Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях. Определение понятия организационной культуры и ее основные источники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Организационные символы и образность - многие верования и ценности, находящиеся в основании культуры организации, выражаются не только посредством легенд и саги, становящиеся частью организационного фольклора, но и посредством самых разнообразных ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, осуществляемые в определенное время и по специальному поводу с целью оказания воздействия на поведение и осмысление работниками организационного окружения. Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже назначенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Данные обряды выступают как организованные и спланированные действия, располагающие важным «культурным» значением. Соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников.

2.3 Роль организационной культуры в деятельности современной организации

Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и определяется не простой суммой предположений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют опреде­ленные образцы поведения.

Организационная культура представляет собой совокупность установившихся ценностей, тра­диций, верований, норм поведения, символов, которые во многом определяют характер взаимоот­ношений и направленность поведения людей [4,c.148].

Организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации, об­разцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что относится к ценностям и нормам, имеют важное значение для эффективного управления.

Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится фактором организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

Современные руководители и управляющие рассматривают свою организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность и облегчить общение. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все со­трудники понимали и придерживались ее. Значительное влияние на организационную культуру ока­зывает то, какое поведение персонала поддерживается, а какое угнетается при сложившейся практике управления. Организационная культура оказывает сильное влияние на различные аспекты функцио­нирования организации. При этом организационная культура может как «тормозить» развитие, так и стимулировать ее. Особенно влияет организационная культура на выработку организационной стра­тегии и возможности ее реализации.


Значительное влияние на организационную культуру оказывает то, какое поведение персонала поддерживается, а какое угнетается при сложившейся практике управления. Насколько приветству­ются руководством проявления самостоятельности и инициативы со стороны подчиненных. Замече­но, что высококвалифицированные кадры меньше зависят от воли управляющих, но больше подда­ются таким неформальным факторам привязки к фирме и, как следствие, исполнительности, как увлекательность работы, возможность проявить себя в решении нестандартной рыночной задачи, родственное в психологическом и социальном плане окружение, неоднозначность перспектив. Во многом может определять культуру организации культура ее лидера (его личная вера, ценности и стиль). Лидерство - способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижения целей организации [4,с.235]. Должность руководителя не означает автоматиче­ского лидерства. В научном подразделении нередко лидером является сотрудник, предлагающий но­вые идеи и концепции, а руководитель занимается преимущественно организационными вопросами. Задача руководителя - стать не формальным, а подлинным лидером. Это повышает неформальные организационные качества подразделения, эффективность его работы. Наиболее удачное сочетание: руководитель одновременно и лидер, и хороший управляющий. Лидерство можно воспринимать как процесс совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную деятельность организации по реали­зации стратегических целей. Если нет заботы о повышении эффективности организационной дея­тельности, то воздействие лидера на организационную культуру теряет смысл. С учетом вышеупомя­нутой роли лидера его задачами являются:

Выделение уникальных черт субкультур различных стабильных социальных групп и интегра­ция этих особенностей в ведущую культур;

Культивирование таких черт культуры, которые определяют эффективность организации (по­средством мотивации и обучения персонала);

Изменение тех черт общей культуры или субкультуры определенной группы, которые препят­ствуют эффективной деятельности организации.

Существование связи между организационной культурой и степенью эффективности организа­ционной деятельности отмечали многие исследователи. Специалисты Мичиганской бизнес-школы

разработали модель организационных культур и их эффективности. Эта модель основана на взаимо­связи организационной культуры с определенной моделью управленческого лидерства. Были выде­лены четыре типа организационных культур [3, стр.65]:


Клановая культура;

Иерархическая культура;

Рыночная культура;

Эдхократическая культура.

Каждый тип организационной культуры определяет критерии эффективности организационной деятельности и стиль управленческого лидерства. Для достижения эффективности в решении управ­ленческих задач лидер будет вынужден выбирать модели поведения, адекватные доминирующей культуре организации. Управленческое лидерство не только оказывает влияние на развитие культуры организации, но также является ее продуктом.

В условиях клановой организационной культуры особое влияние уделяется поддержанию атмо­сферы гибкости и удовлетворенности членов организации, позволяющей им восприимчиво относить­ся к эмоциональным переживаниям клиентов. В организации с клановой культурой сотрудники вос­принимают себя как одну семью или круг хороших друзей, где каждого связывает друг с другом мно­го общего. Для организации характерны высокий уровень согласия и взаимной лояльности, а также приверженность традициям. В организации данного типа придается особое значение выгоде от дол­говременного развития персонала.

Критериями эффективности организации являются единство и сплоченность ее членов, посколь­ку в организациях этого типа, как правило, востребованы лидеры, выполняющие роли покровителя, мотиватора, воспитателя и наставника.

Для эдхократической организационной культуры характерны динамизм, предпринимательство и творчество. Представители данной культуры готовы рисковать ради возможности удовлетворить свои потребности и реализовать свои цели. Они проявляют готовность к переменам и стойко прини­мают вызов. Данный тип организации в перспективе нацелен на дальнейшее развитие и получение новых ресурсов. В организации этого типа, как правило, лидер выступает в роли новатора, предпри­нимателя и стратега, определяющего новые направления развития.

