Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
1.1. Цели оценки стоимости бизнеса и подходы к ее проведению
1.2. Влияние специфики бизнеса на выбор метода его оценки
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА ООО «СВЯЗЬ-ИНФОРМ»
2.1. Исходные данные для проведения оценки стоимости ООО «Связь-Информ»
2.2. Оценка стоимости предприятия методом дисконтированных денежных потоков
Рисунок 1 — Пространственно-временная модель оценки стоимости предприятия (бизнеса)
1. Учет отрицательной стоимости при согласовании результатов оценки для определения итоговой рыночной стоимости. Аргументы в пользу решения: отрицательная стоимость отражает неэффективное управление в прошлом или настоящем, тем самым моделируя будущие отрицательные денежные потоки. Соответственно при отказе от учета отрицательной стоимости происходит отказ от установления справедливой цены, которая отражает как активы организации, так и результаты управления ими. Аргументы против решения: стоимость не может быть отрицательной, так как она является денежным эквивалентом вещного права, переходящего от покупателя к продавцу.
2. Учет отрицательной стоимости как равной нулю (или стремящейся к нулю величины) при согласовании результатов оценки для определения итоговой рыночной стоимости. Аргументы в пользу решения: стоимость не может быть отрицательной, так как она является денежным эквивалентом вещного права, переходящего от покупателя к продавцу. Поэтому логично для целей согласования результатов оценки брать минимальную или нулевую величину. Значит в случае, когда получено отрицательное расчетное значение, его необходимо учесть как «отсутствие стоимости» по данному подходу, что должно быть принято в расчет при определении итоговой стоимости объекта оценки путем присвоения весового коэффициента этому подходу. Аргументы против решения: такой подход заведомо увеличивает итоговую рыночную стоимость.
3. Отказ от использования полученного отрицательного результата при определении итоговой величины стоимости. Аргументы в пользу решения: в связи с тем, что рыночная стоимость — это величина, проявляемая в обмене, она не может быть равна нулю или быть отрицательной, так как это отменяет сам факт обмена между продавцом и покупателем. Поэтому полученные результаты оценки в рамках подхода (метода) следует признать некорректными. Аргументы против решения: в этом случае не учитываются отдельные пространственно-временные аспекты, влияющие на величину итоговой стоимости, что приводит к ее искажению.
Таким образом, проведенное в первой главе работы исследование позволяет сделать следующие выводы. Оценку бизнеса проводят для улучшения уровня управления предприятием; установления стоимости ценных бумаг в случае их купли-продажи на фондовом рынке; определения цены фирмы в случае ее продажи; изменения структуры предприятия; создания проекта развития компании; страхования, в ходе которого появляется потребность установления цены активов; налогообложения; получения обоснованных управленческих решений; реализации инвестиционного плана развития бизнеса.
На сегодняшний день можно выделить несколько традиционных подходов к оценке стоимости бизнеса: доходный; затратный; сравнительный.
Доходный подход представляет собой комплекс методов оценки стоимости бизнеса, базирующихся на определении прогнозируемой прибыли с применением объекта оценки. Затратный подход представляет собой комплекс методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении расходов, требуемых для воспроизводства или замены объекта оценки с учётом износа и устаревания. Сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости бизнеса, которые основаны на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами, по отношению к которым имеется информация о ценах.
Каждый из подходов имеет свои достоинства и недостатки, что и обуславливает их использование в практике оценочной деятельности. Тем не менее, в соответствии с п. 20 ФСО № 1 оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА ООО «СВЯЗЬ-ИНФОРМ»
2.1. Исходные данные для проведения оценки стоимости ООО «Связь-Информ»
Определим стоимость ООО «Связь-Информ», оказывающего услуги связи. Исходные данные для проведения оценки, приведены в таблице 3.
Таблицы 3
Исходные данные
Название параметра |
Стоимостная характеристика |
||||||
Размер чистых активов, тыс. руб. |
631 543 |
||||||
Текущая ликвидность |
1,1917 |
||||||
Доля собственного капитала, % |
0,85 |
||||||
Отношение прибыли амортизации к себестоимости, % |
41,00 |
||||||
Выручка, тыс. руб. |
2014 г. |
510 517 |
2015 г. |
567 400 |
2016 г. |
661 229 |
|
Себестоимость, тыс. руб. |
2014 г. |
390 750 |
2015 г. |
456 995 |
2016 г. |
548 994 |
|
Действительный оборотный капитал, тыс. руб. |
13 530 |
||||||
Амортизация |
108 328 |
При проведении оценки были использованы следующие методики:
- в рамках доходного подхода – метод дисконтирования денежных потоков;
- в рамках затратного подхода – метод чистых активов;
- в рамках сравнительного подхода – метод сравнения продаж (компании-аналога).
2.2. Оценка стоимости предприятия методом дисконтированных денежных потоков
На первом этапе оценки методом дисконтирования денежных потоков осуществляется расчет денежного потока. Он производился по следующей формуле:
Денежный поток - Чистая прибыль после уплаты налогов + Амортизационные отчисления - Капитальные вложения +(-) Прирост (уменьшение) долгосрочной задолженности + (-) Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала
Следующим, после расчета денежного потока, этапом является определение длительности прогнозного периода.
Для оцениваемой компании прогнозный период был определен в 4 года (с 2017 по 2020 гг. включительно). Данный временной отрезок является наиболее приемлемым с точки зрения реальной возможности прогнозирования экономической стабильности в последующий период.
