Файл: Принципы управления стоимостью проекта (Характеристика проектов: определение и основные элементы, виды, принципы управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Управление проектом подразумевает под собой применение различных знаний, навыков, методов и подходов к планированию и реализации действий, направленных на достижение определенной цели, заранее установленной в рамках проектных требований.

Веками человек был обязан прибегать к реализации множества проектов. Со временем их сложность только возрастала, а накопленный за долгое время опыт управления сделал такое явление, как создание методологии и идеологии управления проектами, необходимостью.

В странах с развитой экономикой в наше время высоко ценится оказание неординарных услуг или создание предметов, что также можно назвать уникальными плодами человеческой деятельности. По этой причине не только в мировой экономике, но и в России появилось осознание важности умения управлять проектами. Пришло время новой профессии, обладающей своими специфическими функциями - руководитель проекта.

На данный момент управление проектом представляет собой новую волну управленческой деятельности, занимающей все более активные позиции в решении задач, ранее остававшихся привилегией среднего звена управления. От руководителя проектом требуется не только знание специфики деятельности предприятия, но и креативность, гибкость и адаптивность, терпение, выдержка и мудрость.

Руководитель проекта теперь получает все больше полномочий, оказывая управляющее воздействие не только на руководителей функциональных подразделений предприятия, но и на руководителей высшего уровня управления; также теперь управление проектом рассматривается как подвид функционального менеджмента.

Изначально управление проектом лежало в основе развития строительной и военной индустрии, а также в искусстве и науки, плавно внедряясь в

реструктуризацию предприятий и экономик в целом, в процессы развития информационных технологий. Огромное число предприятий различных сфер деятельности достигли значительного преимущества в развитии исключительно из-за проектных подходов, которые обеспечивают быстрые и качественные преобразования, внедрение новейших технологий.

Стоит отметить, что управление проектом применяется не только в экономике, но и дает возможность значительно эффективнее решать социальные, политические, технические, экологические, международные и другие вопросы.

Целью данной работы является изучение различных видов проектов.

Основные задачи работы:

Определить классификацию основных понятий управления проектами;


Провести классификацию различных типов проектов;

Изучить функции управления проектами.

Глава 1. Общая характеристика проектов и процессов их разработки

1.1 Характеристика проектов: определение и основные элементы, виды, принципы управления

Проект подразумевает под собой временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг.

«Временное» подразумевает, что у любого проекта есть начало и так или иначе наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо приходит осознание, что эти цели не могут быть достигнуты. «Уникальных» означает, что оказываемые услуги значительно отличаются от других аналогичных продуктов и услуг.

Предположительная уникальность продуктов и услуг, которые будут оказаны по окончанию проекта, подразумевает необходимость постепенного уточнения всех характеристик по мере воплощения проекта.

Приводя примеры проектов, нельзя не вспомнить строительство и разработку новой продукции, проведение любых ремонтных работ, проведение очередной избирательной кампании и многое другое, что может ответить приведенному определению.

Управление проектами — это приложение не только знаний, но и опыта, методов и средств к работам проекта для последующего удовлетворения требований, изначально предъявленных к проекту, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить эти требования и ожидания, необходимо с самого начала найти оптимальное сочетание между целями и сроками, а также затратами, качеством и многими другими характеристиками проекта.

Управление проектами всегда подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами.

В первую очередь, каждый проект скрывает под собой одну или несколько целей. Под «целями» мы подразумеваем итоговые результаты, которые получим по завершению проекта, но также и выбранные пути к их реализации. Допустим, система управления проектом.

Достижение целей проекта имеет различные способы реализации. Для конструктивного сравнения этих способов необходимы критерии успешности достижения поставленных целей. Как правило, в число основных критериев оценки различных вариантов исполнения проекта входят сроки и конечная стоимость достижения результатов. При этом заранее запланированные цели и качество служат основными ограничениями при рассмотрении и оценке возможных вариантов. Само собой, допускается использование и других критериев и ограничений, а в частности ресурсных.


Также для управления проектами необходимы рычаги. Влиять на пути не только достижения результатов проекта, но и на цели и качество, на сроки и стоимость исполнения работ возможно лишь выбирая применяемые технологии, состав и характеристики ресурсов, необходимых для выполнения тех или иных работ. Таким образом, применяемые технологии и ресурсы проекта можем отнести к основным рычагам управления проектами. Помимо базовых рычагов существуют и вспомогательные средства, предназначенные для управления основными. К таким вспомогательным рычагам управления можно отнести контракты, позволяющие привлечь нужные ресурсы в нужные сроки. Помимо этого, для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организацию работ. Это касается как структуры управления проектом, так и организации информационного взаимодействия между участниками проекта, управления персоналом.

Но нельзя считать информацию, используемую для управления проектами, стопроцентно достоверной и точной. Следует всегда учитывать неопределенность первичной информации и проводить ее учет, ведь это необходимо не только для успешного заключения контрактов, но и для планирования проекта. Анализу и учету неопределенностей посвящен анализ рисков.