Критериями эффективности организационной деятельности становятся творчество, рост, инно­вация, выпуск уникальных или новых продуктов и услуг, результат.

Организация с иерархической культурой более ориентирована на поддержание внутреннего по­рядка и стабильности при стремлении к экономической результативности. Как правило, этот тип ор­ганизационной культуры характеризуется высоким уровнем формализма и структуризации. Носители данной организационной культуры являются строгими приверженцами процедуры. От подчиненных они требуют надежности, предсказуемости поведения и результата. В подобных орга­низациях лидеры выполняют функции координатора, организатора, аналитика и наставника. Крите­риями эффективности организационной деятельности можно считать финансовую эффективность, своевременность, надежные поставки и спокойное существование.


Рыночная организационная культура характеризуется ориентацией на внешнюю среду при весь­ма высокой потребности в стабильности и контроле. Основным критерием оценки представителей данной культуры служит результат выполнения задания, поэтому большинство сотрудников органи­зации подобного рода ориентированы на достижение цели в условиях конкуренции. Здесь лидеры выполняют роли инициатора генератора, надсмотрщика, а критериями эффективности организацион­ной деятельности являются: определенная доля рынка; достижение целей; проигрыш конкурента.

Четыре вида организационной культуры воплощают «чистые» типы, которые редко встречаются в реальной жизни. Как правило, всякая организация характеризуется уникальной комбинацией эле­ментов каждого типа культуры. Для успешного функционирования организации должны быть не только более или менее гибкими, но и стабильными; их руководителям нужно принимать в расчет внешние обстоятельства и внутренние условия. В том случае, если среди представителей менеджмен­та нет лидеров, которые уделяли бы серьезное внимание утверждению и развитию определенной ор­ганизационной культуры с присущими ей ценностями, организация неизбежно будет функциониро­вать неэффективно. Отсутствие единого понимания организационных ценностей и справедливости существующей системы оценок труда сотрудников способствует усилению индивидуалистических мотивов деятельности, которые не всегда соответствуют организационным интересам.

Таким образом, отсутствие или недостаток внимания к развитию организационной культуры приводят к следующим тенденциям: у сотрудников такой структуры отсутствует представление о своей миссии, а именно на ее основе вырабатываются цели и критерии эффективности принимаемых решений. Миссия организации представляет набор концептуальных положений в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация. Миссия должна быть четко сформули­рована с привлечением персонала и открыто, представлена всем участникам организационной дея­тельности. Члены организации должны ясно представлять критерии оценки своей деятельности, ко­торыми являются декларируемые и поддерживаемые менеджментом организационные ценности. Это отражается на степени удовлетворенности, с какой подчиненные воспринимают условия трудовой деятельности, проявляется в мотивации сотрудников к труду. Менеджеры всех уровней и нефор­мальные лидеры также дезориентированы относительно поощряемых и не поощряемых руковод­ством моделей поведения, что закономерно приводит к попыткам внедрения каждым из них на своем уровне управления системы оценок, основанных на индивидуальных культурных ценностях. Это де­лает политику менеджмента противоречивой и приводит к конфликтам между формальными и не­формальными лидерами.


Организационная культура включает в себя культуру управления. Культура управления, как и организационная культура в целом должна соответствовать направлению деятельности организации и тому, какой организация должна быть в идеале, то есть соответствовать стратегическим целям ор­ганизации и способствовать их реализации. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и более подходящая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной инициативе, риске, высокой интеграции, нормальном восприятии конфликтов и ши­роком горизонтальном общении. Стратегия, диктуемая перспективами развития производства про­дукции, фокусируется на эффективности, лучшей работе при стабильном окружении. Она более успешна, когда культура организации предусматривает ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты.

Таким образом, можно сделать вывод, что организационная культура - это важнейший элемент в структуре организации. Она не только помогает организации выжить, расти и развиваться, но и опре­деляет возможности оптимальной интеграции, адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. От организационной культуры напрямую зависит, во-первых, то как персонал организации взаимо­действует с клиентами, и, следовательно, тот образ организации, который складывается во внешней среде. Во-вторых, от организационной культуры зависит стиль взаимоотношений внутри организа­ции, и степень удовлетворенности трудом и эффективность организации в целом.

Заключение

Организационная культура - это сложное явление и выражается в организационной структуре, статусных различиях, идеологии, мифах и символах, ритуалах и церемониях, а также в языке общения.

Тем самым требования к профессиональным как знаниям, навыкам, так и качествам руководителей и специалистов, как и иных работников, должны создаваться на основании, принятой в организации идеологии организационного поведения. Так формируется организационная культура.

Для любого из типов культуры имеется назначенная политика, а также четкий набор действий руководства, реализовываемых в конкретной организации.

Кроме доминирующей культуры, представляющая собой сумму некоторых ценностей, которые разделяются большим числом членов организации, в организации присутствуют субкультуры, представляющие собой сумму ценностей, разделяемых меньшинством членов организации.