Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
1.1. Цели оценки стоимости бизнеса и подходы к ее проведению
1.2. Влияние специфики бизнеса на выбор метода его оценки
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА ООО «СВЯЗЬ-ИНФОРМ»
2.1. Исходные данные для проведения оценки стоимости ООО «Связь-Информ»
2.2. Оценка стоимости предприятия методом дисконтированных денежных потоков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в связи с появлением огромного количества предприятий, выступающих в качестве своего рода товара, который можно покупать и продавать, появляется спрос на оценку рыночной стоимости. Для повышения эффективности проводимых сделок осуществляется оценка бизнеса, так как нельзя эффективно руководить компанией без знания реальной стоимости бизнеса. Оценка стоимости является основой для принятия решений. Умение использовать на практике результаты оценочной деятельности – это процедура, цель которой – расчет стоимости бизнеса, то есть отражение резервов деятельности компании. Она показывает, как создаётся и из чего складывается ценность компании. Ее результат является основой для принятия решений. Она значима для развивающихся компаний, помогает правильно ориентироваться в многообразии новинок, внедряемых в бизнес. Процедура проведения оценки бизнеса включает в себя оценку всех активов. Таким образом, можно сделать вывод, что оценка бизнеса способствует повышению конкурентоспособности предприятия на рынке и показывает реальную картину возможностей предприятия, служит для выработки их стратегии, которая выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них дает максимальную рыночную цену.
Цель работы – исследовать особенности применения методов оценки стоимости бизнеса.
Задачи работы:
- исследовать цели оценки стоимости бизнеса и используемые подходы;
- рассмотреть особенности применения различных подходов и методов оценки стоимости бизнеса с учетом сферы деятельности предприятия;
- произвести оценку стоимости предприятия сферы связи;
- обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.
Объектом исследования представленной курсовой работы является предприятие сферы связи ООО «Связь Информ».
Предмет исследования работы – методы оценки стоимости бизнеса.
В качестве теоретической основы изучения в курсовой работе применялись труды и учебные пособия по вопросам оценки стоимости предприятия, а также российские стандарты оценки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
1.1. Цели оценки стоимости бизнеса и подходы к ее проведению
Оценку бизнеса проводят для решения следующих задач:
- увеличение уровня управления предприятием;
- установление стоимости ценных бумаг в случае их купли-продажи на фондовом рынке;
- определение цены фирмы в случае ее продажи;
- изменение структуры предприятия;
- создание проекта развития компании. В ходе стратегического планирования необходимо оценить будущие доходы фирмы, степень её устойчивости, а также ценность имиджа;
- страхование, в ходе которого появляется потребность установления цены активов;
- налогообложение;
- получение обоснованных управленческих решений. Из-за инфляции появляется потребность в периодической переоценке имущества фирмы;
- реализация инвестиционного плана развития бизнеса. Для его подтверждения следует знать начальную цену предприятия в целом, его капитала, активов, бизнеса[1].
На сегодняшний день можно выделить несколько традиционных подходов к оценке стоимости бизнеса: доходный; затратный; сравнительный.
Доходный подход представляет собой комплекс методов оценки стоимости бизнеса, базирующихся на определении прогнозируемой прибыли с применением объекта оценки. Достоинства доходного подхода: предусматривает предстоящие перемены прибыли и затрат; предусматривает степень риска (через ставку дисконта); принимает во внимание интересы инвестора; учитывает экономическое устаревание. Недостатки доходного подхода: сложность прогнозирования будущих результатов; не учитывает конъюнктуры рынка; возможно несколько норм доходности, что затрудняет принятие решения; трудоемкость расчётов[2].
Доходный подход включает в себя нескольких методов. Рассмотрим два основных.
1. Метод дисконтирования денежных потоков исходит из прогнозирования денежных потоков. С точки зрения инвестиционных мотивов он является наиболее приемлемым, так как под стоимостью предприятия понимается не стоимость активов, а оценка потока будущих доходов. Однако его применение приводит к тому, что лицу, принимающему решение, становится труднее находить новые альтернативные пути решения проблемы, которые принесут больше прибыли, тем самым отказываясь от ранее запланированных действий. Стоимость оценки предприятия, рассчитанная методом дисконтирования денежных потоков, определяется по формуле:
(1)
где PV – текущая стоимость;
CF¡ – денежный поток очередного года прогнозного периода;
FV – цена реверсии;
r – ставка дисконтирования;
n – общее количество лет прогнозного периода.
Основные этапы оценки предприятия данным методом:
- подбор модификации денежного потока;
- определение продолжительности исследуемого периода;
- ретроспективные исследования и прогноз;
- расчёт величины валютного потока для каждого года исследуемого периода;
- установление ставки дисконта;
- расчёт величины стоимости денежного потока в постпрогнозный период;
- расчёт текущей цены будущих денежных потоков и цены в постпрогнозный период;
- введение окончательных изменений[3].
2. Метод капитализации дохода основан на измерении действенных активов с точки зрения получения с них прибыли. Не требует изучения стоимости материальных и нематериальных активов. Сущность этого метода можно выразить формулой:
(2)
где V – оценённая стоимость;
D – чистый доход (чистая прибыль);
Kk – ставка капитализации[4].
Данный метод особенно актуален тогда, когда прогнозируется получение примерно одинаковой прибыли предприятием в течение достаточно длительного периода времени. Метод капитализации дохода подходит для зрелых предприятий и в отличие от метода дисконтирования денежных потоков не требует составления средне- и долгосрочных прогнозов доходов, но его применение ограничивается предприятиями со стабильными доходами, рынок сбыта которых устоялся и не предполагаются его изменения[5].