Следующим этапом определения стоимости предприятия методом дисконтирования денежных потоков является определение ставки дисконтирования. Термин «Ставка дисконтирования» определяется как коэффициент, используемый для расчета текущей стоимости денежной суммы, получаемой или выплачиваемой в будущем. Для расчета ставки дисконтирования была применена модель кумулятивного построения. Модель подразумевает оценку определенных факторов, порождающих риск недополучения запланированных доходов. При построении ставки дисконта за основу расчета берется безрисковая норма доходности. А затем к ней добавляется норма доходности на риск инвестирования в данную компанию. Таким образом, ставка дисконта по модели кумулятивного построения включает безрисковую норму доходности и норму доходности, покрывающую несистематические риски, характерные для оцениваемой компании.
В современной России в качестве безрисковой ставки может быть принята ставка Сбербанка по срочным рублевым депозитам граждан. Речь может идти именно о срочных вкладах, так как инвестированные деньги, как и деньги по срочному вкладу можно вернуть только через какой-то промежуток времени. В данном случае в качестве безрисковой ставки дохода используется ставку по срочным рублевым депозитам граждан, равную 6%.
Для определения дополнительной премии за риск инвестирования в Компанию и внесения поправок на действие количественных и качественных факторов риска, связанных со спецификой оцениваемого бизнеса, был проанализирован ряд факторов (использованы материалы исследований Института экономического развития Мирового банка), представленных в таблице 4.
Таблица 4
Премии за факторы риска
Фактор риска |
Премия за риск, % |
Размер компании |
0-5 |
Финансовая структура |
0-5 |
Диверсификация клиентуры |
0-5 |
Качество менеджмента, ключевая фигура |
0-5 |
Диверсификация производственная и территориальная |
0-5 |
Доходы: рентабельность и прогнозируем ость |
0-5 |
В первую очередь необходимо определить премию за размер компании. Наиболее очевидное преимущество, которое имеет крупная компания, заключается в относительно более легком доступе к финансовым рынкам при необходимости привлечения дополнительных ресурсов, а также большая стабильность бизнеса по сравнению с малыми конкурентами. Для потенциального кредитора и инвестора наиболее информативным показателем будет являться величина чистых активов. Размер чистых активов по оцениваемой компании сравнивается с данными крупнейших компаний отрасли. В таблице 5 представлена информация о размере чистых активов по компаниям отрасли связи.
Таблица 5
Размер чистых активов предприятий связи в РФ
Наименование предприятия |
Размер чистых активов, тыс. руб. |
1 |
2 |
ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ (ООО «Связь Инвест») |
631 543 |
ПАО «Связьинвест» |
184 588 166 |
ЗАО «Синтерра» |
2 614 798 |
ПАО «Таттелеком» |
57 24 686 |
ПАО «Башинформсвязь» |
-2 102 779 |
ПАО «ЭР-Телеком» |
249 200 |
ПАО «Арктел» |
5 175 |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
ПАО «Национальные кабельные сети» |
975 586 |
ПАО «Старт Телеком» |
528 778 |
ПАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» |
257 527 |
Средняя величина |
19 321 515 |
Премия за размер предприятия рассчитывается по формуле:
(4)
где X - искомый уровень премии за риск размера компании;
Х max - максимальный размер премии;
N - величина чистых активов компании (по балансовой стоимости);
N max - средняя величина чистых активов крупнейших в стране компаний.
X = 5 * (1- 631 543/ 19 321 515) = 4,83657 %
Принимаемое значение премии за размер компании 4,84 %.
Далее рассчитывается премия за риск по фактору «финансовая структура». Анализ финансовой структуры подразумевает сопоставление различных коэффициентов, рассчитанных по компании, с определенными средними значениями. Следует отметить, что при выборе коэффициентов необходимо ограничиться теми, которые в меньшей степени пересекаются. То есть характеризуют различные стороны финансовой структуры компании. Как правило, выбирают по одному показателю из трех групп: общая структура капитала, ликвидность, покрытие (зависимость от) процентных платежей. Для сравнения выбраны три финансовых коэффициента, характеризующих три стороны финансового состояния компании: способность расплатиться в краткосрочном периоде - показатель текущей ликвидности; достаточность покрытия всех заемных средств собственными - доля собственного капитала в средствах компании; степень влияния процентных платежей на финансовую устойчивость компании – отношение прибыли и амортизации к себестоимости. Результаты расчета представлены в таблице 6.
Таблица 6
Расчет премии за риск по фактору «финансовая структура»
Наименование предприятия |
Текущая ликвидность |
Доля собственного капитала, % |
Отношение прибыли и амортизации к себестоимости, % |
ПАО «Связьинвест» |
7,8999 |
0,99 |
81,89 |
ЗАО «Синтерра» |
0,2736 |
0,16 |
253,59 |
ПАО «Таттелеком» |
0,9756 |
0,54 |
43,34 |
ПАО «Башинформсвязь» |
0,4133 |
0,69 |
30,02 |
ПАО «ЭР-Телеком» |
1,7665 |
0,48 |
108,91 |
ПАО «Арктел» |
0,8634 |
0,003 |
2,39 |
ПАО «Национальные кабельные сети» |
1,0138 |
0,27 |
72,30 |
ПАО «Старт Телеком» |
1,2776 |
0,49 |
20,02 |
ПАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» |
1,2942 |
0,51 |
3,97 |
ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ (ООО «Связь Информ») |
1,1917 |
0,85 |
41,00 |
Премия за риск |
3,5700 |
1,63 |
3,45 |
Итоговая премия |
2,88 |