Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
1.1. Цели оценки стоимости бизнеса и подходы к ее проведению
1.2. Влияние специфики бизнеса на выбор метода его оценки
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА ООО «СВЯЗЬ-ИНФОРМ»
2.1. Исходные данные для проведения оценки стоимости ООО «Связь-Информ»
2.2. Оценка стоимости предприятия методом дисконтированных денежных потоков
2.4. Оценка стоимости предприятия методом сравнения продаж
При определении стоимости предприятия методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода оценки были использованы данные по продажам акций компаний открытого типа или сделки с участием частных компаний, которые могут рассматриваться как сопоставимые во многих отношениях с компанией, подлежащей оценке.
На основе данных ведущих финансовых агентств, а также материалов, публикуемых ООО «Связьинвест» были отобраны компании, сопоставимые с оцениваемой. В качестве основных критериев отбора использованы следующие: отраслевое сходство; зависимость от одних и тех же экономических факторов; стадия экономического развития; размер; структура капитала; перспективы роста; финансовый риск; качество менеджмента.
Используя вышеуказанные критерии из числа потенциальных аналогов, были отобраны шесть компаний, отвечающие критериям отбора. Определение рыночной стоимости компании методом рынка капитала (метод сравнительного анализа продаж) в рамках сравнительного подхода основано на использовании ценовых мультипликаторов. Процесс и результаты расчета представлены в таблицах 11-14.
По объекту оценки прибыль от реализации составила - 112 235 тыс.руб., оборотные активы - 114 895, долгосрочная задолженность - 14 473, а чистая прибыль – 75 434 тыс. руб.
Таблица 11
Финансовые показатели, тыс.руб.
Финансовые показатели, тыс. руб. |
Выручка |
Чистые |
Чистая |
Прибыль |
Оборотные активы |
Долгосрочная |
ПАО «ЭР-Телеком» |
693701 |
249200 |
214060 |
297318 |
264170 |
122692 |
ПАО «Старт Телеком» |
1656412 |
528778 |
40364 |
186987 |
366 849 |
272506 |
Ростелеком СевероЗапад |
28104310 |
34569077 |
3512926 |
3395504 |
10947730 |
5720791 |
ПАО «Национальные кабельные сети» |
4306318 |
975586 |
763429 |
1423812 |
3580000 |
30 684 |
ПАО «Таттелеком» |
6009113 |
5724686 |
655673 |
1048280 |
1938197 |
2805643 |
ПАО «ЦентрТелеком» |
40639000 |
29385623 |
6732000 |
10429000 |
5312000 |
12879000 |
Объект оценки |
661229 |
631543 |
75434 |
112235 |
114895 |
14473 |
Таблица 12 Расчет основных показателей |
|||||||
Финансовые показатели, тыс. руб. |
Объект |
ПАО |
ПАО |
Ростелеком Северо-Запад |
ПАО «Национальные кабельные сети» |
ПАО «Таттелеком» |
ПАО «ЦентрТелеком» |
Выручка/ЧА |
1,05 |
2,78 |
3,13 |
0,81 |
4,41 |
1,05 |
1,38 |
Выручка/обА |
5,76 |
2,63 |
4,52 |
2,57 |
1,20 |
3,10 |
7,65 |
Прибыль от продаж / ЧА |
0,18 |
1,19 |
0,35 |
0,10 |
1,46 |
0,18 |
0,35 |
ЧП/ЧА |
0,12 |
0,86 |
0,08 |
0,10 |
0,78 |
0,11 |
0,23 |
ДсрЗ/ЧА |
0,02 |
0,49 |
0,52 |
0,17 |
0,03 |
0,49 |
0,44 |
Таблица 13
Расчет мультипликаторов
Финансовые показатели, тыс. руб. |
ПАО «ЭР- |
ПАО «Старт |
Ростелеком Северо-Запад |
ПАО «Таттелеком» |
ПАО «ЦентрТелеком» |
||||
Капитализация, тыс. руб. |
4500000 |
1734000 |
6910000 |
5120213 |
69726081 |
||||
Ц/ЧА |
18,06 |
3,28 |
7,08 |
0,89 |
2,37 |
||||
Ц/В |
6,49 |
1,05 |
1,60 |
0,85 |
1,72 |
||||
Ц/ЧП |
21,02 |
42,96 |
9,05 |
7,81 |
10,36 |
||||
Ц / прибыль от продаж |
15,14 |
9,27 |
4,85 |
4,88 |
6,69 |
||||
Таблица 14 Расчет рыночной стоимости |
|||||||||
Показатели |
Цена/ЧА |
Цена / Выручка |
Цена /ЧП |
Ц / Прибыль от продаж |
|||||
Средние |
6,336 |
2,342 |
18,24 |
8,166 |
|||||
Итоговый показатель |
6,336 |
2,342 |
18,24 |
8,166 |
|||||
Финансовый показатель |
631 543 |
661 229 |
75 434 |
114 895 |
|||||
Веса |
0,30 |
0,25 |
0,18 |
0,27 |
|||||
Итоговая стоимость, тыс. руб. |
2 088 574 |
||||||||
Итоговая стоимость, тыс. долл. |
31 645 |
Рыночная стоимость, полученная методом анализа сравнения продаж, составляет 2 088 574 тыс. руб.
