Файл: Инновационный проект – организационная основа инновационной деятельности. Управление инновационным риском. Организация венчурного финансирования (ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И РИСКОВ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации и постоянного развития современного мира инновация являются одним из ключевых элементов для компании, стремящейся сохранить и укрепить свои позиции на рынке. Инновации позволяют компании не только создавать конкурентные преимущества на рынке, но и быстро реагировать на происходящие изменения во внутренней среде, развивать динамические способности и интегрировать новые бизнес-процессы в структуру фирмы. Инновации в настоящее время это не только неотъемлемая часть бизнеса, это неотъемлемая часть общества. Большое внимание, уделяемое инновациям требует постоянного совершенствования и изучения инновационных процессов. Одной из важных составляющих инновационного процесса является оценка и управление рисками инновационных проектов. Инвестирование в инновационные проекты, как известно, являются наиболее рискованным, а вместе с тем и более прибыльным, в случае успешной реализации проекта, чем инвестирование в обычные проекты или ценные бумаги. Для принятия решения о финансировании проекта, инвестору необходимо знать не только объем финансирования и прогнозируемую прибыль от проекта, но и оценить возможные риски проекта и методы управления этими рисками. Инновационные проекты характеризуются наибольшей неопределенностью, и риски таких проектов сильно отличаются от простых инвестиционных проектов, так как связаны, прежде всего, с научной и рыночной новизной. Говоря о высокотехнологичных корпорациях, основной деятельностью которых являются инновации, стоит отметить, что управлению рисками уделяется большое внимание, разрабатываются методологии и системы управления рисками. Чего нельзя сказать о начинающих start-up компаниях. Система управления рисками проекта должна рассматривать риск не только как вероятные угрозы для проекта, но и потенциальные возможности, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Актуальность темы заключается в разработке методологии управления рисками инновационного проекта, позволяющей определить риски, как угрожающие эффективной реализации проекта, так и представляющие дополнительные возможности при реализации проекта для максимизации прибыли.
Объект исследования – инновационный проект «Мультироторная система посадки»
Предмет исследования – система и методы управления рисками
Цель работы – разработка комплексной системы управления рисками инновационного проекта «Мультироторная система посадки».
Задачи:
- Изучение литературы по проблеме
- Раскрытие сущности инновационного проекта
- Раскрытие сущности рисков и их классификации
- Выявление основных принципов и методов идентификации и оценки рисков
- Рассмотрение инструментов и методов управления рисками
- Рассмотрение формирования системы управления рисками для инновационных проектов
- Разработка системы управления рисками для инновационного проекта
Методы исследования: методы сравнения, метод дедукции.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И РИСКОВ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Понятие инноваций и их классификация[1]
В настоящее время понятие инноваций и инновационного процесса встречается все чаще, что формирует потребность в более точном понимание сущности данных процессов. Дословный перевод innovation на русский язык означает новинка, нововведение, новшество. Инновации как процесс зародились тысячелетия назад, но предметом изучения с научной точки зрения и формирования теории инноваций зародилось лишь в 20 веке. Большой вклад в развитие теории инновационного процесса внес российский ученый Кондратьев Н.Д. и его теория длинных волн. Кондратьев связывал «повышательные» и «понижательные» волны с появлением технологических изобретений и их использованием, тем самым указывая на взаимосвязь между технологическим и экономическим развитием. Кроме того, Кондратьев увязывает эти процессы с остальными сферами жизни общества: социальными и политическими, тем самым раскрывая процесс взаимосвязи инноваций и общества в целом. Основоположником же понятия инноваций и теории инноваций считается Й. Шумпетер, который развил ключевые идеи Кодратьева. Шумпетер выделял роли инноваций на каждом этапе развития науки и технологий и сформулировал подходы к классификации инноваций. Существенный вклад в исследование инноваций внес немецкий ученый Г. Менш. Менш увязывает цикличность экономики с появлениями инноваций и стадиями развития предприятия. То есть на предприятиях наступает момент, когда предложение начинает превышать спрос, тогда предприятия пытаются найти новые выходы на внешние рынки, доля инвестиций начинает падать, вместе с нормой прибыли, отток капитала идет на финансовые рынки. И когда норма прибыли на финансовых рынках становится меньше нормы прибыли предприятий, по мнению Менша, данная сфера готова к инвестированию. Последователи основоположников теории инвестиций продолжают рассматривать цикличность накладывая ее на другие сферы жизни общества. Так, например, А. Шлезингер[2] предположил, что первые 15 лет цикла одного поколения характеризуются высокой степенью интенсивности и эффективности инноваций, после чего оно переходит в более консервативное состояние. Ю. Яковец[3] в своих трудах указывает на взаимосвязь цикличности науки, инноваций и технологических укладов, развитие ценообразования и эффективности. Таким образом, цикличность развития явилась основой для развития теории инноваций.
