Файл: Формирование портфеля инновационных проектов и управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данном отчете о стоимости портфеля рассматривается стоимость работ по каждому проекту за определенный период времени, а именно за год. Как мы видим, в первый год требует инвестировать три проекта на общую сумму 213,3 млн. рублей, во второй год двух проектов на сумму 274,0 млн. рублей и в третий год один проект на сумму 33,7 млн. рублей. Также отчет дает наглядное представление о том, какие именно работы каждого проекта будут инвестированы в каждый год.

Отчет о стоимости портфеля с нарастающим итогом, показывает стоимость портфеля в каждый конкретный период времени. То есть мы можем отследить, сколько денег уже было вложено в портфель, а сколько еще предстоит потратить. Общая стоимость портфеля составляет рублей.

Далее в рамках разработанной модели была проверка финансовой реализуемости портфеля. Финансировать проекты производства брусчатки, тротуарной плитки, кирпича и производства СБС планируется за счет собственных средств ГК «ПИК». Проект производства СБМК будет финансироваться из трех источников: 20% - собственные средства, 20% - грантовые средства, 60% - заемные средства. Проект производства ОМУ планируется финансировать 50% - собственные средства, 20% - грантовые средства, 30% - заемные средства. Эффективность данных проектов изначально была рассчитана с учетом привлечения средств. Портфель финансово реализуем на протяжении всей длительности.

Основой для измерения хода работ является опорный план проекта - это конкретный документ-обязательство, в котором указаны запланированная стоимость и ожидаемые сроки выполнения работ, с которыми сравнивают фактическую стоимость и фактические сроки выполнения.

Работы по портфелю представлены в таблице

Таблица 2

Работы по портфелю ГК «ПИК»

Код операции

Наименование

Проект производства брусчатки, тротуарной плитки

А

Закупка оборудования

Б

Монтаж оборудования

В

Наем персонала

Г

Запуск производства

Проект производства СБС

Д

Закупка оборудования

Е

Монтаж оборудования

Ж

Наем персонала

З

Запуск производства

Проект производства СБМК

И

Приобретение производственной площадки

К

Закупка оборудования

Л

Монтаж оборудования

М

Наем персонала

Н

Запуск производства

Проект производства ОМУ

О

Приобретение производственной площадки

П

Закупка оборудования

Р

Монтаж оборудования

С

Наем персонала

Т

Первая фаза производства

У

Выход на полную производственную мощность


Опорный план портфеля проектов ГК «ПИК» представлен на рисунке 3

Рисунок 3 - Опорный план портфеля проектов ГК «ПИК»

Из опорного плана мы видим, что продолжительность инвестиционной фазы портфеля составляет 675 дней, а его стоимость 521 млн. рублей.

Контроль за ходом исполнения портфеля проектов ГК «ПИК» предполагается осуществлять при помощи метода освоенного объема.

Метод освоенного объема основан на определении отношения фактических затрат к объему работ, которые должны быть выполнены к определенной дате. При этом учитывается информация по стоимости, плановому и фактическому графику работ и дается обобщенная оценка по состоянию работ на текущий момент. Выявленные тенденции используются для прогноза будущей стоимости объема работ при завершении и определения факторов, оказывающих влияние на график выполнения работ. Отсечки планируется делать каждый месяц.

Также каждый квартал с начала реализации каждого проекта необходимо проводить оценку портфеля на соответствие стратегическим целям. При выявленных отклонениях следует вернуться к определенному пункту согласно разработанной модели управления.

    1. Оценка эффективности инновационного портфеля проектов

Эффективность проекта измеряется в соответствии с теми критериями, которые указывают на достижение тех или иных стратегических целей.

Существует огромное количество разнообразных критериев эффективности проекта.

Для оценки исполнения первой стратегической цели ГК «ПИК» - увеличение прибыли - следует использовать интегральные показатели эффективности проекта, такие как NPV, PI, IRR, срок окупаемости.

Вторая стратегическая цель ГК «ПИК» звучит как улучшение имиджа компании.

Имидж - это комплексное, целостное видение конкретного объекта, эмоциональное восприятие внешними аудиториями. Его сложно измерить количественно, поэтому для оценки будем использовать индекс улучшения имиджа, который определим экспертным методом.

Эксперты оценивают каждую определенную составляющую имиджа:

1. Имидж товара (услуги) - это представление об отличительных, исключительных характеристиках продукта, придающих ему особую уникальность.

2. Имидж потребителей товара - представление о характере потребителей, их общественном статусе. Дает представление о степени серьезности деятельности компании.


3. Социальный имидж организации - представление о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества.

Оценка происходит по 4-ех балльной шкале, где:

1 - проект отрицательно влияет на имидж;

2 - проект не влияет на имидж;

3 - проект в незначительной степени положительно влияет на имидж;

4 - благоприятное влияние на имидж.

Далее по каждому проекту определяется среднее значение. Чем выше средняя оценка, тем большее положительное влияние оказывает проект на имидж организации.