Затратный подход представляет собой комплекс методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении расходов, требуемых для воспроизводства или замены объекта оценки с учётом износа и устаревания.
Преимущества затратного подхода:
- является официально утвержденным стандартом оценки бизнеса;
- предусматривает воздействие производственно-хозяйственных факторов на изменение цены активов;
- предоставляет оценку степени формирования технологических процессов с учётом уровня износа активов;
- результаты оценки более обоснованны;
- его использование достаточно просто и не требует детального анализа финансово-экономической деятельности предприятия;
- основан на существующих активах;
- пригоден и для оценки бизнеса вновь открывшихся предприятий, холдинговых и инвестиционных фирм.
Недостатки затратного подхода:
- не учитывает конъюнктуры рынка;
- не учитывает перспектив развития бизнеса.
В составе затратного подхода можно выделить метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости[6].
1. Метод чистых активов является лучшим способом определения стоимости, если доходы от бизнеса просто невозможно предсказать с высокой степенью точности, но предприятие имеет в своем распоряжении хорошие финансовые и материальные активы. Также его можно применить, если новое предприятие не имеет данных о прибылях либо если эта компания холдинговая. Чтобы определить рыночную стоимость бизнеса с помощью метода чистых активов, используют следующую формулу:
СК = А − О, (3)
где СК – рыночная стоимость собственного капитала;
А – рыночная стоимость активов предприятия;
О – текущая рыночная стоимость его обязательств (долгов).
2. Метод ликвидационной стоимости используют, когда предприятию грозит банкротство, то есть когда все имеющиеся у организации активы распродают на торгах и погашают долги по собственным обязательствам. Ликвидационная стоимость – это разность между стоимостью активов и затрат на ликвидацию. Этот метод даёт минимум оценки стоимости бизнеса, так как есть много серьезных ограничений по времени на продажу активов, из-за чего происходит уменьшение стоимости.
Для определения ликвидационной стоимости используют три вида ликвидации: упорядоченную; принудительную; ликвидацию с прекращением существования активов предприятия.
Упорядоченная ликвидация – это распродажа активов в течение времени для получения максимальной прибыли от реализации активов. Принудительная ликвидация – это ситуация, когда активы распродаются быстро настолько, насколько это возможно.
Ликвидация с прекращением существования активов предприятия рассчитывается в случае, если активы компании никак не распродаются, а списываются и уничтожаются, а в данном месте создается новая компания, представляющая внушительный финансовый и общественный интерес. Цена компании в данном случае считается отрицательной величиной, таким образом, необходимы определенные расходы на ликвидацию активов[7].
Сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости бизнеса, которые основаны на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами, по отношению к которым имеется информация о ценах. Основывается на подборе сопоставимых объектов, которые уже продавались или продаются в текущий момент на данном рынке.
Преимущества сравнительного подхода:
- основывается на реальных рыночных показателях;
- отображает имеющуюся практику продаж и покупок;
- принимает во внимание воздействие отраслевых факторов на стоимость акций компании.
Недостатки сравнительного подхода:
- в расчёт берутся лишь ретроспективные сведения;
- требует большого количества поправок в рассматриваемых данных;
- игнорирует будущие ожидания инвесторов;
- труднодоступность данных.
При сравнительном подходе оценку бизнеса проводят с помощью трех методов: поиск компании-аналога, метод сделок и продаж и метод коэффициентов отрасли.
Основой первого метода является стоимость предприятий-аналогов по акциям, выставленным на рынке. Оценка получается быстрая и правдоподобная. У сравниваемых компаний должны быть примерно равные доходы, персонал, оборот.
Основные этапы оценки предприятия методом поиска компании-аналога:
- изучение рынка и получение нужных данных;
- сравнение перечня аналогичных компаний;
- анализ финансово-экономической деятельности и повышение уровня сопоставимости информации;
- расчёт ценовых мультипликаторов;
- подбор величины мультипликатора, который следует использовать к оцениваемому предприятию;
- установление окончательной величины стоимости оцениваемой компании;
- внесение итоговых корректировок.
Второй метод основывается на ценах, по которым другие компании приобретали пакеты акций, с осуществлением анализа цены таких сделок. И первый, и второй методы хороши при получении достаточной информации для анализа. Этапы процесса оценки бизнеса методом сделок совпадают с этапами оценки бизнеса методом рынка капитала[8].
Третьим методом пользуются тогда, когда ранее рассчитаны отношения цены реализации бизнеса и его производственных и финансовых показателей и сделан их анализ. В нашей стране он не используется из-за отсутствия необходимой информации.
Наряду с традиционными подходами в настоящее время все чаще для оценки стоимости компаний используются альтернативные методы, например опционный метод оценки (метод реальных опционов) и модифицированный метод дисконтирования потоков. Рассмотрим использование модели ценообразования опционов Блэка–Шоулза в оценке бизнеса. Согласно этой модели, основным элементом определения стоимости служит ожидаемое изменение цен базового актива. Цена колебания актива прямо пропорционально влияет на стоимость опциона. Можно сказать, что если известна стоимость опциона, то можно определить уровень изменения цен, ожидаемый рынком. Использование компанией метода реальных опционов позволяет уделять меньше внимания созданию «идеальных» прогнозов и направлять на развитие альтернативных путей развития компании[9].