В настоящее время приводится сотни определений понятиям «инновации» и «инновационные процессы». Главное различие в понятиях заключается в том, рассматривается инновация как процесс или как результат деятельности. Стоит заметить, что понятие инноваций в российской и зарубежной литературе нередко отличается. Я. Кук и П. Майерс[4] определяют инновации как полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке. М. Додгсон[5] считает, что «инновации включают научную, технологическую, организационную и финансовую деятельность, ведущую к коммерческому введению нового (или улучшенного) продукта или нового (или улучшенного) производственного процесса, или оборудования». С.Н. Мазуренко[6] считает, что инновация – это результат разработок, который приводит к выходу нового продукта на рынок. М.А. Федотова[7] определяют инновацию как прорывной продукт, способный совершить революцию на рынке. В экономическом словаре инновация – это нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Большинство теоретиков и практиков придерживаются понятий сформированных в таких работах, как «Руководство Фраскати»[8] и «Руководство Осло»[9]. Данные понятия взяты за основу при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в России, исходя из которых, инновация – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Основными характеристиками, которыми должна обладать инновации это: научная новизна, практическая и коммерческая реализуемость. Таким образом, даже проработанная идея не может считаться инновацией, если она не направлена на удовлетворение потребностей потребителей и не имеет коммерческой реализуемости.
Понятие инновации является одним из компонентов инновационного процесса. Инновационный процесс – это процесс создания, реализации и распространения инноваций. Помимо инновации, инновационный процесс включает в себя такие компоненты как новация (новое знание или идея) и диффузия (распространение инновации). Новация как компонент инновационного процесса, представляет собой результат научно-технических достижений, которые могут иметь форму открытий, рационализацию понятий, методик или предложений. Новация является начальным этапом инновационного процесса, в то время как инновация является уже результатом новации, нового знания или продукта, готового к выходу на рынок, то есть является интеллектуальным товаром. Диффузия инноваций – это процесс распространения уже реализованной инновации, ее коммерциализуемость и применение потребителем. Скорость данного процесса зависит от возможностей каналов сбыта и реакции субъектов на нововведения. Диффузию инноваций нередко путают с маркетингом, но маркетинг является составляющей процесса диффузии, которую компания может контролировать. Таким образом, инновационный процесс представляет собой закономерную цепочку событий от создания идеи до реализации ее на рынке. Стэнфордским университетом[10] была предложена классификация фаз инновационного процесса, включающая в себя:
- Фазу открытия – фундаментальные исследования;
- Фазу творчества – прикладные исследования;
- Фазу воплощения – стадия между изобретением и разработками в широких масштабах;
- Фазу разработки – проведение опытно-конструкторских работ;
- Циклы технологических инноваций в определенных областях
- Деловые циклы – принятие инноваций потребителями
Основным драйвером инновационного процесса является получение конкурентных преимуществ на рынке.
Как любой продукт или проект, инновационные проекты имеют свой жизненный цикл, начинающийся стадией зарождения идеи и заканчивающийся внедрением его на рынок. Однако жизненный цикл инновационного проекта имеет ряд своих особенностей, которые влияют и на оценку и на принятие решений о финансировании проекта. В связи с высокими рисками, которые характерны для инновационных проектов анализ и оценку экономической эффективности проектов необходимо проводить не только на стадии зарождения проекта, но и в последующих фазах. Для инновационного проекта следует выделить пять фаз жизненного цикла:
- Зарождение идеи
- Разработка инновации
- Реализация проекта, освоение производства
- Внедрение на рынок и продвижение
- Потребление нового продукта/услуги
На стадии зарождения идеи, как правило, проводятся все фундаментальные и прикладные исследования, проводятся научно-исследовательские работы, разрабатываются макеты продукта.
