Файл: Эффективный лидер и его команда (Теоретические аспекты изучения эффективного лидерства и командообразования в организации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 469
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эффективного лидерства и командообразования в организации
1.2 Особенности командообразования в современных организациях
Глава 2. Методологические аспекты изучения эффективного лидерства и командообразования
2.1 Факторы и механизмы эффективного лидерства в команде
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современных условиях развития российского общества к сфере управления предъявляются такие требования, которые адекватны процессу становления качественно новой личности. Речь фактически идет о создании новых систем управления и качественно иной подготовки самих руководителей и менеджеров, лидеров в сфере управления и бизнеса. На данном этапе российскому обществу необходимы лидеры, транслирующие ценностные ориентации и установки для членов любой социальной группы, способные снять напряженность в социуме, личности, ориентированные на гуманистические ценности, на достижение высоких целей во всех сферах общественной жизни.
Руководители современных предприятий осознают, что успех организации зависит не только от качественного сырья, инвестиций и новейших технологий, но во многом может быть обеспечен использованием управленческого ресурса, новых методов управления. Одна из таких технологий связана с организацией управления компанией посредством создания высокоэффективной управленческой команды. В настоящее время, в условиях сильнейшей конкуренции и появления новых технологий, именно командная работа играет ключевую роль в достижении необходимых результатов, способствует поддержанию конкурентных способностей компаний, являясь инструментом повышения эффективности работы любой организации.
Именно успешные команды становятся первыми, наиболее результативными, создают новый продукт, превосходя ожидания и выполняя работу раньше срока. Участники команды связаны общими целями, взаимным доверием и хорошо развитым умением сотрудничать. Исследования по выявлению условий успеха организаций подтверждают, что профессиональная команда является одним из важнейших факторов достижения высоких результатов деятельности организации. Потенциал команды значительно превосходит потенциал групповой или индивидуальной работы, благодаря чему даже небольшая компания или проект могут дать неожиданно высокие результаты.
Команда представляет собой не просто группу людей. Это группа, действующая совместно для достижения желаемого результата, к которому стремится каждый участник группы. Потенциал команды значительно превосходит потенциал групповой или индивидуальной работы. Благодаря этому даже небольшая компания или заурядный проект могут дать неожиданно высокие результаты.
Объект данного исследования – лидерство в современной организации.
Предмет исследования – эффективный лидер и его команда.
Целью данного исследования является изучение эффективного лидерства в команде.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и источники власти лидера.
- Изучить особенности командообразования в современной организации.
- Охарактеризовать факторы эффективного лидерства в команде.
- Проанализировать условия успешного функционирования команды.
Основным методом исследования выступил теоретический анализ научной и специальной литературы. Методологической основой исследования послужили разработки таких авторов, как О. С. Виханский, Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Е. Н. Павлова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.А. Крылова, Т. И. Куликова, В. Б. Сергеева и других.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эффективного лидерства и командообразования в организации
1.1 Сущность лидерства
На протяжении всей истории человечества феномен лидерства притягивал к себе внимание философов, мыслителей, ученых, пытавшихся выявить и определить роль выдающихся личностей и политических деятелей. В настоящее время исследования проблем лидерства отличаются разнообразным, противоречивым характером, что свидетельствует о чрезвычайной сложности этого явления. Определений термина «лидер» в современной социально-психологической, социологической литературе достаточно много.
Лидерство – это ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, партии, государства, обусловленное более эффективными результатами деятельности. Данный термин связан с такими видами деятельности, как управление, влияние и власть. Лидер – это человек, который обладает способностью влиять на окружающих, на ту группу, в которую он входит, при этом он не обязательно является руководителем организации. Лидером считает тот, кто демонстрирует образец поведения в том или ином обществе, он возникает стихийно, в то время как руководителю требуются специальные подготовительные этапы [12].
Т.С. Минаева пишет, что лидерство руководителя является интеграционной частью управления, важность которого повышается пропорционально положению лидера в организационной структуре [23].
Лидерство – это процесс социально-психологической самоорганизации и самоуправления общением, взаимодействием и деятельностью членов группы, который осуществляется лидером спонтанно, на основе факторов восприятия, эмпатии, подражания, понимания.
Лидеру свойственна сила, побуждающая людей к тому, чтобы делать что-то на более высоком уровне, добиваться лучших результатов. При этом стремление к власти, которое в ряде теорий рассматривается в качестве базовой потребности человека, не является гарантией занятия позиции лидера. Наоборот, в различных исследованиях и источниках отмечается склонность потенциальных лидеров отказываться от занятия лидерских позиций [4].
Отечественные исследователи называют лидерство процессом организации и управления социальной группой, способствующим достижению групповых целей в оптимальные сроки и с наилучшим эффектом. Феномен лидерства возникает в результате одновременного взаимодействия двух факторов: объективного и субъективного. Подчеркиваются следующие признаки появления и функционирования субъекта как лидера: стихийность, неформальность, социально-психологический характер, проявление в условиях малой группы. Лидеры мотивируют и объединяют людей в общем движении к общей цели [28].
В формальной группе лидерство управленца организации - это нормативно установленное право на власть, которое обусловлено должностной позицией руководителя в жестко определенных рамках деятельности. В неформальной группе лидерство является фактическим признанием права личности на власть в определенной сфере со стороны подчиненных, что связано с личностными качествами лидера.