2.5. Определение итоговой стоимости предприятия
Итоговая стоимость предприятия будет рассчитываться, исходя из полученных результатов каждого подхода к оценке, путем их корректировки на весовые коэффициенты. Алгоритм согласования результатов методов оценки рыночной стоимости предприятия приведен в таблице 15.
Таблица 15
Определение итоговой рыночной стоимости предприятия
Метод |
Стоимость, |
Стоимость, |
Вес, % |
Затратный подход |
|||
Метод чистых активов |
2 179 906 |
33 029 |
0,35 |
Доходный подход |
|||
Метод дисконтирования денежных потоков |
4 620 875 |
70 013 |
0,35 |
Сравнительный подход |
|||
Метод сравнения продаж (компании-аналога) |
2 088 574 |
31 645 |
0,30 |
Средневзвешенное значение стоимости предприятия |
3 006 846 |
45 558 |
1,00 |
Итоговая стоимость предприятия будет рассчитываться по следующему алгоритму:
С = 2 179 906 * 0,35 + 4 620 875 * 0,35 + 2 088 574 * 0,30 = 762 967 + 1 617 306 + 626 572 = 3 006 846 тыс.руб., или 45 558 тыс.долл. США.
Выводы
В работе проведена оценка предприятия сферы связи – ООО «Связь Информ».
При проведении оценки были использованы следующие методики:
- в рамках доходного подхода – метод дисконтирования денежных потоков;
- в рамках затратного подхода – метод чистых активов;
- в рамках сравнительного подхода – метод сравнения продаж (компании-аналога).
Итоговая стоимость предприятия составила 3 006 846 тыс.руб., или 45 558 тыс.долл. США.
Результаты получены при проведении полной оценки рыночной
стоимости предприятия. Весовые коэффициенты при определении итоговой
стоимости сглаживают недостатки используемых методов, таким образом, получается представление об адекватной цене бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценку бизнеса проводят для улучшения уровня управления предприятием; установления стоимости ценных бумаг в случае их купли-продажи на фондовом рынке; определения цены фирмы в случае ее продажи; изменения структуры предприятия; создания проекта развития компании; страхования, в ходе которого появляется потребность установления цены активов; налогообложения; получения обоснованных управленческих решений; реализации инвестиционного плана развития бизнеса.
На сегодняшний день можно выделить несколько традиционных подходов к оценке стоимости бизнеса: доходный; затратный; сравнительный.
Доходный подход представляет собой комплекс методов оценки стоимости бизнеса, базирующихся на определении прогнозируемой прибыли с применением объекта оценки. Затратный подход представляет собой комплекс методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении расходов, требуемых для воспроизводства или замены объекта оценки с учётом износа и устаревания. Сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости бизнеса, которые основаны на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами, по отношению к которым имеется информация о ценах.
Каждый из подходов имеет свои достоинства и недостатки, что и обуславливает их использование в практике оценочной деятельности. Тем не менее, в соответствии с п. 20 ФСО № 1 оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
В работе проведена оценка предприятия сферы связи – ООО «Связь Информ».
При проведении оценки были использованы следующие методики:
- в рамках доходного подхода – метод дисконтирования денежных потоков;
- в рамках затратного подхода – метод чистых активов;
- в рамках сравнительного подхода – метод сравнения продаж (компании-аналога).
Итоговая стоимость предприятия составила 3 006 846 тыс.руб., или 45 558 тыс.долл. США.
Результаты получены при проведении полной оценки рыночной
стоимости предприятия. Весовые коэффициенты при определении итоговой
стоимости сглаживают недостатки используемых методов, таким образом, получается представление об адекватной цене бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1) : [Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 256 от 20.07.2007].
- Об оценочной деятельности в Российской Федерации : [Федеральный закон № 135-ФЗ от 29.06.1998].
- Валдайцев В.С. Оценка бизнеса и инновации: Учебное пособие. – М.:ФилинЪ, 2016.
- Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: учеб пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
- Гленн М, Десмонд, Ричард Э. Келли Руководство по оценке бизнеса. Издание подготовлено Российским Обществом Оценщиков, 2014.
- Григорьев В., Островкин И. Оценка предприятий. Имущественный подход. М.: Дело, 2011.
- Грязнова А.Г., Федотова М.А., Ленская С.А. и др. Оценка бизнеса: учебник по ред. Грязновой М.А. – М.: Финансы и статистика, 2015.
- Десмонд Г.М., Келли Р.Э. Руководство по оценке бизнеса. – М.: РОО, 2010.
- Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. С-Петербург: Питер Бук, 2014.
- Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учеб. пособие/ под ред. Н.А. Абдулаева, Н.А. Колайко. – М.: Экмос, 2011.