Любой проект во время своей реализации проходит различные стадии, вместе называемые жизненным циклом проекта. Для реализации различных функций управления проектом необходимо выполнять действия, которые в дальнейшем будут именоваться процессами управления проектами.

Проект как единая система деятельности существует ровно столько времени, сколько данного ресурса требуется для получения итогового результата. Концепция проекта, однако, не должна противоречить концепции фирмы или предприятия. Более того, проект зачастую становится основной формой деятельности фирмы. В современном понимании проекты стали тем, что меняет наш мир: постройка жилого дома или промышленного объекта, программа научно-исследовательской работы, реконструкция предприятия, рождение новой организации, разработка новой техники и технологии, создание корабля, кинофильма, развитие региона, - проекты.

Управление проектами - это синтетическая дисциплина, объединяющая как специальные, так и профессиональные знания. Специальные знания отражают в себе особенности той области деятельности, к которой относятся проекты (строительные и инновационные, образовательные и экологические, исследовательские и организационные и др.).


Методы управления проектами позволяют нам:

- определить изначальные и конечные цели проекта и провести его обоснование;

- выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, что предстоит выполнить);

- определить необходимые объемы и будущие источники финансирования;

- подобрать исполнителей, прибегнув к процедурам торгов и конкурсов;

- подготовить контракты, заключить их;

- определить крайние сроки выполнения проекта, составить график его реализации и рассчитать необходимые ресурсы;

- высчитать смету и бюджет проекта;

- распланировать и учесть риски;

- обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.

Управление проектами - методология (также - искусство) организации, планирования, руководства, координации не только трудовых, но и материально-технических ресурсов на протяжение всего проектного цикла, направленная на эффективное достижение его конечных целей путем применения различных современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных результатов по составу и объему работ, выполненных в проекте, стоимости, времени, удовлетворению участников проекта.В наше время представляет интерес так называемая «процессная» концепция управления проектами, уже получившая широкое распространение на Западе. Суть ее состоит в том, что сложная интегрированная природа управления проектами описывается через процессы, из которых оно состоит. В конкретном случае под процессами подразумеваются действия и процедуры, связанные с реализацией управления.

Различают следующие варианты схем управления проектом:

- «Основная» система. Руководитель или же менеджер проекта - представитель («агент») заказчика финансовой ответственности за принимаемые решения никогда не несет. Им может стать любое юридическое или физическое лицо - участник проекта, имеющий лицензию на профессиональное управление. В этом случае менеджер проекта обеспечивает координацию и управление ходом разработки и дальнейшей реализации проекта, в контрактных отношениях с другими участниками этого проекта (кроме непосредственно заказчика) не состоит.

Преимущество системы - стопроцентная объективность проект-менеджера, но существует и недостаток - риск за результаты проекта по закону целиком возлагается на заказчика.

- Система «расширенного управления». Руководитель (менеджер) проекта несет частичную ответственность за проект исключительно в пределах сметной цены. Менеджер обеспечивает управление и координацию процессов проекта по соглашениям между непосредственно им, заказчиком и участниками проекта. Как и в «основной» системе, менеджером может выступать любое юридическое или физическое лицо - участник проекта, но имеющий лицензию на профессиональное управление и способное отвечать по своим обязательствам перед заказчиком. Проект-менеджер управляет проектом, а также координирует поставки и работы по инжинирингу. В этом случае, этот риск возлагается на менеджера проекта в пределах контрактных условий.


- Система «под ключ», где менеджер проекта - проектно-строительная фирма, с которой заказчик заключает именно контракт «под ключ» с объявленной заранее стоимостью проекта. Не зря к настоящему времени управление проектами стало признанной в большинстве развитых стран методологией инвестиционной деятельности.

1.2. Процесс разработки проекта

Управление проектами — это интегрированный процесс. Действия (или же их отсутствие) в одном направлении как правило влияют и на остальные направления. Такая взаимосвязь заставляет всегда балансировать между задачами проекта — часто улучшение в одной области может быть получено лишь в счет ухудшения в другой. Для лучшего понимания интегрированной природы управления проектами мы можем описать его через процессы, из которых оно состоит, и их дальнейшей взаимосвязи.

Проект состоит из процессов. Процесс — это совокупность действий, по итогу приносящая конечный результат. Процессы проекта обычно выполняются людьми и распадаются на две базовые группы:

- процессы управления проектами — всегда касающиеся организации и описания работ проекта. которые будут подробно описаны далее;

- процессы, что ориентируются на продукт — касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы обычно определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения.

В проектах процессы управления проектами и те процессы, которые ориентированы на продукт, накладываются и взаимодействуют. Например, цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как по итогу создать продукт.

Процессы управления проектами могут быть условно разбиты на шесть основных групп, реализующих разнообразные функции управления:

- процессы инициации — это принятие решения о дальнейшем начале выполнения проекта;

- процесс планирования — это определение целей и критериев последующего успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;

- процессы исполнения — это координация людей (участников проекта) и других ресурсов для выполнения плана;

- процессы окончательного анализа — это определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимом применении корректирующих воздействий;

- процессы управления — это определение необходимых корректирующих воздействий, после — их согласование, утверждение и конечное применение;