Последняя стратегическая цель, стоящая перед ООО «ПИК» - внедрение новых технологий. Критерий - индекс, определяющий уровень новизны технологии - также будет определен экспертным путем.

Оценка будет производиться по 4-ех балльной шкале, где:

1 - давно известная технология;

2 - новая для ООО «ПИК»;

3 - новая для отрасли в стране;

4 - новая для отрасли в мире.

Перед тем, как оценить каждый из критериев, приведенных выше, следует рассмотреть согласно пункту 8 разработанной модели управления проекты на взаимозависимость.

Проект производства брусчатки и тротуарной плитки может быть реализован на том же оборудовании, что и действующий проект производства кирпича. Целесообразно совместить эти два проекта в один.

Для производства огнеупорных материалов также необходима большая часть оборудования, задействованная при производстве заполнителя алюмосиликатного, то есть та часть, которая отвечает за подготовку сырья. Поэтому реализация указанных проектов в одном портфеле снизит капитальные затраты.

Далее оценим каждый из проектов по первой группе критериев.

Присвоим код каждому проекту:

а) Производство смеси барьерной механоактивированной композиционной (СБМК) - 001.

б) Производство пропантов - 002.

в) Производство кирпича по карбонатной технологии - 003.

г) Производство брусчатки, тротуарной плитки в рамках действующего проекта производства кирпича по технологии полусухого прессования - 004.

д) Производство органоминеральных удобрений - 005.

е) Производство шлакопортландцемента - 006.

ж) Производство алюмосиликатного неформованного барьерного материала (СБС) в рамках действующего проекта производства заполнителя алюмосиликатного (ЗАП) - 007.

С помощью формулы Фишера определим ставку дисконтирования. Для этого необходимо сложить безрисковую минимальную норму рентабельности (RE) и величину поправки на риск (IR): R=RE+IR=3%+9%=12%.

Горизонт расчета для каждого проекта составит 5 лет.


Интегральные показатели эффективности проекта представлены в таблице 3

Таблица 3

Интегральные показатели эффективности проектов

Наименование

Ед. изм.

Проекты

показателя

001

002

003

004

005

006

007

NPV

млн.

руб.

325

-42

-70

13

62

309

12

IRR

%

43,4

10,7

9,6

38,3

17,1

25,2

38,2

DPBP

лет

2,8

7,2

6,6

3,5

3,99

4,12

2,8

PI

8,6

0,9

0,7

1,5

1,3

2,4

1,6

Инвестиции

мл н.

руб.

200

1 000

800

18

290

1 200

13

Таким образом, видно, что не все проекты имеют высокую эффективность. Наибольшую прибыль принесут проекты с кодами 001, 006 и 005. Отрицательное значение показателя NPV у проектов с кодами 002 и 003.

Оценим проекты по следующему критерию. Представим средние баллы экспертов в таблице 4

Таблица 4

Результаты оценок экспертов индекса улучшения имиджа

Наименование показателя

Проекты

001

002

003

004

005

006

007

Имидж товара/ услуги

4

4

3

3

4

2

2

Имидж потребителя товара

4

4

2

2

2

2

2

Социальный имидж организации

4

4

2

3

4

4

2

Среднее значение

4

4

2,3

2,7

3,3

3,3

2


Анализируя таблицу 4 можно сделать вывод о том, что проекты с кодами 001, 002 значительно повысят имидж организации. Проекты с кодами 007, 003 и 004 никак не повлияют на сформированный имидж.

Третий критерий - индекс, определяющий уровень новизны технологии определен экспертным путем в таблице 5

Таблица 5

Результаты экспертных оценок индекса, определяющего уровень новизны технологии

Наименование показателя

Проекты

001

002

003

004

005

006

007

Среднее значение

4

3

2

1

4

3

1

На основании таблицы 5 делаем вывод о том, что достижение цели «Внедрение новых технологий» возможно при реализации проектов с кодами 001 и 005 - на мировом уровне, проектов с кодами 002 и 006 - на российском уровне.

Таким образом, проект с кодом 003 дальнейшему рассмотрению не подлежит. Остальные проекты показывают эффективность по одному из критериев, либо по всем сразу, и подлежат дальнейшему рассмотрению.

Следующий этап в рамках разработанной модели управления портфелем проектов подразумевает формирование различных комбинаций проектов для последующего создания портфеля и их оценка.

Комбинация считается эффективной и подлежит дальнейшему рассмотрению, если она соответствует утвержденным критериям, которые отображены в таблице 6

Таблица 6

Критерии эффективности комбинации

Критерий эффективности

Значение показателя

1 NPV

>400 млн. руб.