Р. Стогдилл классифицировал все определения понятия «лидерство» по 11 ключевым идеям. При этом он выделяет следующие характеристики, свойственные субъекту как лидеру [3]:
- лидер является духовно-эмоциональным центром группы;
- лидер умеет добиваться согласия между руководимыми им людьми, приводить их к согласию;
- лидер умеет улаживать конфликты;
- обладает организаторскими навыками (делегирование полномочий, стимулирование членов группы, мотивация сотрудников), направленными на достижение результата;
- наличие поддержки лидера со стороны членов группы;
- лидер нацелен на достижение результатов и удовлетворение потребностей всех членов группы;
- умеет убеждать;
- лидер умеет анализировать межличностные отношения в группе, на основе чего осуществляется влияние;
- добивается изменения поведения других членов группы;
- порождает и поддерживает ролевую структуру группы.
Лидерство рассматривается учеными в качестве социальных отношений доминирования и подчинения в группе, организации, социуме, основанных на способности отдельных личностей (лидеров) принимать решения и оказывать влияние. Лидерство – это первенство, главенствующее положение в чем-либо. Лидерство трактуется как обозначение осуществления власти и влияния внутри группы. В настоящее время в основе зарубежных теорий лидерства лежит психологический подход [12].
В России получил распространение социологический анализ различных аспектов лидерства, который основан на существовании в обществе сложного взаимодействия субъективных и объективных факторов, различных по силе влияния, и лидер возникает в системе конкретных социальных условий, не изолированно, а в тесной зависимости от их развития [9].
На формирование личности лидера оказывает влияние целый ряд факторов. В зависимости от того, какую роль играет каждый из них как источник влияния лидера, выделяется несколько подходов к природе лидерства: биологический (физикалистский), социобиологический, психологический, социологический, социально-психологический и философский. В чистом виде данные подходы к пониманию источников лидерского потенциала личности отсутствуют; исследователи этой сферы зачастую придерживаются нескольких концепций, сами подходы также переплетаются и взаимодействуют друг с другом.
Многочисленные исследования российских руководителей позволили выявить следующие основные характеристики, свойственные современному лидеру [20]:
- умение формировать управленческую команду;
- детальное знание бизнес-процессов и производственной специфики своей организации;
- умение налаживать и поддерживать конструктивные отношения с внешними сторонами;
- умение управлять стратегическими изменениями в развитии организации;
- способность принимать решения в условиях неопределенности;
- умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых результатов;
- способность налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива;
- стратегическое видение развития бизнеса;
- фактор самодисциплины и организованности;
- способность к ведению переговоров и убеждению других людей в своей правоте.
Изучение лидерских качеств позволило исследователям выделить следующие четыре группы качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностные. Данный подход имеет свои недостатки, тем не менее, всегда вызывает интерес в сфере практического менеджмента. Диагностические методики, построенные на достижениях этого подхода, дают возможность с большой долей эффективности осуществлять профессиональный отбор лидеров. Диагностика нацелена преимущественно на выявление пяти характеристик, демонстрирующих высокую положительную корреляцию с успешным лидерством: интеллект; доминантность; уверенность в себе; высокий энергетический уровень; профессиональные знания и навыки, соответствующие выполняемой задаче.
Принципиально важная характеристика лидера – это его психологическое воздействие на окружающих. В связи с этим, понятие лидерства включает в себя такие явления, как влияние, власть, сила. В большинстве исследований влияние - это процесс информационного воздействия на сознание человека, позволяющий убеждать его в целесообразности соблюдения той или иной системы действий. Власть представляет собой способность оказывать влияние на поведение других людей, а сила - степень власти, отношения зависимости [15].
Ресурсы силы являются средствами воздействия и изменения поведения людей для достижения целей организации – это различные приемы, методы, технологии информационного и психологического воздействия на человека. Результатом коммуникативного воздействия лидера на человека является влияние на его восприятие, мышление, эмоции и чувства, волю, стремления.
Коммуникативное взаимодействие - это процесс взаимодействия между людьми, в результате которого осуществляется изменение их взглядов, убеждений и ценностей. Коммуникативное взаимодействие является психологическим фундаментом лидерства, поскольку ключевым показателем лидерства является власть, влияние, то есть возможность подчинять себе других людей [29].
Коммуникативное взаимодействие включает в себя ценности, чувства и мотивы людей, их отношение к различным объектам и процессам. В связи с этим, чтобы стать лидером в какой-либо большой или малой группе, человек должен не только иметь потенциальную власть. Он должен постоянно использовать ее, оказывать систематическое влияние на своих подчиненных, транслировать им свои убеждения и взгляды, подчиняя их поступки своей воле, реализовывать с их помощью свои решения и вдохновлять окружающих к новым достижениям.
Феномен лидерства объясняют через такие личностные черты, как предвидение, оптимизм, энтузиазм, любовь, справедливость, живость, страсть, одержимость, последовательность, применение символов, внимание к окружающим. Лидерство может быть представлено на всех уровнях организации. Оно зависит от множества мелочей, тщательно продуманных, и последовательно реализуемых, однако они могут оказаться малозначащими, если не будет твердых убеждений и личностной позиции лидера [25].
Лидерство понимается как проявление личностных черт, позволяющих одному индивиду оказывать большее воздействие на других, чем те оказывают на него, как умение убеждать и побуждать к действиям. Это комплексный образец конгениальности и эффективности, проявление межличностного влияния в усилиях группы по достижению цели.