаптивная ценность становится очевидной. Не вызывает сомнения положение о том, что биологической функцией стресса является адаптация. В связи с этим стресс предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий различной модальности как психических, так и физических. Поэтому возникновение стресса означает, что человек включается в определенную деятельность, направленную на противостояние опасным для него воздействиям. Одновременно с этим возникает особое функциональное состояние и целый комплекс различных физиологических и психологических реакций. Таким образом, стресс это нормальное явление в здоровом организме - защитный механизм биологической системы[там же, с. 20-26].