2 Индекс имиджа

4

3 Индекс, показывающий уровень новизны технологии

4

Все возможные комбинации проектов представим в таблице 7

Таблица 7

Возможные комбинации проектов

Код

Проекты

Значение показателей

1

2

3

Значение

Достигаетли цель

Значени

е

Достигает ли цель

Значени

е

Достигает ли цель

1

001

325

-

4

+

4

+

2

002

-42

-

4

+

3

-

3

004

13

-

2,7

-

1

-

4

005

62

-

3,3

-

4

+

5

006

309

-

3,3

-

3

-

6

007

12

-

2

-

1

-

7

001+002

283

-

4; 4

+

4; 3

+

8

001+004

338

-

4; 2,7

+

4; 1

+

9

001+005

387

-

4; 3,3

+

4; 4

+

10

001+006

634

+

4; 3,3

+

4; 3

+

11

001+007

337

-

4; 2

+

4; 1

+

12

002+004

-29

-

4; 2,7

+

3; 1

-

13

002+005

20

-

4; 3,3

+

3; 4

+

14

002+006

267

-

4; 3,3

+

3; 3

-

15

002+007

-30

-

4; 2

+

3; 1

-

16

004+005

75

-

2,7; 3,3

-

1; 4

+

17

004+006

322

-

2,7; 3,3

-

1; 3

-

18

004+007

25

-

2,7; 2

-

1; 1

-

19

005+006

371

-

3,3; 3,3

-

4; 3

+

20

005+007

74

-

3,3; 2

-

4; 1

+

21

006+007

321

-

3,3; 2

-

3; 1

-

22

001+002+004

296

-

4; 4; 2,7

+

4; 3; 1

+

23

001+002+005

345

-

4; 4; 3,3

+

4; 3; 4

+

24

001+002+006

592

+

4; 4; 3,3

+

4; 3; 3

+

25

001+002+007

295

-

4; 4; 2

+

4; 3; 1

+

26

001+004+005

400

+

4; 2,7; 3,3

+

4; 1; 4

+

27

001+004+006

647

+

4; 2,7; 3,3

+

4; 1; 3

+

28

001+004+007

350

-

4; 2,7; 2

+

4; 1; 1

+

29

001+005+006

696

+

4; 3,3; 3;3

+

4; 4; 3

+

30

001+005+007

399

-

4; 3,3;2

+

4; 4; 1

+

31

001+006+007

646

+

4; 3,3; 2

+

4; 3; 1

+

32

002+004+005

33

-

4; 2,7; 3,3

+

3; 1; 4

+

33

002+004+006

280

-

4; 2,7; 3,3

+

3; 1; 3

-

34

002+004+007

-17

-

4; 2,7; 2

+

3; 1; 1

-

35

002+005+006

329

-

4; 3,3; 3,3

+

3; 4; 3

+

36

002+005+007

32

-

4; 3,3;2

+

3; 4; 1

+

37

002+006+007

279

-

4; 3,3;2

+

3; 3; 1

-

38

004+005+006

384

-

2,7; 3,3; 3,3

-

1; 4; 3

+

39

004+005+007

87

-

2,7; 3,3; 2

-

1; 4; 1

+

40

004+006+007

334

-

2,7; 3,3; 2

-

1; 3; 1

-

41

005+006+007

383

-

3,3; 3,3; 2

-

4; 3; 1

+

42

001+002+004+005

358

-

4; 4; 2,7; 3,3

+

4; 3; 1;4

+

43

001+002+004+006

605

+

4; 4; 2,7; 3,3

+

4; 3; 1;3

+

44

001+002+004+007

308

-

4; 4; 2,7; 2

+

4; 3; 1; 1

+

45

001+004+005+006

709

+

4; 2,7; 3,3; 3,3

+

4; 1; 4; 3

+

46

001+004+005+007

412

+

4; 2,7; 3,3; 2

+

4; 1; 4; 1

+

47

001+005+006+007

708

+

4; 3,3; 3,3; 2

+

4; 4; 3; 1

+

48

002+004+005+006

342

-

4; 2,7; 3,3; 3,3

+

3; 1; 4; 3

+

49

002+004+005+007

45

-

4; 2,7; 3,3; 2

+

3; 1; 4; 1

+

50

002+005+006+007

341

-

4; 3,3; 3,3; 2

+

3; 4; 3; 1

+

51

004+005+006+007

396

-

2,7; 3,3; 3,3; 2

-

1;4; 3; 1

+

52

001+002+004+005+006

667

+

4; 4; 2,7; 3,3; 3,3

+

4; 3; 1; 4; 3,3

+

53

001+002+004+005+007

370

-

4; 4; 2,7; 3,3; 2

+

4; 3; 1; 4; 1

+

54

001+004+005+006+007

721

+

4; 2,7; 3,3; 3,3; 2

+

4; 1; 4; 3; 1

+

55

002+004+005+006+007

354

4; 2,7; 3,3; 3,3; 2

+

3; 1; 4; 3; 1

+

56

001+002+004+005+006

+007

679

+

4; 4; 2,7; ,3; 3,3; 2

+

4; 3; 1; 4; 3; 1

+