На стадии разработки инновации уже формируются технико-экономические задания, проводятся конструкторские работы и опытные испытания и экспертизы, на основе которых принимается решение о реализации проекта. На данном этапе важно оценить не только пригодность технической модели продукта, но и оценить проект с точки зрения экономической эффективности. Для первых двух этапов жизненного цикла инноваций характерны высокие издержки, большая часть которых приходится на нематериальные активы (авторские права, патенты), а так же на затраты связанные с приобретением дорогостоящего оборудования и информационного обеспечения. На данном этапе незначительны затраты на приобретение оборотных средств, в связи с их ограниченным потреблением. Следует отметить, что на данных этапах общие издержки растут быстрыми темпами.
На стадии реализации проекта происходит освоение производства. На данном этапе отслеживается выполнение плана производства, расходования ресурсов и проводятся корректировки возникающих отклонений. Данный этап является очень важным при реализации проекта, так как именно на нем происходит адаптация прототипа к прописанным требованиям, налаживаются каналы снабжения, происходит запуск оборудования. С точки зрения ресурсного подхода, на данном этапе возрастает величина активов предприятия, так как приобретается оборудование для производства, расширяются используемые площади. Значительно возрастает на данном этапе использование оборотных производственных средств, которые часто остаются в незавершенном производстве, так как система производства недостаточно налажена. Темпы роста издержек на данном этапе так же остаются высокими на протяжении длительного периода времени при этом компенсируются издержки только за счет инвестиций.
Внедрение на рынок и продвижение нового продукта, или как ранее упоминалось – процесс диффузии, включает в себя проверку конкурентоспособности нового продукта. На данном этапе проводится активная рекламная компания и использование других эффективных маркетинговых инструментов. Соответственно на данном этапе большую долю затрат занимают маркетинговые исследования рынка. Размеры активов на данном этапе стабилизируются, так как налаживается система производства, логистики и снабжения. Затраты на формирование оборотных активов наоборот повышаются в силу вывода продукта на рынок, формирования складских запасов и незавершенного производства.
Стадия потребления заключается в принятии нового продукта потребителем и закреплением позиций на рынке. На данном этапе происходит стабилизация процесса производства и затрат на его реализацию. На данном этапе, как правило, состав нематериальных активов остается неизменным, оборотные активы стабилизируются и носят постоянный характер, а предприятие превышает доход над издержками и начинает получать прибыль.
При рассмотрении жизненного цикла инновационного продукта следует так же обратить внимание на стадии развития инновационного проекта – стартапа, которые имеют свои специфики и особенности для финансирования. Для венчурных инвесторов выделяют две классификации стадий развития венчурного проекта: сокращенная и расширенная.
Сокращенная классификация включает в себя следующие стадии развития инновационного проекта:
- SEED – «посевная стадия». На данном этапе в наличии только идея или проект, компания начинает свое формирование, создается управленческая команда, проводятся научно-конструкторские работы и маркетинговые исследования, проводиться поиск первоначальных финансовых ресурсов и создается прототип продукта.
- START-UP – «стартап» стадия. На стадии стартапа компания, имея опытные образцы, пытается наладить процесс производства и вывести продукцию на рынок. Происходит процесс укрепления команды, более детально изучаются конкуренты и окружающая среда, осуществляется поиск клиентов и каналов сбыта продукции.
- EARLY GROWTH – «ранний рост». Стадия, на которой компания достигает «точки безубыточности», отлаживает выпуск и коммерческую реализацию продукции. На данном этапе прибыль имеет неустойчивый характер, ведется поиск новых клиентов, привлекаются средства для дальнейшего развития и укрепления компании.
- EXPANSION – стадия «расширения». Стадия характеризуется укреплением компании на рынке, расширением производства и сбыта продукции. На стадии расширения компании требуются дополнительные маркетинговые исследования, компания становиться прибыльной, происходит рост основных активов и капитала.
- MEZZANINE – «промежуточная» стадия. На данной стадии компания привлекает дополнительные средства для повышения капитализации компании.
- EXIT - «выход». Этап создания публичной компании, на которой осуществляется продажа доли инвестора стратегическому инвестору, возможен выход на фондовый рынок (первичное размещение – IPO), либо выкуп доли инвестора менеджерами компании. Данный этап обусловлен выходом из компании венчурного инвестора, и позволяет зафиксировать прибыль инвестора после продажи своей доли.